Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира Древо Жизни и древо Познания Добра и Зла. v.1.1


Тора обладает разными языками – для представления нам жизненно важной информации в своих текстах.

Одним из путей представления информации является язык символов.

Практически каждый объект (или сюжет), упомянутый в Торе – несет в себе символический смысл.

Важно понимать, что:

А) символический смысл не является единственным и Тору можно понимать также буквально.

Б) если буквальный смысл вызывает у Вас неприятие, это не должно препятствовать работе с символическим уровнем восприятия.

 

Мы с Вами совершим путешествие по наиболее важным символам Торы. Этот подход – безграничен, т.к. в Торе есть множество сюжетов и объектов. Более того, каждый объект несет в себе несколько символических смыслов.

 

Центральным объектом в первой истории Торы является Дерево познания Добра и Зла.

Это один из богатейших символов. Мы в нашем первом «путешествии» раскроем только один, но очень важный смысл.

 

Идея этого символа (познание Добра и Зла) несет мысль, что в нашем мире практически не существует вещей относящихся сугубо к миру добра или только к миру зла.

Все что происходит в мире – несет в себе смесь этих категорий.

Говоря с помощью других символов – нет в мире чисто белого и чисто черного, все является смесью этих двух цветов.

Хорошо это или плохо? Это – реальность и с ней надо учиться взаимодействовать.

 

Откуда берется «обратная сторона медали»?

Говорят наши мудрецы, что в человеке присутствует сила, которая стремится проявиться в «черном свете». И когда человек собирается совершить какое-то действие, эта сила «норовит» «вкинуть» в это действие свой интерес.

Как говорит еще одно крылатое выражение: «Ложка дегтя в бочке меда».

После анализа ситуации, мы с вами будем искать пути конструктивной работы с этими «смесями».

Но для начала посвятим усилие природе появления смеси.

Существует множество теорий на этот счет.

Одна из самых популярных пользуется понятием «эгоизм». Когда человек хочет сделать что-то другому, что выглядит как добро, мы имеем большой шанс увидеть «за кадром» эгоистический интерес дающего.

Некоторые люди даже всегда начинают с поиска «подвоха». «Что же он хочет с меня поиметь?» - думают они, когда им предлагают какую-то с виду позитивную идею или вещь.

Этот принцип можно назвать – поиск «дегтя» в «меде».

 

Самым важным использованием нашей концепции является анализ различных духовных течений или систем личностного роста.

Обычно такие системы изначально объявляются как «чисто белые», т.е. однозначно позитивные.

Но в подавляющем большинстве таких систем присутствуют «побочные эффекты».

Откуда они берутся? Дело в том, что создатель любой системы – живой человек.

В каждом живом человеке – есть «анти-сила», которая может себя проявить.

И далеко не всегда сам творец системы – готов распознать в детище своих рук происки «анти-силы».

 

Некоторые выбирают по принципу «наименьшего зла», т.е. смиряются с тем, что «зло неизбежно», но пытаются минимизировать его в своем выборе пути.

...

С другой стороны, верно и обратное, в любой темной силе есть «проблески» света.

По крайней мере – для самого носителя. Самый злостный бандит имеет в сознании какую-то идею, которая позволяет ему оправдывать совершенное. Некая очень субъективная система справедливости.

...

 

 

Теперь вернемся к идее, заложенной в сюжете Торы.

Если прочитать его более внимательно, то мы узнаем, что в сюжете присутствуют два Дерева – кроме Древа Познания Добра и Зла – есть еще Дерево Жизни (Эц хаим).

И объясняют мудрецы, что Вс-вышний ставил своей целью, чтобы человек сначала вкусил от Древа Жизни и только потом – от Древа Познания.

Что же хочет сказать нам второй символ – Древо Жизни?

Речь идет о том, что существует абсолютный критерий, который называется Жизнь.

И добром является то, что способствует жизни, а злом – то что ей препятствует.

Объясняют мудрецы, что если человек научится понимать, что такое жизнь и каковы ее критерии, то тогда такой человек сможет уверенно разделять добро и зло в тех смесях, с которыми он будет сталкиваться.

Таким образом, первостепенная задача – это научиться определять жизнь.

И здесь кроется важный момент – большинство людей жизнью считают простое физическое существование.

Для «расширения перспективы» приведем интересный пример.

Представим себе, что человек написал книгу. После смерти человека люди продолжают читать эту книгу. Есть еврейская фраза, что «когда мы читаем книгу умершего автора, уста автора шевелятся в могиле, произнося слова в момент, когда мы их читаем».

