Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Российского ISTM

  Все выпуски  

Новости Российского ISTM (Брахма-вимохана лила)


2К-123. Брахма-вимохана лила

 27.06.2011 г. Польша

Шримад Бхагаватам 3.9.23 
 
эша прапанна-варадо рамайатма-шактйа
йад йат каришйати грхита-гунаватарах
тасмин сва-викрамам идам срджато 'пи чето
йунджита карма-шамалам ча йатха виджахйам
 
   Верховный Господь, Личность Бога, является вечным благодетелем всех предавшихся Ему душ. Свои деяния Он вершит с помощью Своей внутренней энергии, Рамы*, богини процветания. Я молю только о том, чтобы Он позволил мне служить Ему, дав возможность создать материальный мир, и чтобы эта деятельность не оказала на меня материального влияния, ибо только по Его милости
я смогу избавиться от ложной гордыни и не возомню себя творцом.
 
 * Рама - одно из имен Лакшми, являющейся олицетворением внутренней энергии
блаженства Господа. Не путать с Рамой (Рама) - одним из воплощений Господа.
(Прим. переводчика.)
 
 КОMMЕНTАРИЙ: Процессами сотворения, поддержания и разрушения материального мира ведают три воплощения гун материальной природы - Брахма, Вишну и Mахешвара. Из них воплощение Господа в образе Вишну, экспансия, обладающая внутренней потенцией Господа, является той высшей энергией, которая обеспечивает всю совокупную деятельность вселенной. Брахма всего-навсего выполняет функции
одного из помощников Господа в процессе сотворения вселенной, и потому здесь он просит Господа дать ему возможность все время помнить о том, что он - всего лишь орудие в руках Господа, чтобы он не возгордился и не возомнил себя истинным творцом. Tот, кто следует примеру Брахмы, становится дорог Господу и получает Его благословения. Создав что-либо, глупцы стремятся поставить это в заслугу самим себе, но разумный человек прекрасно знает, что даже травинка не шелохнется без дозволения Господа, поэтому заслуга
сотворения всего чудесного и удивительного принадлежит Господу и только Ему одному. Лишь тот, кто обладает духовным сознанием, способен избавиться от скверны материальных привязанностей и получить благословение Господа.

 

Это очень известная молитва, вознесенная Господом Брахмой. Давайте еще раз прочитаем её. Это очень знаменитый, популярный стих, который часто цитируется предыдущими ачарьями. Здесь Господь Брахма просит, чтобы занимаясь творением, он не попал под влияние материальной энергии и не осквернился. Какое же это особое служение, о котором говорит Господь Брахма? По милости и по наставлениям Господа он создал мир, в котором мы живем. В этом материальном творении существует множество вселенных, маленьких, средних и больших. Но каждая из этих вселенных была создана Господом Брахмой. У каждой вселенной есть собственный творец – собственный Брахма. Брахма, сотворивший вселенную больше, чем наша, имеет больше, чем четыре головы. Так как вселенная больше, то требуется больше разума, чтобы её сотворить, поэтому требуется больше голов. В стихе Господь Брахма говорит, что высшую энергию для творения он получает от Верховной Личности Бога, от Вишну. Некоторые воспринимают Господа Брахму как Верховную Личность Бога, так как он творит. Если мы сравним, что делаем мы и что делает Господь Брахма, то мы поймем, насколько он велик. Конечно, не все так думают, например, в Индии не так уж и много храмов Господа Брахмы. Брахма очень великая личность, но если вы будете путешествовать по Индии, то вы обнаружите большое количество храмов, в которых поклоняются Верховной Личности Бога и лишь немного храмов Господа Брахмы. Как говорит Кришна – Он есть причина всех причин, «ишварах парамах Кришнах саччид-ананда-виграхах а надир адир говиндах сарва-карана-карам» , как есть глава и подчиненные. Но конечно, для нас, обусловленных душ, то, что делает Господь Брахма – это великое деяние. Даже ученые не обладают таким знанием, которым обладает Господь Брахма. Но, тем не менее, Господь Брахма молит Господа о возможности не забыть Его. Почему он это делает? Во время служения ему приходится соприкасаться с материальной энергией. Мы знаем, что мы перенимаем качества того, с чем мы соприкасаемся. Мы знаем, что люди попадают под влияние трех гун материальной природы – невежества, страсти и материальной благости. Господь Брахма творил всю эту материальную энергию, поэтому это было довольно таки опасно, это не может быть желанным служением. Иногда вы можете сказать, что безопаснее находиться в храме, служить божествам, чем выходить на санкиртану и соприкасаться со всем этим. Конечно, преданные, выходя на улицу проповедовать, не попадают под влияние гун, потому что они дают, а не получают общение.

