Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рассылка сайта "Credo in Deum"

  Все выпуски  

Рассылка сайта "Credo in Deum" Что такое Католичество?


Что такое Католичество?

 

 

Католическая Церковь (лат. Ecclesia Catholica) - это Церковь, основанная и возглавляемая Иисусом Христом, которую Он предназначил всему человечеству ради его спасения, и в которой присутствует вся полнота средств спасения:
- правильное и полное исповедание веры,
- совершение всех церковных таинств,
- священническое служение по рукоположению согласно апостольской преемственности.

Иисус Христос управляет Католической Церковью через Папу Римского и епископов, находящихся в каноническом общении с ним. Поэтому Католическая Церковь иногда называется Римско-Католической.

Слово «католическая» происходит от греческого прилагательного καθολικη («всеобъемлющая», «всецелая», «вселенская», «всеобщая»). Уже в древности этот термин обозначал один из важнейших атрибутов Христовой Церкви - кафоличность). Церковь называется католической (кафолической), потому что в ней присутствует вся полнота средств спасения, а также потому, что по воле своего Основателя она призвана распространиться по всей земле, чтобы «объединить все человечество… под Главой Христом в единстве Его Духа» (LG 13): «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28, 19-20).
Первоначально Католическая Церковь существовала в общине апостолов. Епископы, управляющие Католической Церковью, являются преемниками апостолов. Особую роль Иисус Христос доверил апостолу Петру - быть основанием и пастырем всей Церкви (ср. Мф 16, 18-19; Ин 21, 15-17). Служение Петра продолжают его преемники - епископы Рима (Римские папы). После разделения Церквей название «Католическая» закрепилось за Церковью, сохранившей единство с Папой Римским.

Католическая Церковь распространена по всему миру и представляет собой единый интернациональный организм, объединяющий граждан различных государств. Организационное единство Католической Церкви относится только к религиозным вопросам. При этом одним из важнейших принципов католической морали является лояльность и уважение к государственной власти в своей стране, соблюдение ее законов, если они не противоречат моральным нормам, забота о благополучии и развитии своего народа и своей страны.

В полном общении с Католической Церковью находятся те, кто связан с Иисусом Христом исповеданием общей веры, принятием таинств и узами церковного управления (LG 14; CIC 205). Но и все прочие крещеные христиане, даже если они не исповедуют веру Католической Церкви в ее целости или не сохраняют единство общения с Папой Римским, находятся в некотором, хотя и неполном, общении с Католической Церковью, (LG 15; UR 3). Католическая Церковь присутствует в каждой отдельной Церкви - общине христиан, пребывающих в общении веры и таинств со своим епископом (ККЦ 833; ср. II Ватиканский собор, декрет Christus Dominus 11; CIC 368-369). При этом отдельные Церкви являются полностью католическими через общение с одной из них - Церковью Рима (ККЦ 834).

Вероучение Католической Церкви основывается на Божественном Откровении, т.е. на тех истинах, которые Сам Бог открыл людям ради их спасения. Божественное Откровение осуществляется разными способами. Так, гармония и величие Вселенной свидетельствуют о существовании высшего Разума, все сотворившего. Еще св. ап. Павел в одном из своих посланий указывал, что Бог открывает Себя людям и через созданный Им мир: «Ибо невидимое Его - вечная сила Его и Божество - от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим. 1,20). Кроме того, Бог говорит с человеком в глубине человеческого. сердца, в частности через совесть, позволяющую познавать принципы нравственности. Но наиболее полным и недвусмысленным образом Бог открылся в сверхъестественном Откровении, которое было сообщено через проповедь посланных Богом пророков, а также через определенные исторические события, в которых проявилось особое участие Бога. Выдающийся естествоиспытатель М. В. Ломоносов по этому поводу писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой - Свою волю. Первая - видимый мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга - Священное Писание». Ученый очень верно отметил два источника Богооткровения: Священное Писание и созданный Богом мир - Вселенная. И, кроме того, ученый сделал еще очень важное уточнение: человек открывает себе Бога «по мере дарованного…понятия».

Божественное Откровение достигло наибольшей полноты в проповеди и деяниях Иисуса Христа, Который повелел Своим ученикам, т.е. Церкви, проповедовать Его учение среди всех народов.

