Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Братья во Христе и Исследование Библии.


 

"На Основах Библии"

Руководство для духовного роста

Данкан Хистер

Бог, которого мы едва знаем



Ограничения Бога

Извините меня за спорный заголовок данной главы. По крайней мере, это заставит вас спуститься вниз к рассуждениям, которые, я чувствую, имеют здравое объяснение. Бог бесконечен, в милости, в спасении, в способности отвечать на молитвы, в силе и мощи в любой области. Однако Его бесконечная сила ограничена нашей духовностью. Возьмем простой пример: Бог желает полностью простить раскаявшегося грешника. Но Его сила ограничена степенью нашего покаяния. “ Может быть , они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их” (Иер.26:4). Также: “ Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи твои… итак покайся… и молись Богу: может быть , отпустится тебе помысел сердца твоего” (Деян.3:19; 8:22). Само существование подлинной свободной воли и концепции послушания означает, что Бог добровольно ограничивает свое всемогущество. Это используется Петром, в призыве людей к покаянию. Зависимость Божьей любви и всепрощения была также подчеркнута Христом: “И когда стоите на молитве, прощайте… дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших” (Мк.11:25,26). Поэтому рвение Бога прощать нас отражается в Его стремлении видеть нас, прощающими других. Его желание излить Свою милость по отношению ко всем нам – нечто прекрасное, нечто удивительное. Сама идея границ применения этого в отношении нас самих должна наполнить нас чувством крайней необходимости прощать других, чтобы не ограничивать Бога. Понимание того, что Бог позволяет Его силе (т.е. Его всемогуществу) быть ограниченной, сразу облегчает и понимание того, что Он может допустить Его всезнанию (т.е. Его знаниям) быть ограниченным. Бог, который по Своей природе не может забывать, для Которого время – ничто, благодаря этому может не вспомнить наши грехи (Ис.63:25). Это также объясняет, почему Бог изображается так, как будто Он внезапно узнал о чем-то, поспешно вмешался, или обижен внезапным вероотступничеством. Эти идеи трудно понять, если, в сущности, Бог имеет полные познания обо всем от начала времен. Они либо выражают Бога нашими человеческими терминами; либо Бог ограничивает Свое всезнание, как Он ограничивает Свое могущество, и, следовательно, не позволяет Себе предвидеть наше возможное будущее.

Ограничение молитвы

Наша вера в молитве в некотором смысле ограничивает ответ Бога. Вдова верила, что капля масла умножится ; но насколько оно умножится, было ограничено, но не Богом, а числом горшков, заимствованных ею, находясь в ожидании (4Цар.4:3). Мы часто совершаем ужасную ошибку, ограничивая Бога своим отношением к молитве. Слишком часто мы узнаем себя в человеке, который верил, и все же имел сомнения: “ Если что можешь , сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему” (Мк.9:22,23). Человек думал, что сила Христа помочь ему, была ограничена: ‘Если ты можешь чем-нибудь помочь, хорошо, пожалуйста, сделай!' Господь Иисус сказал иначе: ‘Если (ты) сколько-нибудь можешь веровать, все возможно' – другими словами, Бог может сделать всё, но Его способность ограничена нашей верой, а не каким-нибудь существенным недостатком внутри Себя. Человек не подумал об этом. Он представлял себе Бога, способного иногда немного помочь; Христос изменил слова мужчины, чтобы показать бесконечность силы Бога, ограниченной только нашей верой (1) . Существуют другие примеры, где степень и природа Божественного исцеления были ограничены верой просящего (Мф.8:13: “как ты веровал да будет тебе”; 9:29 “по вере вашей да будет вам”; 12:22 “так что”). Господь Иисус продолжает, комментируя исцеление мальчика: “Сей род (болезни) не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мк.9:29). Только пылкая молитва может вызвать ответ Бога; Он не работает на эмоциональной почве, просто потому что чувствует сожаление к кому-то. Необходимо пояснить, что первоначально сын этого человека не был исцелен, потому что апостолы не имели достаточно веры в его исцеление. Это учит тому, что действия Бога в отношении других отчасти зависят от наших молитв. Имеем ли мы более сильную мотивацию, ревностно молиться друг за друга?