Можно сказать, мы, придя в сознание Кришны, через три недели опять вышли на улицы. Но это совсем разное, это нечто другое – получать служение и давать служение, преданные выходят на улицы чтобы давать служение. Как, например, вчера, мы вышли в этот материальный мир и казалось бы покинули прибежище лотосных стоп Ганхарвики Гиридхари. Но нет, они с нами присутствовали на фестивале, на фестивале мы создали копию духовного мира и мы приглашали людей, чтобы они посетили копию духовного мира.

Положение Брахмы иное, потому что он не путешествует вместе с фестивалем Индии. Представляете, какое это неблагодарное дело – творить эти материальные вещи. Ему приходится творить место и окружение для тех живых существ, которые отвернулись от Кришны. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Брахме приходится творить это место для тех, кто отвернулся от прекрасного лика Господа. Требуется огромная духовная сила, чтобы выполнять это преданное служение. И здесь показывается, как далеко может зайти преданный, чтобы удовлетворить Верховную Личность Бога. Преданный готов принять любое служение ради Кришны и не будет сетовать и жаловаться. Брахма следует наставлениям Верховной Личности Бога. Мы всегда должны следовать наставлениям духовного учителя и не отклоняться от них, и даже если когда-нибудь вы станете Брахмой, и Кришна вам скажет сотворить материальный мир, вы не должны сомневаться и должны выполнять это служение.

 Преданные всегда молятся, чтобы не пасть, потому что риск всегда существует. Но материальная природа настолько сильна, что она сбивает с толку даже таких великих личностей как Брахма, Индра, Шива, что же говорить о живых существах, живущих на этой планете. Однажды Шрила Прабхупада сказал одному из моих духовных братьев, Шридхару прабху: «Твоя проблема в том, что ты не боишься майи». Поэтому для тех, кто покидает стены храма, надо сделать прививку, чтобы не попасть под влияние материальной энергии. Что это за прививка? Это махамантра. И хотя в этом стихе Брахма произносит молитву, чтобы не попасть под влияние этих материальных вещей, но в какой-то степени он попал под это влияние. Мы знаем, что когда такие вещи происходят с возвышенными личностями, то это Господь так устроил, чтобы преподать нам урок. Пару раз Брахма забывал, какое положение занимает Кришна. И это одни из любимых историй всех бриджабаси.

Эта история произошла в одной из деревенек неподалеку от Рамана Рети. Это место находится примерно в сорока минутах ходьбы от моего дома. Рамана Рети это такое место, куда Кришна и Баларама часто ходили, потому что там очень мягкий песок. Кришна и Баларама находились в лесу, а в это время пролетал Брахма на своем лебеде. Брахма попал под влияние материальной энергии и подумал: «Этот пастушок, неужели он Верховная Личность Бога? Да он просто сражается с другими пастушками, кто-то говорит, что он - Верховная Личность Бога. Я сейчас подшучу над этими пастушками».  Мы все знаем эту историю, но любим слушать об этих играх вновь и вновь, потому что игры Кришны всегда свежи. Брахма украл всех коров и всех телят и всех пастушков. Кришна моргнул, открыл глаза, и уже никого не было. Брахма решил спрятать украденное на один год. Для того, чтобы преподать урок Господу Брахме, Кришна распространил себя во всех пропавших коров, телят и пастушков. Так как Кришна – источник всего духовного и всего материального, Ему не сложно было это сделать. Это легко для понимания как азбука, ведь всё происходит из Кришны. В «Шри Ишопанишад» говорится, что Кришна является самодостаточным философом, и поэтому он наслаждался тем, что распространил себя во множество пастушков, коров и телят. Вчера, во время фестиваля, я встретил Рагхунатху прабху с сыном. Его сын играл в песочнице и был совершенно самодостаточным – он был полностью счастлив, ему не нужны были ни родители, ни друзья, ни кто-либо еще. Так же и Кришна, играя в свою игру, наслаждался ею и был полностью счастлив. Господь Брахма через некоторое время вернулся и увидел, что все на месте: «Постойте, но я же украл всех этих коров, пастушков и телят. Что же здесь происходит?».  И он понял, что Кришна проявил себя во всех украденных коров, пастушков и телят.