Источниками вероучения являются Св.Писание (Библия, состоящая из книг Ветхого и Нового Завета, созданых по вдохновению, ниспосланному Богом, поэтому они называются богодухновенными) и Церковного Предания, обеспечивающего непрерывную передачу Откровения от одного поколения христиан к другому посредством проповеди, богослужебных действий, текстов молитв, катехизации, религиозного воспитания, церковного искусства, богословских сочинений и т.д. Предание и Писание не представляют двух независимых источников вероучения, т.к. восходят к единому Божественному Откровению. Для постижения Откровения важно не только Писание, но и Предание: во-первых, Предание гарантирует от произвола при толковании текстов Писания; во-вторых, Предание содержит сведения о том, какие именно книги входят в Св. Писание, т.е. являются богодухновенными.

В ходе истории Церковь приходит ко все более глубокому осознанию Откровения. Время от времени церковная власть в лице Папы Римского или епископов, собравшихся на Вселенский собор, официально провозглашает некоторое положение - догмат - как истину веры, обязательную для признания всей Церковью. Новые догматы не придумываются Церковью, а лишь раскрывают в явном виде то, что уже подразумевается в Писании и Предании. Св. Дух, обитающий в Церкви, предохраняет ее от возможных ошибок как в вере в Откровение, так и в его провозглашении, передаче и истолковании. Таким образом, Церковь имеет от Бога дар безошибочности в суждениях, касающихся веры и нравственности и вытекающих из Божественного Откровения. Этот дар принадлежит не только Церкви в целом, но и ее видимому главе - Папе Римскому, а также коллегии епископов в единстве с Папой, если они, объединенные на Вселенском соборе, провозглашают какое-либо учение как обязательное для Церкви или же, рассеянные по всей земле, сходятся в том, что это учение является таковым (ср. LG 25).

Согласно католической вере, мир создан всемогущим Богом, Который безраздельно управляет им по Божественному Провидению. Бог настолько превосходит творение, что Его сущность остается тайной для человека. Бог вездесущ, вечен, всеведущ, абсолютно справедлив и в то же время бесконечно милосерден: Бог есть любовь. Он един в трех Лицах, называемых Отцом, Сыном и Св. Духом. Лица Троицы единодушно участвуют в каждом действии Бога вовне (ad extra). Они отличаются отношениями друг к другу: Отец рождает Сына, Св. Дух исходит от Отца и Сына; при этом Отец является источником всей Троицы, единственным началом Сына и Св. Духа. Полнота Божественной жизни проявляется в постоянном общении любви между Лицами Троицы.

Мир, будучи творением абсолютно благого Бога, сам благ. Творение включает материальный мир и ангелов - полностью духовных существ, посредников между Богом и материальным миром. Из всех творений особым сходством с Богом наделен человек, которому Бог дал во владение всю землю. Человек был сотворен для блаженной жизни в совершенном общении с Богом, однако первые люди злоупотребили своей свободой - нарушили запрет, данный Богом, и тем самым совершили первородный грех. Это произошло в результате искушения со стороны дьявола - ангела, отпавшего от Бога и ставшего Его врагом. Следствием первородного греха стали все страдания и несчастья, выпадающие на долю людей, включая неизбежность смерти. К первородному греху добавились и другие грехи, еще ухудшившие положение человека. От рабства греху человек не может спастись собственными силами; для этого необходима особая Божественная помощь - благодать, которую Бог дает независимо от каких-либо заслуг со стороны человека.

Вся человеческая история - это история спасения человечества Богом. Среди этапов истории спасения особое место занимает избрание Богом одного народа, с которым Он заключил союз, обещав Свое покровительство при условии верности Ему и исполнения Его заповедей. Однако израильский народ часто нарушал данные Богом заповеди, в результате чего терпел поражения от других народов. Израильские пророки предсказывали, что остаток израильского народа все-таки уцелеет, и что придет Мессия, который спасет его.

Этим Мессией, или Христом, стал Сам Бог-Сын, принявший человеческую природу, родившийся от Девы Марии и сделавшийся человеком Иисусом. Потому Иисус, является и истинным Богом, и истинным человеком, благодаря чему Он смог вновь примирить людей с Богом. Своей жизнью, смертью и воскресением из мертвых Иисус Христос совершил искупление человечества - освободил его от власти греха и смерти.