Т.е. человек оставивший после себя книгу – продолжает жить в те моменты, когда его книга читается другими.

Это важное расширение перспективы. Мы видим, что жизнью можно назвать и жизнь творений человека после его жизни.

В простейшем случае – наши дети также являются продолжением нашей жизни.

Но здесь – в случае детей – уместно сделать разделение.

Ребенка можно родить, а можно воспитать.

Факт рождения принципиально важный, но на поступках человека больше сказывается именно то, какое влияние получил ребенок в процессе воспитания.

Жизнью – являются хорошие дела человека, которые он сделал другим.

Но диапазон жизненности этих поступков громаден.

Кто-то «помог старушке перейти через дорогу», а кто-то раскрыл для другого мир духовности и творчества.

= - =

В еврейской мистической системе описания мира существует следующая система описания жизни.

Б-г – это та сила, которая обеспечивает жизненность миру.

Б-г вложил в каждого человека душу – «фрагмент Б-га», и душа «оживляет» нас, организуя жизнь.

В более подробной системе описания мы говорим о двух душах – нефеш и нешама.

Нефеш – это животная оживляющая душа. Она обеспечивает нашу жизненность на уровне животного начала. Т.е. все то, что объединяет нас с животным миром – дыхание, еда, питье, органы чувств, размножение, сон, отдых – находится в «ведомстве» животной души.

Нешама – Б-жественная оживляющая душа. Она обеспечивает нас реализацией «вечных» ценностей, теми аспектами жизненности, которые превосходят жизнь животной части нашего бытия.

Мы сформулировали важный принцип. Мы не пытаемся определить, что такое Б-г и Б-жественная душа. Мы постулируем, что Б-г – это то, что обеспечивает жизненность мира, а душа (нешама) – Высшую жизненность человека.

В таком случае оспаривать существование Б-га – это означает оспаривать то, что мир Живой, т.е. отказывать миру в праве быть «живым».

А оспаривать существование Высшей Души – означает сводить человека к его низшей части.

= - = - =

Так же как существуют способы оживления (например, написание книги), существуют и способы лишения жизненности.

Обычно мы в первую очередь вспоминаем радикальные средства – гильотина, пистолет, которыми можно мгновенно лишить человека жизни.

Но – важно осознать, что существуют и замедленные способы.

Так спившийся человек – еще какое-то время выглядит живым, но если он не совершит кардинальных усилий, то логически результатом будет полная смерть.

При чем мы здесь говорим не только о здоровье человека. Мы говорим о его сознании.

Если алкоголь является во многих случаях очевидным механизмом разрушения сознания, то мы должны понимать, что существует множество более тонких механизмов, которых мы обычно даже не осознаем. Они медленно «подтачивают» нашу жизненность, но ведут они туда же.

Эти механизмы и называются – злом.

Приведем один поучительный пример.

Человек – убил другого человека (кстати, это второй сюжет в Торе – про Каина и Авеля).

Спрашивается, убийство другого человека влияет на нашу собственную жизненность?

Ответ не столь очевиден для человека, не умеющего «зреть в корень».

Дело в том, что сам факт того, что человек убил, т.е. лишил жизненности ближнего (или дальнего) – начинает на уровне подсознания очень «давить на психику».

И далее возникает два варианта. Первый называется раскаяние (в еврейском варианте – тшува).

Подчеркну, что в случае убийства раскаяние – самый тяжелый случай. Раскаяние – это более универсальный механизм, который «разблокирует» влияние проступка.

Второй вариант – при отсутствии раскаяния человек начинает деформировать свой внутренний мир, чтобы интегрировать в него факт проступка.

Существуют два механизма (нездоровой) интеграции.

Первый – интеллектуальная рационализация. Человек пытается доказать себе, что его проступок основан на правильном подходе. Этот подход фабрикуется под ситуацию, и в результате интеллектуальная картина восприятия мира становится искаженной.

Это «отмирание» - на уровне сознания.

Второй – огрубление (анестезия). Чтобы не чувствовать угрызений совести, человек формирует «рубец» вокруг чувства вины. Этот рубец – очень небезобидная сущность.

Во-первых, для поддержания этого рубца расходуется очень большая жизненная энергия.

И жизненность человека уменьшается на ту энергию, которая теперь питает жизненность рубца. Рубец – паразит.