Но бриджабаси не знают, что когда Кришна являет какую-то игру, то она имеет множество значений, и эти значения глубоки. Как, например, одна из игр касается взрослых гопи, которые служили Кришне. Взрослые гопи не означает старушки как Пурнамаси, это гопи в возрасте 20-30 лет. А приближенным Радхарани примерно 10-11 лет. Взрослые гопи хотели любить Кришну в бхаве ватсальи, те есть как ребенка. Матаджи могут проникнуться этим быстрее, чем прабху. Любовные чувства по отношению к ребенку больше проявлены у женщин. В духовном мире эти чувства чисты и трансцендентны. Взрослые гопи прониклись материнской любовью к Кришне. Эта ватсалья раса не означает, что они станут матерью Яшодой или Кришна будет их ребенком, нет. Это означает, что они испытывали эти чувства и стремились к ним. У них было умонастроение, как у матери Яшоды. Это особое умонастроение во Вриндаване и там существует множество умонастроений. В христианстве, например, существует одно умонастроение – почтения. Но в Гаудиа-вайшнавизме существует множество умонастроений, с помощью которых мы можем служить Кришне, в том числе и ватсалья раса – любовь к Кришне, как к ребенку. Изучая шастры и богооткровенные писания, мы узнаем, что наивысшее проявление любви – это любовь гопи, в особенности Шримати Радхарани. Они любят Кришну настолько сильно, как никто и никогда не любил. Но мы, в то же время, не должны недооценивать любовь других к Кришне. Потому что существует множество разнообразных проявлений любви, которые составляют духовный мир и делают его полным. В писаниях делается особый упор на особенности любви матери Яшоды к Кришне. Есть стих в Шримад-Бхагаватам: «Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни даже богиня процветания, которая является лучшей половиной Верховной Личности Бога, не может обрести Верховную Личность Бога, но такая милость была получена матерью Яшодой». У неё есть особая привилегия – она может кормить молоком маленького Кришну. Конечно, были какие-то исключения, когда няньки кормили Кришну, но такая возможность не предоставлялась другим взрослым гопи. Но в Брахма-вимохана лиле Кришна позаботился о выполнении этого желания. Как поступил Кришна? Он распространил себя в пастушков, коров и телят и действовал за них. Когда Кришна возвращается домой, бриджабаси думают: «Боже, ведь Кришны не было дома целый день, давайте устроим праздник в честь его возвращения!».  Представляете, на протяжении того года, когда отсутствовали настоящие коровы, телята и пастушки, каждый день, когда они все возвращались домой, взрослым гопи предоставилась возможность почувствовать материнскую любовь к Кришне. Их любовь к детям, телятам и коровам усилилась, они не понимали, почему. Мы же с вами знаем, что это была сама Верховная Личность Бога - Кришна. Кришна настолько милостив и добр, что предоставляет возможность служить Ему в том умонастроении, в каком преданные хотят Ему служить, то есть Он отвечает взаимностью.

Кришна явил эту игру и для того, чтобы убрать гордость у Господа Брахмы, чтобы показать ему, что Он не просто маленький пастушок, а источник всего творения. Что же является еще более важным? Кришна удовлетворил ватсалья-расу взрослых гопи, это было целью этой игры. И Брахма усвоил урок, он был хорошим учеником. Ученичество означает, что вы не знаете чего-то и порой можете совершать ошибки. Ведь студенты, ученики и другие обучающиеся естественно не совершенны и вполне могут совершать ошибки. Но смысл заключается в том, чтобы не повторять одни и те же ошибки. Могут быть даже некоторые скидки для данного момента. Как говорил Шрила Прабхупада: «Ты совершил ошибку, в первый раз я тебя прощаю. Второй раз – я тебя прощаю. Третий раз – посмотрим». Конечно, в наше время могут даваться некоторые скидки и ошибки могут повторяться второй и третий, пятый раз. Но Прабхупада говорил, что если преданные повторяют ошибки множество раз, то это говорит об их неискренности. Видите, каким хорошим учеником был Брахма – он с первого раза усвоил урок. Потому что он явился в этом мире и он открыл свое сердце Кришне. Шрила Вьясадева записал это для нашего блага. Он сказал: «Существуют люди, которые говорят, что они всё знают о Кришне. Но пусть они думают таким образом. Я не хочу обсуждать этот вопрос. О мой Господь, дай мне сказать, что касается Твоих добродетелей, Твоего могущества, они находятся вне моего понимания. Я не могу полностью ощутить их и не могу описать их словами».

После этой игры такие молитвы возносил Господь Брахма, он усвоил урок, и вся скверна была устранена из его сердца, он понял свое положение. Он осознал свое положение слуги. Он является особой душой. Он понял, что Кришна является его гуру. Очень немногие могут сказать, что Кришна является их гуру, это Брахма, Арджуна. Иногда преданные спрашивают друг у друга «кто твой духовный учитель».  Преданные смотрят на своего духовного учителя как на истинного последователя и ученика своего духовного учителя. Например, кто-то ответит: «Мой учитель – Ниранджана Свами», или Бхакти Вигьяна Свами, или Радханатх Свами. Представляете услышать в ответ: «Кришна!». Но вы не можете так отвечать, только у Брахмы и у Арджуны духовным учителем был Кришна. Кришна являлся гуру только в начале творения или когда религия пришла в упадок. Не думайте, что если сам Кришна становится гуру, то сама учеба становится легче. Когда Кришна и Арджуна дружили – было всё легко, но когда Арджуна принял Кришну своим духовным учителем. Шрила Прабхупада говорит: «Дружеские разговоры заканчиваются, когда ученик принимает личность друга в качестве гуру». И это было не так просто. Когда Арджуна предался Кришне, Кришна начал отчитывать его. Арджуна мог думать, что только сегодня у нас с Кришной были дружеские отношения, мы шутили, разговаривали, а сейчас Кришна начал меня ругать, какая скверна одолела Его?  «Арджуна, почему ты горюешь о том, что недостойно печали, ты негодяй! А ну-ка проснись и слушай, что я говорю». Это серьезный вопрос. Если сам Верховный Господь является духовным учителем, то процесс обучения не становится более легким, порой Он должен проявлять жесткость в обучении.