Проявление даров Духа также зависело от веры (Римл.12:6) – как будто степень исцеления была ограничена в некотором смысле глубиной молитвы ее обладателя. Отсюда, увещевание стремиться использовать лучшие дары, как если бы пользование их было духовным усилием каждого (1Кор.12:31). Существовал дар различения духов, который Петр использовал при осуждении Анании; однако лжебратья проникли в раннюю церковь (Гал.2:4), по-видимому, из-за неудачи братьев использовать этот дар как надо. Мера нашего оправдания и, следовательно, природа нашего спасения тоже зависит от нашей веры и духовности сейчас: “праведности по (ср. “согласно”) вере” (Евр.11:7). Нам будем дано, каждому из нас, соответственно нашей духовной работе сейчас (Откр.22:12 и многие другие). Поэтому мы зарабатываем уровень нашего вечного существования через наше отношение, развиваемое сейчас. Мы “ сообразуемся смерти (Господней)” сейчас в наших мыслях, и это отразится в том, как Он изменит наше отвратительное тело, чтобы оно было “ сообразно славному телу Его” (ср. “подобно”) благодаря силе, которая уже сейчас “работает в нас” (Флп.3:10,21). Дух Христа, пребывающий в нас сейчас , будет той силой, которая оживит наше смертное тело в более постоянное, материальное отражение Духа, которым мы обладаем сейчас (Римл.8:11).

Бог прославляется во Христе, когда отвечает на молитвы, совершенные во имя Христа. Пугающе звучит, для духовного разума, что прославление ограничено степенью нашей веры в молитве: “Если чего попросите (в вере)… во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” (Ин.14:13). Бог искренне желает нашей приемлемости перед Христом на суде; но Его желание нашего спасения некоторым образом ограничено нашей верой, как выражено в молитве: “Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь … предстать пред Сына Человеческого” (Лк.21:36). Желание Бога принять нас на суде, несомненно, ограничено тем, как мы живем в нашей жизни сейчас, т.е. тем, как много любви и прощения мы проявляем. Но каким-то образом (и это, в самом деле, глубоко и удивительно) Бог будет влиять на нас, чтобы мы не огранивали Его нашей свободной волей! Подумайте над этим: нам было показано, что любовь / прощение, проявляемое нами сейчас, жизненно важно, если мы желаем получить спасение Божие. Но Павел сказал, что Бог поможет нам показать эту любовь: “Господь исполнит и преисполнит любовью друг ко другу… чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом… в пришествие Господа нашего Иисуса” (1Фес.3:12,13). Верно и то, что мы имеем свободную волю любить или ненавидеть друг друга, но на 100% ли эта свободная воля? И подумайте также, что Павел молился, чтобы Бог сделал других более любящими. Это будет, конечно же, воздействием на их 100% свободную волю.

Чем глубже мы задумываемся об этом, тем более мы приходим в изумление от чудесной и тайной работы Бога с нашими жизнями. Захария пророчествовал в контексте восстановления, что Иерусалим будет городом без стен с защитой и покровительством Бога (2:4-6). Но Израилю недоставало веры, и поэтому Бог спустился на их низкий уровень, позволив им построить стену, и помогал им в этом. Построение стены было проявлением великой веры и усердия Неемии; хотя совершаемая им работа, была результатом ограничения Бога Израилем из-за недостатка их веры, хотя сам Неемия и имел веру. Если бы Иуда остался в своей земле и не бежал в Египет, Бог раскаялся бы во зле, которое Он пообещал сделать, и позже восстановил бы землю и построил Иерусалим (Иер.42:10); однако полного восстановления не произошло: Израиль не послушал Бога. Существует множество подобной путаницы и в нашей жизни.

Тот факт, что Бог позволяет Себе быть ограниченным людьми, но все еще работает с ними, не должен препятствовать нашим усилиям не ограничивать Божий план нашего спасения. Не считая любви и прощения, смирение – еще один ограничитель Божьего желания спасти нас. Мы должны занимать более дальние места в собрании (в наших мыслях), чтобы Бог мог возвысить нас при втором пришествии (Лк.14:10). Мы должны смирить себя под смиряющей рукой Бога (еще раз, заметьте, каким образом Он помогает нам!), чтобы Он мог возвысить нас на суде (1Пет.5:6). Крайняя необходимость нашего истинного смирения должна гореть в каждом из нас в свете этого. Согласно тому, как глубоко мы познаем Его во всех наших путях, Он будет руководить нашими стезями (Прит.3:6).