И, во-вторых, человек резко уменьшает чувствительность восприятия жизни.

Происходит общий «наркоз». Чтобы не чувствовать конкретной боли, человек глобально атрофирует свою чувствительность, при чем не только к болевым ощущениям, но и к радостям жизни. Это уже проявление «отмирания».

Итак, мы видим, что в результате – у человека жизненность уменьшается по крайней мере по трем параметрам:

- интеллектуальные установки, искажающие «нормальное» жизненное восприятие;
- уход энергии в паразитную структуру «рубца»;
- атрофирование жизненного ощущения.

= - = - =

Существует две основные категории, посягающие на нашу жизненность.

Первая – когда мы активная сторона (то что мы только что рассмотрели), вторая – когда мы пассивная сторона, т.е. жертва.

Во втором случае – доминантными установками становятся страх или обида или жажда мести.

Все эти качества – находятся в группе самых злостных «лишателей» нас жизненности.

Одним из принципиальных факторов становится «злостная» процедура обобщения.

Нас обидел какой-то конкретный человек. Но вместо локализации конфликта – наша внутренняя «анти-сила» производит противоположную процедуру – обобщения и обвинения всего окружающего мира.

Страх – приводит к боязни мира, который воспринимается (обобщенно) как враждебно-агрессивный к нам.

Жажда мести – может привести к тому, что человек став начальником, начинает мстить окружающим, особенно тем, кто находится ниже его на иерархической лестнице.

Самый опасный случай, когда человек с такой травмой становится диктатором в масштабе целой страны, подобно Гитлеру или Сталину.

Обида – переносится на весь мир.

Очень важно увидеть один из следующих феноменов.

Когда человек «подхватил» чувство обиды и обобщил его, такой человек на уровне подсознания будет больше всего обижаться на Б-га. Это понятно. Если Б-г – это Хозяин Мира, то как Б-г мог допустить такую несправедливость по отношению к нашему персонажу!?

Из моего опыта психотерапевтических сеансов с наиболее воинствующими атеистами, почти всегда в глубине подсознания у них находится детская травма, которая разрослась в обиду на весь мир и на его Хозяина – Б-га.

Обида – также как и вина является одной из самых активных структур.

То что мы писали по поводу паразитарных факторов верно и в этом случае.

Внутренний «обиженный ребенок» - выкачивает от нас энергию на самоподдержание.

Боль от обиды – включает программу «общего наркоза» и вынуждает нас резко «загрубить» уровень чувствительности к жизни.

= - =

 

У внимательного читателя должен возникнуть вопрос – понятно, что можно избежать ситуаций, когда человек – является агрессором, но далеко не всегда можно избежать ситуаций, когда человек оказывается жертвой.

Т.е. в этом случае человек не виноват (не выбирал) в том, что его жизненность пострадала.

Это ключевой вопрос любой духовной системы: «Почему праведники страдают?»

На него существует множество ответов.

Приведем два принципиально важных.

- мы должны уметь возвращаться к пройденной ситуации и трансформировать прошедшую обиду, в том числе демонтируя паразитарные структуры и восстанавливая чувствительность.

Идея духовного роста заключается в том, что растущий человек сейчас является более зрелым, чем в момент получения травмы. И мы можем вернуться в памяти назад в момент травмы, привнеся туда наш сегодняшний более зрелый подход к жизни.

Более того, мы можем «пригласить» в помощь духовного психотерапевта, который окажет поддержку и предложит инструмент, который «разрулит» ситуацию.

 

= - = - =

 

 

 

Ликвидация паразитарных структур также имеет в Торе символическое представление.

Она представлена символом - «обрезание сердца».

Тора два раза говорит об обрезании сердца. В первом случае сказано: «И ты обрежешь крайнюю плоть сердца» (Дварим 10:15). Во втором случае – «И Б-г, Вс-вышний твой обрежет твое сердце» (Дварим 30:6).

Говорится в комментарии «Тора Ор», что первая фраза говорит о том, что человек сам избавится от «заглушки», а вторая – что Б-г это сделает ему.

Можно по-разному понять эти фразы.

Но видно, что они хорошо согласуются с тем, что мы написали выше.

Часто когда говорится, что Б-г тебе сделает, объясняется, что это означает, что «Мудрецы Б-га» (как Его представители) помогут тебе это сделать.

Обобщая оба комментария, мы можем сказать, что человек, имеющий травму должен обратиться к специалисту духовной психопрактики и совместными усилиями – «обрезать сердце», т.е. убрать последствия травмы.

