Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Российского ISTM

  Все выпуски  

Новости Российского ISTM (Освобождение Аджамилы - 2 часть)


1к-514. 27.08.2015 (Украина) Фестиваль Бхакти-Сангама. Фестиваль Бхакти-Сангама. семинар «Освобождение Аджамилы» (2 часть) ШБ 6.1.24

 

Шримад Бхагаватам Песнь 6 Глава 1 Текст 24

тасйа правайасах путра даша тешам ту йо 'вамах
бало нарайано намна питрош ча дайито бхршам

тасйа - его (Аджамилы); правайасах - очень старого; путрах - сыновья; даша - десять; тешам - среди них; ту - но; йах - который; авамах - младший; балах - ребенок; нарайанах - Нараяна; намна - по имени; питрох - родителям; ча - и; дайитах - дорог; бхршам - очень.

У старого Аджамилы было десять сыновей, и младшего из них звали Нараяной. Он был совсем еще малолетним, и отец с матерью души не чаяли в своем малыше.

КОMMЕНTАРИЙ Шрилы Прабхупады: Слово правайасах показывает, каким грешным был Аджамила: у него, восьмидесятивосьмилетнего старика, был маленький сын. По ведической традиции мужчина в пятьдесят лет должен отойти от семейных дел и покинуть дом. Ему не следует оставаться в семье и зачинать детей. Половую жизнь разрешается вести в возрасте с двадцати пяти до сорока пяти, или, от силы, пятидесяти лет. После этого надо отказаться от половой жизни, покинуть дом и стать ванапрастхой, а затем санньяси. Аджамила же, сойдясь с блудницей, забыл все обычаи брахманов и погряз в грехе, даже несмотря на то, что эта женщина стала его женой.

КОММЕНТАРИЙ Шрилы Индрадьюмны Свами:

Мы продолжаем семинар на тему освобождения Аджамилы. Эта лила очень подробно описана в 6-ой песни Шримад Бхагаватам. Ее очень подробно обсудил в своих лекциях наш возвышенный духовный учитель Шрила Бхактиведанта Шрила Прабхупада.

Вчера мы говорили про историю жизни Аджамилы – о том, что он родился в семье возвышенных брахманов и естественным образом впитал возвышенные брахманические качества. Мы упоминали, как Шрила Прабхупада говорил о том, что мы перенимаем качества тех, с кем общаемся: если мы будем общаться с людьми, занятыми невежественной деятельностью, то падем с уровня гуны благости. Если мы общаемся с людьми в гуне страсти, то мы тоже начнем действовать в гуне страсти. Но если мы будем общаться с людьми в гуне благости, то возвысимся до гуны благости, даже несмотря на то, что подвергаемся воздействию других гун.

Этот принцип особенно важен при общении с теми, на кого не распространяется влияние трех гун материальной природы – садху, утвердившихся на трансцендентном уровне. В Чайтанья-Чаритамрите сказано:

адху-санга садху-санга сарва-шастра-кайа лава-матра садху-санга сарва-сиддхи хайа

Даже мгновение общения с садху может помочь человеку встать на путь освобождения.

Этот принцип заложен в основы фестиваля, на котором мы все с вами сейчас находимся – бхакти-сангам. На нем мы общаемся со множеством учеников и учениц Шрилы Прабхупады, также мы общаемся с лидерами украинской ятры и другими возвышенными преданными со всего мира.

{санскрит}

Сарвабхаума Бхаттарачарья еще 500 лет назад говорил: те, кого ужалила змея Кали-юги, будут спасены от ее яда благодаря воспеванию святых имен Господа и служению лотосовым стопам Его слуг.

Именно этим мы занимаемся здесь, на фестивале Бхакти-Сангама. И самое важное для нас общение – это собраться всем вместе и следовать Юга-дхарме, то есть громко воспевать:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Для людей Кали-юги это единственная надежда, потому что шастры говорят, что все люди в эту эпоху – это шудры и те, кто ниже шудр. Шудра означает «человек под воздействием гуны невежества и страсти». В этом веке и надеяться не стоит достичь освобождения, потому что калау шудра самбхаваха – нас окружают только люди уровня шудр и ниже.