Уже было высказано предположение о том, что нам предложено считать дату возвращения Господа переносимой, приближающейся благодаря нашим молитвам и духовному росту (2Пет.3:12). Это не значит, что Бог не знает дату. Кажется, что Божие намерение состоит в вознаграждении человека за его отклик, но Он также справится и с отказом согласиться. Следовательно, Мессианское Царство уже могло быть установлено при Соломоне, или в первом веке, если бы Израиль принял Господа. Но человеческое упрямство помешало этому; и Бог предвидел это, подготовившись соответственно. Нельзя сказать, что в конечном итоге Божии намерения были расстроены человеком, или человек промешал им осуществиться. Но с другой стороны, мы постоянно подталкиваемы постигнуть себя, ограничивающими Бога, противостающими Его воле, как Ангел противостоял персидскому царю (Дан.10:13), или как фарисеи “отвергли волю Божию о себе” не приняв крещение (Лк.7:30). Пророчество Иезекииля о Мессианском храме имело прекрасную возможность исполнения в период восстановления, если бы Израиль серьезно раскаялся (Иез.43:10). Зах.6:15, повествуя в том же контексте, определенно заявляет: “Издали придут и примут участие в построении храма Господня… и это будет, если вы усердно будете слушаться гласа Господа”.

Сила проповеди

Не только наше спасение, но и спасение других может быть ограничено нашим проявлением свободной воли. Если спасение других не зависит от нашего проповедования, тогда нет смысла в проповедовании вообще. Проповеднику в притче о великом пире заповедано: “ Убеди их придти, чтобы наполнился дом мой” (Лк.14:23). Дом Царства Божьего наполнен народом в результате энергичной проповеди (“убеди”). “Дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многосторонняя премудрость Божия” (Еф.3:10). Милость Бога провозглашена миру посредством проповедования церкви; и в этом смысле, Бог позволил ограничить Свою возможность являть Себя нашим благовестием. Посредством проповедования Евангелия в первом веке многие “обратились от тьмы к свету… ( чтобы получить ) прощение грехов и жребий с освященными” (Деян.26:18). Павел говорит о том, как через проповедование он приобретает и спасает людей (1Кор.9:21). Распятый Сын Человеческий должен быть вознесен нашей проповедью перед глазами людей так, чтобы “всякий, верующий в Него, не погиб” (Ин.3:14,15). Павел в своем проповедовании словом и делом искал “пользы многих, чтобы они спаслись” (1Кор.10:33). В контексте раскаяния Израиля в последние дни мы читаем несколько загадочные слова: “(иудеи) непослушны, для помилования вас (верующие-язычники), чтобы и сами они были помилованы” (Римл.11:31). Не значит ли это, что примирение Израиля с Богом частично зависит от нашего “милосердия” в проповедовании Евангелия им? И сейчас подумайте над словами Петра, обращенными к Израилю: “Покайтесь и обратитесь, чтобы (во-первых) загладить грехи ваши… и (во-вторых) пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа” во второй раз (Деян.3:19,20). Не предполагает ли это то, что пылкое желание Христа придти во второй раз, ограничено нашей проповедью Израилю?

И далее. Подумайте, что однажды Евангелие будет проповедано по всему миру, и тогда придет конец (Мф.24:14). Конечно же, это будет означать точное время возвращения Господа, – к которому Он и Отец всегда стремятся, – со временем, когда мы достаточно далеко распространим Евангелие. Когда урожай созревает, тогда начинается жатва. Господь задерживает Свой приход из-за медлительности и незрелости нашего развития; в этом смысле мы ограничиваем Его. Не следует думать, что если мы просто проповедуем по всему миру, приход Господа автоматически приблизится. Для Него важно созревание плода. Павел говорил о том, как будто он увидел линию, которая очертила ему область для проповедования, включающую Коринф. Когда же духовное обращение коринфян было завершено, измеряющая линия была продолжена, и Господь позволил ему ‘проповедовать благую весть в более отдаленных краях' (так я интерпретирую 2Кор.10:6,13-16). Это говорит о том, что многие из нас видели на практике в работе Евангелия: благословение Господа сопровождает наши попытки распространить Евангелие, только если истинный духовный плод созрел в тех, кто уже обращен.