В этой игре Господь преподал урок Брахме и избавил его от гордости, проявив себя во множество пастушков, коров и телят. Поэтому и наш духовный учитель может давать нам суровые наставления, строгие наставления. В наше время сложно жить в ашраме, где живет гуру. Как же нам получить это порой горькое и сильное лекарство? Иногда духовный учитель в лекции описывает нам этот мир в истинном свете. Это мы можем думать: «Ой, какое чудесное утро, какой чудесный день, цветут цветочки». То есть мы должны смотреть на мир глазами писаний. Когда духовный учитель показывает нам, что на самом деле мы являемся глупцами, глядя восхищенными глазами на окружающий материальный мир. Что же может избавить нас от появляющейся внутренней боли, от разочарования? Это описания духовного мира. В этом мире существует баланс духовного и материального. Это чудесная игра, в ней много смысла и она замечательна. Через слушание мы можем понимать своего духовного учителя. Конечно, не со многими преданными у меня личные взаимоотношения, но вы можете многое почерпнуть, наблюдая и слушая. Наблюдая в частности за духовным учителем. Когда мы слышим о слабостях, которые существуют в материальном мире, мы можем подумать, что это говорится о нас. Но в то же время, когда мы слушаем о жителях духовного мира, мы думаем, что хотим стать такими же как они. Благодаря этому у нас может появиться вдохновение и желание приложить все усилия, чтобы вернуться обратно домой, в духовный мир.

И в частности, в этом Лакшми-Нрисимха туре, который проводится в этом году в двадцать первый раз, мы можем воспользоваться этой возможностью. Конечно, я могу быть пристрастным, считая, что у нас здесь есть особые возможности, особенные преданные. Это очень редко в материальном мире, потому что мы видим этот материальный мир, выходя каждый день на харинаму. Польша не является самым чудесным местом, ведь это материальный мир. Выходя на улицу, мы, конечно, видим материальный мир, но мы создаем некоторое пространство Вайкунтхи, то есть мы воссоздаем чудесный восхитительный, поразительный духовный мир. Есть книги, в которых рассказывается философия сознания Кришны, там проводится йога и волшебное представление, там также матаджи Ситала проводит семинары по счастью, и если вы зайдете в палатку Прахлад Нрисимхи прабху и сделаете себе гороскоп, то увидите, что люди выходя из этой палатки, зачастую выходят уже с четками. Проходя палатки, где продается много вкусного прасада, я заметил, что к восьми часам весь прасад был распродан, люди так стремились к этому вкусу.  Посмотрите, какая замечательная программа проводится на сцене – там и театр, и представление, и лекция. Люди могут либо благодаря чьей-то милости, либо услышав случайно, либо получив приглашение придти на этот фестиваль и погрузиться во всё это. Но будьте внимательны, не принимайте всё, что происходит здесь как само собой разумеющееся, всё, что повторяется день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем. Нужно ценить каждый день. И когда вы вернетесь домой, чем бы вы не занимались, на вопрос «где вы были эти два месяца», вы можете ответить – я был в духовном мире. Где? Я был не просто на Вайкунтхе, я был на самой Голоке Вриндавана. И что, ты видел Кришну? Каждый день. И Камсу я видел тоже. Я видел обезьянок, я видел Дхенукасуру. Вы можете сказать таким образом, потому что это правда. На этом туре у вас есть такое преимущество. И у вас нет никакого оправдания, чтобы не вернуться в этой жизни обратно, домой к Богу, если вы являетесь частью этого Лакшми-Нрисимха путешествующего тура.

Итак, продолжаем делать фестиваль один-два дня в Колобжеге. Посмотрите, какая чудесная погода. Когда я звонил сюда, мне говорили, что тут холодно и дождь. Но когда я сошел с самолета, я удивился, что тепло и светит солнце. Пожалуйста, будьте энтузиастичными и наслаждайтесь происходящим.

Гранд Шримад Бхагаватам ки-джай!.

Шрила Прабхупада ки-джай!

Шри Шри Лакшми Нрисимхадев путешествующий тур ки-джай!

Гаура према нанде хари-харибол!


В избранное