= - = - =

Более того, анализируя опыт работы с этими травмами, необходимо подчеркнуть, что травма не просто убирается, а трансформируется в очень мощный глубинный позитивный духовный ресурс.

И здесь мы получаем второй ответ на вопрос: «почему праведники страдают?» Мы видим, что каждая травма становится источником уникального позитивного ресурса, т.е. имеет позитивную ценность.

Важно подчеркнуть, что почти всегда это возможно благодаря тому, что мы работаем не «по-живому», а возврашаемся к травмам в прошлое, когда острота травмы уже уменьшилась.

Острую травму очень сложно (хотя и возможно) эффективно трансформировать «на месте». Нужно, чтобы травма ушла в прошлое, а мы потом «отправились» за ней с помощью регрессии.

= - = - =

Итак, мы сейчас совершили важнейший анализ. Мы увидели как на жизненность человека влияют два базовых процесса – обижание и обиженность.

И мы узнали хорошую новость – последствия этих травм могут быть не только убраны, но и трансформированы в новые ресурсы.

= - = - =

А теперь мы обратимся к глобальным процессам.

Глядя на историю человечества в общемировом масштабе, мы видим, что разные народы периодически «порождали» духовно-религиозные учения, часть из которых стала ресурсом для человечества до сего дня.

Еврейская мистическая мудрость – разделяет традиции на еврейскую и остальные.

Сейчас мы увидим, в чем глубинный смысл этого разделения.

Еврейская традиция основана на откровении, которое было спущено от Вс-вышнего в виде текста Торы с помощью величайшего из пророков – Моше Рабейну.

Также говорится в нашей традиции, что Моше Рабейну – был самым скромным из людей, и за это Б-г выбрал его на роль канала для спускания Б-жественной мудрости.

Наша традиция сравнивает Тору – с Деревом Жизни. Говорится о Торе «Древо Жизни Она для тех, кто держится за нее».

Что хочет нам сказать традиция, говоря о скромности Моше.

Имеется в виду, что Моше максимально подчинил свое эго. Это означает, что когда Моше передавал Тору он абсолютно не подмешивал к ней своих эгоистических интересов.

Это в свою очередь означает, что Тора – не содержит «элементов Зла» и является 100% Б-жественным продуктом.

Поэтому, она называетс деревом Жизни – что в ней нет противоположных факторов, элементов уменьшающих жизненность.

Но Тора – это не только сам текст Пятикнижия, это еще и вся система мировоззрения построенная на основе Торы.

Система, построенная на основе Торы – имеет свойства «Дерева жизни», т.е. она:

А) увеличивает жизненность;

Б) исключает вещи, которые уменьшают жизненность.

= - = - =

Важное качество системы Торы – она позволяет «откошеровывать» другие системы.

Объясняют мудрецы, что Б-г хотел, чтобы Адам сначала съел плод с Древа Жизни. А потом мог есть плоды с Древа познания Добра и Зла.

Это означает, что узнав принципы жизненности (заложенные в Торе=Древе Жизни) мы уже можем сами распознавать, что в других системах есть Добро (увеличивающее жизненность), а что есть Зло (уменьшающее жизненность).

Т.е. Тора – дает нам возможность создать критерий разделяющий Добро и Зло.

Это важно использовать в случае работы с другими духовными системами к которым «приложили» руки анти-силы авторов систем.

 

Приведм самый простой вопиющий пример.

Мусульманство создавалось на основе идеи познакомить человечество с Единым Б-гом (Магомет учился у евреев). Эта идея очень важная и позитивная.

Но способы приобщения Магомет (и особенно его последователи) подбирали на свое усмотрение.

В результате на сегодняшний день мы имеем самую «гремучую смесь» в виде религиозно-террористических организаций.

Добро в их деятельности – это желание приобщить людей к Б-гу.

Зло – способы насильственного навязывания добра.

= - = - =

Наша задача – научиться разделять обе части. После этого мы можем, сохранив фактор добра;

А) отделить силы зла;

Б) подобрать позитивные способы впесто негативных, которые делают из системы то, что в ней имеется.

= - =

В большинство духовных течений присутствуют элементы «анти-силы». Не всегда они столь агрессивные как в радикальном мусульманстве.

 

Но в идеале мы должны научиться распознавать «анти-жизненные» элементы и на основе знаний о Древе Жизни трансформировать все системы, которые претендуют на роль носителей «жизненной силы».


В избранное