Разумный человек сознательно ищет правильного общения.

Аджамила не только родился брахманом, он стал брахманом и жил как брахман. Недостаточно брахманом родиться, нужно еще развить в себе необходимые брахманические качества. В Индии часто думают, что брахманом может стать только тот, кто родился в семье брахманов. Но брахманом может стать и тот, кто родился в другой семье – кшатриев, вайшьей, шудр, - и развил в себе брахманические качества благодаря общению, образованию. В священных писаниях нигде не сказано, что брахманом становятся от рождения, а говорится, что им становятся, развивая в себе брахманические качества.

Прекрасную аналогию на эту тему предложил Прабхупада (аналогии помогают нам понять сложные философские концепции): если кто-то родился в бедной семье и решил стать доктором, он сможет им стать, если будет старательно учиться в хорошем учебном заведении. Для этого ему не обязательно родиться в семье докторов. Конечно, тому, кто хочет стать врачом, никогда не помешает, если в его семье уже есть врачи. Когда я разговариваю с детьми и спрашиваю их, кем они будут, когда вырастут, они очень часто отвечают мне, например: «Я буду доктором, как папа! А кем же еще!» Есть такая поговорка: «Каков отец, таков и сын».

Итак, когда Аджамила родился, он, как и все, был в невежестве, и потом благодаря общению и воспитанию быстро стал брахманом. Наши современники, рожденные как шудры и ниже, уже к 5-ти годам развивают такие качества, как жадность, гнев и вожделение. В Ведические времена начинался процесс очищения человека с момента рождения.

ом агьяна тимирандхасья 
гьянанджая-шалакая
чакшур унмилитам йена тасмай 
шри гураве намаха. 

«Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель факелом знания развеял застилающую мои глаза пелену и дал мне трансцендентное видение, за что я ему вечно благодарен».

Благодаря хорошему общение молодой Аджамила развил в себе не вожделение и жадность, а брахманические качества.

Эти санскритские стихи помогают нам видеть вещи и явления такими, как они есть. Они разъясняют нам бесцельность материального существования. Они дают нам альтернативу – мы видим вечную жизнь в знании и блаженстве.

[санскрит]

Умиротворение, самоконтроль, аскетичность, чистота, терпеливость, честность, знания, мудрость и релиозность – таковы качества брахманов. И Аджамила все эти качества в себе развил, они у него уже были! Если ты много трудишься ради чего-то и наконец это заполучил, то понимаешь его ценность. И нет ничего более ценного, чем брахманические качества. Вы прикладывали много усилий, и когда наконец добились результата, то испытывает огромное удовлетворение.

Шрила Прабхупада как-то сказал, что если вы заучили стих на санскрите и 7 раз его процитировали – например, во время лекции – то запомните его на всю жизнь. В начале вы будете помнить его не очень хорошо, будете забывать. Но после того, как процитируете его 7 раз – то не забудете уже никогда. И это приобретение будет гораздо более ценным, чем какой-нибудь купленный в магазине предмет, который сегодня есть, а завтра его уже нет. Очень важно, когда вы уже живете со знанием, и особенно важно, если это знание осознанное, вигьяна.

К сожалению, Аджамила свои качества утерял, когда начал общаться с шудрами. Шрила Прабхупада объясняет, что для тех, кто в гуне страсти и невежества, две самые важные страсти в жизни – это женщины и деньги. Для тех, кто находится на трансцендентном уровне, наивысшая ценность – маха-мантра Харе Кришна. У тех, кто в гуне страсти и невежества, мантры свои. «Деньги это мед. Деньги это мед. Сладкие, сладкие». А деньги привлекают девушек. И мужчин. «Ах, мне 16. Она прекрасна. Она – моя любовь». Сегодня все песни о деньгах и сексе. Ребята поют о девушках, девушки – о ребятах.