Иисус Христос доверил Своим ученикам-апостолам проповедовать Его учение, совершать таинства и распространять по всей земле принесенное Им спасение. Иисус также послал апостолам Св. Духа как помощника в их миссии. Таким образом, Церковь - реальность и Божественная, и человеческая. Церковь состоит из людей, которые, как и все люди, слабы и грешны. В то же время она свята, потому что силой Св. Духа преображает этих людей и мир в целом. Посредством Церкви Бог зримо присутствует в мире и люди приобщаются к Божественной жизни. Св. Дух связывает людей, принадлежащих к различным нациям, расам, культурам в новый народ Божий - Церковь. Она называется Мистическим Телом Христовым: как органы тела различным образом служат друг другу и всему телу, так и каждый верующий в соответствии со своим особым призванием, данным ему от Бога, выполняет определенное служение в отношении др. верующих и всей Церкви, тем самым участвуя в служении Самого Христа.

Освящая мир, Церковь совершает богослужебные действия, важнейшими из которых являются таинства - видимые знаки невидимой благодати Божьей:
- крещение, - миропомазание, - Евхаристия, - покаяние и примирение (исповедь), - елеосвящение (елеопомазание больных), - священство - брак.

Каждое из таинств установил Сам Иисус Христос. Центр всей богослужебной жизни Церкви - таинство Евхаристии, в котором Иисус Христос присутствует телесным образом: хлеб и вино, не меняя своих видимых свойств, в то же время становятся Телом и Кровью Иисуса Христа; при этом в каждой частице хлеба и вина присутствует весь Иисус Христос. Поэтому при совершении Евхаристии верующие телесно приобщаются к Самому Христу.

Спасительная благодать, присутствующая в Церкви, преображает жизнь человека, делая из него ученика Христова. В основе христианской жизни лежит молитва - диалог между Богом и человеком, их общение в любви. В молитве христианин приучается согласовывать свою волю с волей Божьей. В то же время молитва должна быть неотделима от любви к ближним. Для христианина ближний - это любой человек, независимо от его расы, религии, национальности; Христос проповедовал любовь даже к врагам. Он требовал от Своих последователей не только формального выполнения нравственных предписаний, но и соответствующего внутреннего состояния души. Образцом любви к ближнему является земная жизнь Самого Иисуса, заботившегося о бедных, больных и даже о грешниках, завершившаяся добровольной смертью ради спасения всех людей.

Спасение достигнет своей полноты в конце времен, когда Сам Иисус вновь придет на Землю, воскресит всех мертвых в единстве их душ и тел и будет судить их по их делам То есть, физическая смерть не является концом человеческой жизни. После смерти душа человека либо возносится в рай, либо низвергается в ад, либо временно отправляется в чистилище. Рай - это состояние тех, кто обрел способность совершенной любви, кто окончательно освободился от привязанности к самому себе, кто способен к полной самоотдаче ради ближнего и тем самым достиг наиболее полного уподобления Христу, Который, будучи Божьим Сыном, стал человеком и принял смерть ради спасения людей. Человек создан именно для райского состояния, представляющего собой совершенное счастье, в котором ангелы и святые постоянно и непосредственно созерцают Бога - источник всякого блага - и участвуют в Божественной любви, связывающей Лица Троицы. Чистилище - это состояние тех, кто не владеет совершенной способностью любить и должен еще пройти путь дух. очищения для полного общения с Богом и со святыми. Ад - это состояние крайнего одиночества, абсолютного отсутствия любви к ближним и к Богу. Такое состояние называется вечным наказанием. Оно не желаемо Богом, а вызвано свободным выбором человека, который отрекается от Бога и тем самым навеки утрачивает возможность общения с Ним и с Его святыми.