Подобным образом мы можем ограничить Божественный план спасения других в экклесии нашим отношением к ним. Мы можем заставить других споткнуться на пути спасения. “Не подавайте соблазна (т.е. к духовному преткновению) ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне (в этом), как я Христу” (1Кор.10:31-11:1, главы разделены неправильно). Павел видел, что если он нанесет обиду, то он не ищет их спасения. Подобно Павлу, Господь Иисус не угождал Себе, эгоистично заботясь о Своем собственном спасении, но угождал ближним для их пользы в вечное назидание нам (Римл.15:2,3). Мы можем быть христадельфианами, не оказывающими влияние на остальное тело. Наше поведение, каким бы пассивным оно не было, имеет сильное воздействие на наших братьев. Мы все – члены одного тела. Факт, что, мы можем быть виновны в преткновении других, означает, что мы можем ограничить величественный Божественный план спасения для них. Один важный урок здесь: следите за своим поведением.

Опечаленный Бог

Природный Израиль препятствовал своими грехами спасающей руке Бога; они представляли Бога, как могущественного человека, который не может спасать (Иер.14:9); они “оскорбляют (буквально “размечать”, “выделять”) Святого Израилева” недостатком веры (Пс.77:41). Эта мысль аналогична другим утверждениям: “Они раздражали Его в пустыне… не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения” у Красного моря. Еврейское слово, переведенное “раздражали” родственно слову “опечалить”, “огорчить”. Ограничить Бога = огорчить Его. Он не просто абстрактная сила, которую мы регулируем нашей верой, подобно регулировке яркости света переключателем. Его рука имеет силу спасать, как это было прежде, и Он хочет, чтобы мы позволили Ему это сделать. Если мы не позволяем Ему, мы огорчаем Его. Израиль свел на нет цель Божьих заповедей, следуя своим собственным традициям, “устраняя слово Божие преданием” (Мк.7:9,13). Однако слово Божие всегда достигает того, зачем оно послано (Ис.55:11). Видимое противоречие может быть разрешено только принятием того, что хотя Божье слово обладает силой, Он допускает его ограничение реакцией людей. Заповедь почитания отца и матери в древние времена имела своей целью возрастание истинной духовности благодаря смиренному послушанию, подразумеваемому под ней; но из-за ‘изменения' иудеи лишили Слово Божие его потенциальной силы. Так Бог превратился в могущественного человека, который не мог спасать; в этом Его спасение зависит от нашего отклика (Иер.14:9).

Действительно, Израиль говорил, что рука Бога укоротилась так, что Он не мог спасти их (Ис.50:2; 59:1). Он мог накормить их медом из скалы в пустыне, это было в Его планах, но в действительности они получили только манну (Пс.81:16); они ограничили Святого Израилева. Манна была сладкая, вкусом подобна меду (Исх.16:31); но Бог мог дать им настоящий мед, который даже мог быть лучшим предвещением Царства, изобилующего медом, в которое они шли. Во времена Самуила Бог мог дать Израилю богатство и изобилие, но предпочел не делать этого из-за жадности священников (1Цар.2:32). Бог изгнал хананеев из Ханаана (Исх.33:2). Он придумал план, по которому Израиль должен был постепенно прогнать их всех (Исх.23:30); но на практике племена остались, потому что Израиль ограничил Бога тем, что не выполнил свою задачу, не истребил их (Суд.1:29). Поэтому приготовленное Богом для них будущее никогда не было реализовано. В самом начале завоеваний им было сказано: “Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я отдаю вам” (Нав.1:3). Хотя Бог и определил границы земли, которую Он желал дать им, границы были определены ими самими и их собственными амбициями в наследовании каждого закоулка и каждой расщелины. Крохи еды, приготовленные для Израиля, были великим чудом (Мк.7:27,28); какая еда, какие огромные духовные возможности и слава были приготовлены для них, а они этого не осознали! Выздоровление от болезни было возможно для Иорама, потому что Божественный план допускал это; но недостаток его покорности не позволил этому произойти: “Выздоровеешь; однако же, открыл мне Господь, что он умрет” (4Цар.8:10). Иудеи во времена восстановления храма были просто ленивы; они утверждали, что “не пришло еще время, не время строить дом Господень” (Агг.1:2). В ответ Бог приказал им идти и строить храм в исполнение Его более ранних пророчеств (Агг.1:8), говоря, что для постройки их собственных домов у них всегда есть время (Агг.1:4). Бог позволил пророчествам быть ограниченными в исполнении благодаря “стараниям” людей; однако, в конечном счете, Он Сам их исполнит полностью. Так, существует множество пророчеств о восстановлении, которые подразумевали возможность установления Царства в дни правления Зоровавеля. Однако Израиль был слишком увлечен материализмом, чтобы позволить этому осуществиться, и теперь, исполнение произойдет только при возвращении Господа. Оглядываясь назад на нашу жизнь, мы можем ясно видеть, что могло бы произойти, что было приготовлено для нас, если бы мы шли вперед с верой и смирением, в которых мы нуждались, как видим сейчас.