Сексуальное желание – это огромная сила. Хотя вожделение – это искаженная любовь к Радхе и Кришне, в материальном мире оно несет в себе огромную силу. Иногда человек привлекается не объектом, а его тенью, копией. Например, олень приходит на водопой, заглядывает в воду и видит там свои собственные прекрасные глаза. Вы знаете, что у оленей очень красивые глаза. Увидев свое отражение, олень замирает: «О, кто это? Ты кто?» И в ответ ему эхо: «Ты кто?..» «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?» - «Ты, конечно!»

Хотя Аджамила был брахманом, он привлекся искаженным отражением любви к Божественной чете и воспылал вожделением к распутнице. Конечно, можно над ним посмеяться, но при этом мы будем смеяться над собою, потому что в этом материальном мире все, начиная с Брахмы (конечно, не нашего Брахмы, потому что он уже чистый преданный) и до крошечного муравья – все попадают под влияние вожделения.

Вчера мы процитировали третью главу Бхагавад-гиты, где Кришна говорит, что вожделение – это всепроникающий враг всех живых душ. Что уж говорить о людях, если даже полубоги деваты попадают под влияние этой энергии. Можем ли мы надеяться выпутаться из оков майи? Она такая могущественная и нас так к ней влечет! Как только мимо проходит привлекательная девушка или парень, наши глаза следуют за ними, и неважно, что мы в этот момент делаем. На что мы можем надеяться?

Наша надежда на то, что Кришна Всепривлекающий. Он - Манохара, Он привлекает к себе умы всех живых существ. И еще Он – Мадана-Мохан, он очаровывает самого Камадеву (Купидона), а Радха привлекает самого Кришну, поэтому ее зовут Мадана-Мохан-Мохини. Если мы уже привлеклись Мадана-Моханом, нам не нужно волноваться о майе. В этом творении все находятся под влиянием могущественного Купидона, это его работа – подержать в этом мире преданного, чтобы тот получил свой урок. Он во всех выпускает свои стрелы вожделения, и как только стрела попала в сердце, то все. Ола-ла, лямур.

Вожделение есть везде, в том числе у животных и насекомых, например, у пауков. Есть пауки-самцы и самки. Самец-паук очаровывается восьмеркой изящных длинных ножек самки-паука и спрашивает ее: «Ты выйдешь за мена замуж?» Или свинья видит проходящего мимо кабана с его носом и думает: «Какой у него очаровательный нос!» «Можно я выйду за Вас замуж?» Половое желание очень могущественная сила. Никто не может от него отказаться.

Однажды Купидон выпустил свои стрелы во всех-всех живых существ; очень скоро он заскучал. Он вообще-то весьма непоседливый, ему нравится охотиться и попадать в своих жертв. Но стрелять было уже не в кого. Он начал жаловаться:

- Мне скучно! Мне нечего делать!

Тут до него дошли слухи о том, что существует некий юноша, на которого его стрелы не действуют, что у него нет мирских желаний, что он полностью трансцендентный. Купидон возмутился:

– Как же так, я ведь Купидон! Никто не может мне противостоять! Кто, вы говорите, тот человек, который якобы не боится моих стрел?

Один садху ответил:

- Имя его Кришна, живет он во Вриндаване…

- А как он выглядит? – уточнил Купидон.

- Среднего роста. Иногда он принимает позу, в которой его тело изогнуто в трех местах… И у него глаза как цветы-лотосы, с изогнутыми чуть ли не до ушей уголками. Его нос прекрасен, как цветок сезама… У него черные вьющиеся волосы, ниспадающие на плечи… Три складки на шее, напоминающие складки на раковине… Цвет его кожи темно-синий, как у грозового облака. У него красные, как плод бимбо, губы… Идеальные, как жемчужины, зубы… когда он играет на флейте, то раскачивается в такт музыке… На нем всегда-всегда вайджаянти-мала – длинная, до колен гирлянда из пяти видов цветов.

