Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира Ту би-Шват - двухсерийная история.


На примере Ту би-Швата мы рассмотрим несколько важных особенностей еврейской мудрости.
Во времена Храма Ту би-Шват был сугубо сельскохозяйственным «прикладным» праздником, связанным с отделением десятины от урожая плодовых деревьев.
После разрушения второго Храма и изгнания евреев из Израиля — праздник потерял свое практическое значение.
В Средние Века величайший каббалист Аризаль - «создал» для этого праздника новый — глубинный смысл, связанный с идеями развития человека.
Интересно, что он, сравнив человека с плодовым деревом, «активировал» как внешний так и внутренний миры человека.
С «внешней стороны» так же как дерево приносит плоды, которыми мы пользуемся, так же и человек должен приносить плоды в этот мир.
С «внутренней стороны» так же как в дереве внутри текут соки, оживляя дерево, так же и в человеке должен присутствовать внутренний мир, который нас оживляет.
ДИНАМИКА ИУДАИЗМА.
Внутри иудаизма есть «дискуссия» - должен ли иудаизм меняться со временем. Некоторые считают, что традиция — это отказ от изменений.
К сожалению из-за такого взгляда многие современные евреи отходят от иудаизма, так как они ищут «современные и динамичные» системы и иудаизм им кажется старомодным и устаревшим.
Мы должны осознать, что ситуация гораздо глубже.
В нашей традиции есть практические действия (заповеди-мицвот) и есть их глубинные смыслы.
Мир заповедей более консервативен. Но мир раскрытия глубинных смыслов заповедей — должен быть динамичным.
По мере роста сознания человечества классические заповеди приобретают «новые слои» смыслов, которые делают заповеди более «живыми» и влияющими на наш внутренний мир.
Самыми знаменитыми авторами, раскрывавшими глубинные смыслы были — Аризаль, классики хасидизма в том числе ХаБаДа, рав Гирш, рав Кук, рав Соловейчик и другие.
Интересно, что есть несколько путей освоения мира еврейской мудрости.
Человек, родившийся в религиозной семье — сначала осваивает практическую сторону заповедей. В детстве он еще не готов воспринимать «глубинные» идеи.
Когда он вырастает, у него появляется выбор. Некоторые религиозные евреи к сожалению так и не заинтересовываются глубинными смыслами и их соблюдение заповедей становится подобными привычкам, которые делают, не задумываясь. Им даже дали название FFH `- Frum From Habit (религиозные по привычке).
Но более зрелые евреи по мере взросления осваивают глубинные смыслы и их соблюдение заповедей оживляется и становится более зрелым.
В частности, одна из основных задач каббалы - раскрытие глубинных смыслов заповедей и евреи с помощью каббалы делают соблюдение заповедей особенно «оживляющим».
Рассмотрим светских евреев, которые не воспитывались в религиозных семьях.
К сожалению о глубинных смыслах заповедей очень мало написано в доступных источниках (в том числе на доступных языках). И светские евреи думают о заповедях только с их внешней стороны.
Но, будучи взрослыми, они (в отличие от детей) имеют свободу выбора и реализуют ее тем, что выбирают не быть религиозными.
Если наш светский еврей — интеллигентный человек, ищущий духовность, ему нужно обеспечить доступ к книгам, описывающим глубинные смыслы, к трудам хасидизма, рава Гирша, рава Кука и т. д. Кстати, основные их труды есть в переводе на английский язык и небольшая часть — в переводе на русский.
Интеллигентный человек не может не впечатлиться красотой и глубиной идей, связанных с внутренним смыслом заповедей. И постепенно он все больше узнавая, становится достаточно зрелым, чтобы попробовать заповеди, оживляя их глубинным смыслом.
Кроме этого существуют медитации, позволяющие нам научиться глубинным смыслам.
Особенно эти медитации актуальны по отношению к заповедям, которые мы не можем выполнить практически, например связанными с Храмовыми ритуалами.
Целую серию медитаций можно найти на русском языке в книгах Ефима Свирского, Арье Бродкина и Биньямина Шульмана.
Также мы видим, что иногда мудрецы создают ритуалы (не заповеди), которые помогают прочувствовать глубинные идеи. Так стало с Ту би-Шватным седером — обычаем, который разработал Аризаль. Мы не только фокусируемся на своем внутреннем мире, но и сопровождаем это поеданием различным плодов и выпиванием четырех бокалов вина, чтением стихов из Танаха.

Актуально: 

- 19 января 2011г. в 8 рм Нью-Йоркского времени- Меир Брук проводит Ту би-Шватный седер в JCBB (2915, Ocean Parkway).

- мой персональный сайт: http://meirbruk.net -регулярные уроки в формате mp3 и видео! 


В избранное