Когда мы поднимаем лицо вверх к жертве Христа за нас, мы видим руку Бога, протянутую для нашего спасения. Как мы огорчим Его, если ограничим нашей слабой верой, нашей умственной ленью в сосредоточении на этих вещах! Во Христе мы видим Бога без ограничений, выраженного полностью, достигнувшего 100% Его воли через Его Сына. Наше положение серьезно. Мы связаны с невыразимой, непрекращающейся, превосходной любовью и милостью Божьей. Его любовь, Его праведность, Его честность, Его желание спасти, – максимальны, чрезвычайно высоки. Мы видим их только издали, хотя Он предлагает их каждому из нас. Все же мы ограничиваем Его, и этим огорчаем Его. Нам нужно прочувствовать глубину этой трагедии. Он довольно серьезно относится к ограничениям, которые мы рассмотрели в этом занятии. Существует намек на то, что даже рождение Его Сына зависело от духовности Марии. Это было исполнением обещанного рождения, потому что она верила (Лк.1:45). Это та степень, которой Бог желает продемонстрировать соблюдение данного принципа.

В этих словах прослеживается чистая Божья милость. Пс.77:38,39 объясняет, как Бог работал с ограничивающим Его Израилем: “Он, милостивый, прощал грех… Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается…”. Но пусть каждый постарается, действительно постарается, ограничивать Бога меньше; в нашем проповедовании, в наших молитвах за других, в нашей любви друг к другу, в нашем старании достигнуть истинного смирения в этом высокомерном мире. Давайте действительно стараться давать Богу больше свободы действий и выражений, проявленных в Его возлюбленном Сыне.

Примечания:

∙  Слово “верить” опущено во многих текстах. Так, например, мы можем истолковать выражение: ‘Итак, “если ты можешь…”, как сам сказал, сделать что-то, хорошо, все возможно'. Это мнение разделяют также Ф.Б. Мейер и М.Р. Винсент.

Подстрочное примечание:

Из-за того, что Бог сделал уступку человеческой слабости, Он позволил людям ограничивать Свой план относительно людей. В начале Он спланировал дать каждому колену определенное наследие в земле обетованной; однако из-за их слабостей эти границы были изменены Им. Подобным же образом, кажется, что размеры обетованной земли были уменьшены в целом, когда стало очевидно, что Израиль недостаточно усерден, чтобы наследовать все. Первоначально, казалось, что Бог обещал всю землю между Нилом и Евфратом отдать Израилю, как единое наследие (Быт.15:18). Но поздние Писания показывают, что эта область была уменьшена до Ханаана. Так Вт.11:10,11 делает различие между Египтом и обещанной в наследие землей. Шпионы были посланы из Кадес-Варни, который был внутри первоначально обещанной территории, чтобы “увидеть землю” (Числ.32:8; Вт.9:23; Нав.14:7). Когда Израиль стоял к востоку от Иордана, внутри границ территории, обещанной Аврааму, им было сказано: “Ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе. Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле…” (Вт.12:9,10). Стих в Числ.34:5, возможно, наиболее точен в определении границ земли, протянувшейся “от Ацмона направится граница к потоку Египетскому”, Вади-эль-Ариш, ручей египетский в Синайской пустыне. Тем не менее, другое слово использовано в Быт.15:18 для описания границы, проходящей по нахар в Египте (т.е. по великой реке Нил) до нахар , великой реке Евфрату. Бог сказал Израилю дойти до Евфрата: “Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам” (Нав.1:3,4). Однако они были минималистами, довольствовавшимися своим собственным наследством, и не заботившимися о наследстве для всего Израиля; поэтому они не пошли до Евфрата. Таким образом, границы земли, в конечном счете, полученной ими, были гораздо меньше, чем могли бы быть.


В избранное