От такого описания у Купидона упала челюсть, потекла слюна, и мудрецу пришлось приводить его в чувство. Оправившись, Купидон заявил, что он сейчас же отправится во Вриндаван и выстрелит в Кришну своими стрелами. Мудрец пожал плечами:

- Попробуй… Удачи тебе. - И предупредил его, - Ни в коем случае не подслушивай Кришну, когда тот будет играть на флейте в лесу Вамшидхара на берегу Ямуны, вызывая гопи. Если ты услышишь этот звук, то не сможешь устоять и навсегда очаруешься им.

Купидон захохотал.

- Флейта? Какая-то музыка? Подумаешь! Да хоть арфа!

Мудрец сказал:

- Нет-нет! Когда Враджендра Кумара играет на своей флейте, даже камни плавятся! Птицы на лету падают! Телята перестают пить молоко своих матерей-коров. А река Ямуна меняет течение.

Купидон почесал в затылке, пожал плечами и все-таки пошел во Вриндаван. Он бродил по нему и спрашивал: «Где Кришна?! Где тут Кришна?» Вот так надо входить во Вриндаван! Прабхупада говорил, что продвинутые души никогда не заявляют, что они уже с Кришной, у них всегда настроение випраламбха-бхава, разлука с Кришной: «Где же Кришна, где же Ты?»

А в это время Кришна прятался за деревом калпа-врикша.

Купидон все ходил и кричал: «Кришна, ты где?....»

Наконец Кришна вышел из-за дерева и заиграл на флейте. Потрясенный Купидон прошептал:

- О мой Бог!

- Да, слушаю, - ответил Кришна. [смех]

Глядя на прекрасного Кришну – того, чей облик йоги удостаиваются лицезреть лишь после миллионов лет медитации – Купидон вложил стрелу в лук, натянул его, но так и не смог в Него выстрелить, его руки дрожали.

- Кришна, я сдаюсь! – прошептал Купидон. – Ты могущественнее меня!

- Да, - ответил Кришна.

Эта история показывает нам, как мы можем победить своего главного врага – вожделение, мешающее нам достичь Кришну. Рупа Госвами говорил, что «Я хочу испытывать влечение к Кришне на трансцендентном уровне с такой же силой, с которой тянет друг к другу юношей и девушек». Нужно просто научиться переводить свою привязанность с мирского уровня на духовный.

Это несложно, если вы поклоняетесь Божествам. Вот мы часто прославляем преданных санкиртаны, проповедников, но не менее важным служением занимаются пуджари: каждый день они украшают Божества и алтарь, и делают это так, что, увидев Их великолепие, нам уже совсем не трудно забыть о прелестях Майи. Поэтому поклонение Божествам особенно рекомендуется для преданных-новичков.

Также рекомендовано, чтобы Божествам поклонялись и более продвинутые преданные, и конечно же, очень возвышенные преданные. У каждого из шести госвами Вриндавана были Божества, с которыми у них сложились особые отношения. Госвами по-настоящему видели Кришну в форме Божества, Божества вступали с ними в общение, заговаривали с ними.

И особенно поклонение Божествам рекомендуется новичкам. Оно поможет нам развить привязанность к Кришне, - постепенно, а не наскоком – может потребоваться целая жизнь, но, по крайней мере, они встанут на правильный путь и начнут свое долгое путешествие. Как говорил Конфуций, самое длинное путешествие начинается с первого шага.

В этом стихе описано, как Аджамила привлекся блудницей, утратил брахманические качества и погрузился в грех.

Кришна бахир-мукха хана бхога ванчха таре...

Это стих из очень глубокого произведения, написанного спутником Господа Чайтаньи, Джагаданандой Пандитом, которое называется «Према-вивартха», или «Трансформация божественной любви». В этом стихе он говорит, что когда мы отворачиваемся от Кришны и начинаем удовлетворять чувства, в ту же секунду нас накрывает иллюзорная энергия Господа.

Падам падам яд випадам на тешам, - опасность подстерегает нас на каждом шагу, и это касается в том числе и тех трансценденталистов, еще не достигших полного совершенства. Как мы говорили вчера, самый надежный способ духовного совершенствования – это воспевание святого имени, потому что святое имя неотлично от верховного Господа. Святое имя – тоже Божество.