Церковь, как одна большая семья, состоит из трех частей: на земле, в чистилище и в раю. Святые в раю, находящиеся в непосредственной близости к Богу, постоянно молятся Ему за всю Церковь и всех людей, содействуя их спасению (общение святых). Среди святых исключительное положение занимает Дева Мария. Мария - образец совершенной веры: когда ангел возвестил Марии, что Она станет Матерью Сына Божьего, Мария ответила полным согласием Своей воли с волей Божьей. Так как Иисус - и человек, и Бог, Мария справедливо именуется Богородицей. Будучи Матерью Христа, Мария одновременно Мать всех христиан, т.е. Мать Церкви. Ради спасительной миссии Иисуса Христа Бог наделил Марию единственной в своем роде святостью с первых дней Ее жизни (Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии). Окончив Свою земную жизнь, Дева Мария достигла полного единения с Богом: Она была принята Богом на небо в единстве Ее тела и души. Догматы об Успении и о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии подчеркивают Ее уникальное единство с Богом как Матери Иисуса Христа, существующее с момента зачатия и не прерванное смертью.

Среди разнообразных служений, выполняемых верующими в Церкви, особое место занимает иерархическое служение, представляющее на земле Христа как Главу Церкви и включающее совершение богослужебных действий, проповедь христианского вероучения и управление Церковью. Иерархическое служение совершается епископами, священниками (пресвитерами) и диаконами. Вступление в церк. иерархию происходит в результате таинства священства. Члены церк. иерархии составляют клир (духовенство); прочие верующие называются мирянами.

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической Церкви обладает Папа Римский (CIC 331-335). Совещательными органами при Папе Римском являются Коллегия кардиналов и Синод епископов (CIC 342-348). Административный аппарат, помогающий Папе Римскому осуществлять его служение, носит название Римской курии, в состав которой входят Государственный секретариат, Конгрегации, суды и др. учреждения. Епископская кафедра Папы вместе с Римской курией носит название Апостольского Престола, или Святого Престола. Апостольский Престол является субъектом международного права. Представителями Апостольского Престола при правительствах государств и международных организаций являются нунции и апостольские делегаты.

Второй высшей инстанцией власти в Католической Церкви является коллегия епископов, которая осуществляет свое служение под руководством Папы Римского (CIC 339). Епископская коллегиальность в руководстве Церковью выражается в собраниях епископов того или иного региона (епископских синодах) и Вселенских соборах, представляющих всю Католическую Церковь.

Католическая Церковь состоит из отдельных Церквей, представляющих собой епархии или приравненные к ним территориальные прелатуры, территориальные аббатства, апостольские викариаты, апостольские префектуры, апостольские администратуры, военные ординариаты, а в Вост. Католических Церквях - также экзархаты. Во главе отдельной Церкви стоит епархиальный епископ или, соответственно, апостольский викарий, префект, администратор и т.д. В обширных и густонаселенных епархиях епархиальному епископу могут оказывать помощь епископы-коадъюторы и епископы-помощники.

Несколько епархий могут составлять митрополию (церковную провинцию); во главе ее стоит епископ, имеющий ранг митрополита (CIC 431-432). В некоторых странах (Италия, Бразилия, США и др.) митрополии объединяются в церк. регионы (CIC 433). В большинстве государств католический епископат образует Конференцию епископов, которая наделена правом решать многие вопросы, касающиеся Католической Церкви в данной стране.

Большинство католиков всего мира принадлежат к латинскому обряду. Кроме того, в Католическую Церковь входят Восточные Католические Церкви, имеющие статус Церквей sui iuris. Они принадлежат к одной из пяти обрядовых традиций: александрийской, антиохийской, византийской, халдейской и армянской. Эти Церкви имеют особое Каноническое право, собственную иерархическую структуру во главе с патриархом или верховным архиепископом, но при этом находятся в общении с Папой Римским и организационно ему подчинены.

Основу отдельной Церкви составляет приход, территориальный или персональный (например, войсковые приходы). Епископ доверяет пастырскую заботу о прихожанах прихода священнику - приходскому настоятелю. Настоятель может иметь одного или нескольких помощников - викариев, также из числа священников. Иногда приходы объединяются во вспомогательные структуры - деканаты (окружные викариаты).

Отдельную группу верующих в Католической Церкви составляют клирики и миряне, которые посредством принесения обетов или взятия на себя других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и, соответственно, принимают на себя особое служение в народе Божьем. Они образуют институты посвященной Богу жизни (в т.ч. монашеские ордена и конгрегации), а также общества апостольской жизни. Их статус не относится к иерархическому строю Церкви (CIC 207 § 2), хотя они имеют особые управляющие и территориальные структуры и в некоторых случаях подчиняются не епархиальным епископам, а непосредственно Папе Римскому.