Что такое ты сказал, Махарадж, спросите вы? Что имя Кришны – это мурти?! Это не я говорю, это Кришнадас Кавираджа Госвами говорит: «Кали-кали нама рупа кришна аватара» - в век Кали воплощением Кришны является Его имя. По милости Имени весь мир получит освобождение.

Кришнада Кавираджа говорит «шри нам прабху», что это означает? «Повелитель»; Кришна присутствует в звуке своего имени, Имя - не просто мистическая звуковая вибрация, Имя – это сам Кришна, прямо здесь. И когда личность обозначает свое присутствие в каком-либо материальном носителе – например, в металле, дереве, камне или звуке – то это Божество. Если вы обратитесь к Нему по имени, Кришна защитит вас. Рама рагхава рама рагхава рама рагхава пахи мам! – это призыв к Господу о защите.

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Кришна очень могущественный, и Он повелитель Майи. А слуга всегда исполняет указания своего хозяина, особенно если хозяин – это Бог, а слуга – это чистый преданный Бога. Даже в материальном мире слуга выполняет указания хозяина. И это особенно справедливо для духовного мира – в нем есть Высший Хозяин и беззаветно преданные Ему слуги (шаранагати), которые с готовностью отвечают:

- Да, Кришна. Будет сделано. Твое желание для нас закон.

Майя настолько могущественная, что держит под контролем даже полубогов, повинующихся мановению ее пальца. Но стоит щелкнуть пальцами Кришне – и Майя с готовностью сделает для Него все, что угодно. Если мы обращаемся к Кришне с просьбой защитить нас от Майи, чтобы мы могли стать чистыми преданными и могли служить Ему наилучшим образом, Кришна прикажет Майе, чтобы она оставила нас в покое.

Мы не настолько могущественны, чтобы майя подчинилась нашему желанию; если на нас нападает голодная львица, то не стоит надеяться, что ее можно отогнать, просто этого пожелав или рыкнув на нее. Майю может контролировать только ее хозяин.

Наша единственная надежда – это святое имя. Мы можем взвесить на одной чаше весов всю красоту этого мира – женскую, мужскую, и так далее, и на вторую чашу положить хотя бы один из слогов маха-мантры, и он перевесит.

У Рамануджа Ачарьи был ученик, знаменитый боец. Высокий видный мужчина, очень сильный, с большими усами, длинными волосами, вежливый, обходительный, и в то же время – отличный борец. Его все уважали. Он был очень благочестивым человеком и каждый день ходил к Божествам Кришны в облике Нараяны, и супруга Лакшми массировала Ему стопы. Ранганатх. У Него самое прекрасное лицо. Чтобы посмотреть на Его лицо, надо было вот так наклонить голову. Очень красивое Божество.

Борец приходил к Ним каждый день и молился о том, чтобы стать преданным и очистить свое сердце, просил забрать его на Вайкунтху.

Подобно Аджамиле, однажды он встретил очень красивую блудницу.

В то время существовали особые проститутки, куртизанки очень высокого класса, уважаемые в обществе, потому что они защищали юных девочек от развращения: всегда есть мужчины, которым нужно удовлетворить вожделение, и они делали это с куртизанками. Такой уклад не относится к вайшнавской культуре, но так принято было в ведической культуре.

В Шри Рангаме жила одна невероятно красивая куртизанка, услуги которой весьма дорого стоили.

Однажды по дороге в храм борец встретил ее. Видимо из-за того, что он сделал себе какие-то послабления в духовной практике, или из-за того, что в его сердце проросли желания, дремавшие там еще с прошлых воплощений, он не смог устоять перед ее чарами и влюбился в нее, как это случилось в свое время с Аджамилой. Он не мог заплатить за ее услуги, поэтому просто ходил за ней, как собачонка. Он перестал участвовать в схватках, бросил все дела, и просто ходил за ней, завороженный. До того он был уважаемым в обществе человеком, но теперь он стал деградировать и потерял уважение.

И он был учеником Рамануджа Ачарьи. Обязанность гуру – помочь ученику достичь освобождения. Гуру прекрасно понимает, что ученики иногда подобны детям, иногда они стараются, а иногда не очень, и им нужно помогать, поднимать их на более высокий уровень. Прабхупада как-то сказал, что духовному учителю нужно быть готовым рождаться столько раз, сколько понадобится, чтобы помочь его ученикам, не успевшим добиться совершенства. И поскольку мы несовершенны, гуру приходится прикладывать очень много усилий, чтобы помочь ученику обрести освобождение. Но гуру счастлив делать это, потому что при этом он выполняет желание своего гуру. Бхактивинод Тхакур говорил: «Мой Господь, мое самое большое наслаждение – справляться с трудностями, которые выпадают на мою долю во время служения Тебе».

В один прекрасный день Рамануджа Ачарья отправился на поиски потерявшегося ученика.

- Вы не видели моего ученика, борца? - спрашивал он.

- О да, он вон там! Уже несколько недель шляется за той проституткой, ха-ха-ха! - отвечали ему.

Рамануджа нашел ученика и спросил его:

- Прошу прощения. Чем тут ты занимаешься?

А ученик завороженно бормотал:

- Только посмотрите на нее. Какие глаза!

- Я же твой гуру! Я с тобой разговариваю!

- Ах, какие глаза…

Рамануджа Ачарья пошлепал его по щекам, и боксер обрадовался:

- Ой, спасибо ,в глазах прояснело, теперь я еще лучше могу ее рассмотреть!

Тогда Рамануджа Ачарья предложил:

- Послушай. Если я предложу тебе нечто более прекрасное, чем ее глаза, ты отречешься от своей страсти к этой женщине?

У этого ученика, даже несмотря на то, что он пал, было достаточно веры, чтобы согласиться на это предложение.

Тамал Кришна Госвами как-то спросил у Шрилы Прабхупады:

- Какое качество ученика наиболее важное?

Прабхупада немедленно ответил: гуру-ништха, вера в учителя, которая спасет ученика от материального существования. Достигнув гуру-ништхи, ученик сможет вернуться к Господу. Вера в духовного учителя.

Рамануджа Ачарья схватил борца за ухо и потащил его. Куда? В храм. Чтобы тот посмотрел на Ранганатха. В этом храме есть место для киртана и лекции, но алтарь очень маленький, освещаемый светильниками на масле гхи. Их мерцающие огоньки особым образом подчеркивали и выделяли прекрасные глаза Ранганатха, украшенные драгоценными камнями. Увидев эти глаза, потрясенный борец повернулся к учителю Раманудже:

- Гуру Махараджа! Я бросаю эту проститутку и возвращаюсь к тебе.

Мы не можем обратиться к Кришне напрямую, мы можем прийти к нему через Его представителя – через Его преданных, через духовного учителя. Как говорил Бхактивинода в одном из своих стихов, посвященных духовному учителю, «Я бегу за тобой, восклицая Кришна!, Кришна!, потому что Кришна твой и ты способен дать Его мне».

По милости Кришны мы обретаем духовного учителя, и по милости духовного учителя мы обретаем Кришну.

Однажды во время лекции Шрила Прабхупада заявил:

- Кришна здесь. Берите Его!

Это та самая форма Кришны, которую Духовный учитель вручает нам в момент инициации – Кришна в звуке, в махамантре.

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Поскольку махамантра – это сам всепривлекающий Кришна, если вы всегда воспеваете Святое имя или служите ему, вы всегда будете защищены от майи, и более того, вы сможете вернуться домой, на Вайкунтху, и возможно, на Голоку. И все это по милости божественной формы Кришны - махамантры.

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

(Конец лекции)

-------------------------------------------------------------------------------

Скачать аудиозапись этой лекции вы можете по ссылке:

https://yadi.sk/d/tl1-OTmfmAt7d

Вся слава преданным ИСККОН!

Наши почтительные поклоны из блокадного Севастополя!

Ваши слуги

Российский аудио-видео архив Гурудева
The Indradyumna Swami Tape Ministry
http://istm.jimdo.com

(г.Севастополь. Крым)

 


В избранное