Мораль Католической Церкви основывается на всеобщем нравственном законе, который является объективным и не меняется со временем, поскольку принадлежит самой природе человека как разумного существа, сотворенного Богом. Добровольное и сознательное нарушение нравственных норм является грехом - поступком, объективно отдаляющим человека от Бога.

Основой ветхозаветного Закона является Декалог (десять заповедей: Исх 20, 2-17; Втор 5, 6-21), весьма значимый и для христианской морали. Главный принцип этического учения Иисуса Христа - любовь к Богу и ближнему, причем подлинная любовь к Богу рассматривается как неотделимая от любви к ближнему, которым для христианина является каждый человек. Под любовью к нему подразумевается не просто желание ему блага, а соответствующие поступки. Иисус толковал ветхозаветные заповеди расширенно, согласно их духу, а не только букве: например, заповедь «не убивай» Он понимал не только как запрет убийства как такового, но даже гневного слова (ср. Мф 5, 21-22). Согласно Иисусу, не все заповеди одинаково важны: так, ритуальные предписания менее важны, чем выполнение обязанностей по отношению к ближним.

Согласно католической морали, человек должен не только совершать определенные предписанные ему поступки, но и заботиться о формировании добродетелей, т.е. постоянных, устойчивых черт характера, связанных со способностью к совершению благих дел. Все добродетели - результат воздействия Бога (ср. Прем 8, 7), но их формирование требует усилий и со стороны самого человека, определенных навыков, достигаемых путем повторяющихся упражнений. К основным (кардинальным) добродетелям относят благоразумие, справедливость, умеренность, мужество. Важной христианской добродетелью является смирение, связанное со справедливой оценкой самого себя и пониманием того, что все человеческие заслуги в конечном итоге - дары от Бога. Смирение противоположно пороку гордыни - безудержному стремлению к самопревознесению.

Христианское этическое учение произвело реальное преображение в человеческом обществе: характерное для современной цивилизации уважение к правам человека и общечеловеческим ценностям - во многом итог развития принципов христианской морали, в конце концов получивших признание даже среди нехристиан.

Католическая Церковь всегда отстаивала высочайшее достоинство каждого человека независимо от его экономического и социального положения, национальности, цвета кожи, гражданства, образования, религии, пола: все люди сотворены по образу и подобию Божьему; за каждого из них Христос отдал Свою жизнь. Большую роль католичество сыграло и в утверждении прав женщины. Отношение Иисуса Христа к женщинам было более уважительным, чем это предписывалось законоучителю иудейскими обычаями того времени. Еще выше достоинство женщины в глазах христиан поднял образ Девы Марии - первой среди святых.

Традиционным для католической морали является и миротворчество (ср. Мф 5, 9). Во время вооруженных конфликтов Церковь часто призывает воюющие стороны к переговорам и выполняет функции посредника при этих переговорах.

Особое значение в деятельности Церкви получила забота о бедных и нуждающихся, включая больных, странников, заключенных. По словам Христа, всякий человек, помогающий нуждающемуся, помогает Самому Христу, а отвергающий нуждающегося отвергает Христа (ср. Мф 25, 31-46).

Во все времена Католическая Церковь стремилась не только верно передавать учение Христа, но и применять его к живым вопросам современности. В XIX-XX вв. было разработано социальное учение Католической Церкви, т.е. официальное учение Церкви по вопросам, относящимся к социальной жизни. Первым документом социального учения Католической Церкви стала энциклика Папы Льва XIII «Rerum novarum» (1891), посвященная положению рабочих. Энциклика категорически осудила безудержное стремление к наживе, приводящее к бесчеловечным последствиям, но вместе с тем отвергла социалистические методы общественных преобразований. Последующие церковные документы уделяли внимание роли государства в управлении обществом и экономикой, праву работников на создание объединений, проблеме справедливой оплаты труда. Начиная с 1940-х документы социального учения Католической Церкви рассматривали такие вопросы, как политическая и юридическая организация международного сообщества, соблюдение справедливости в международной экономической политике, предотвращение войны. Начиная с 1970-х в центре внимания оказались проблемы растущего разрыва между богатыми и бедными странами, загрязнения окружающей среды, новых форм политического и экономического угнетения и т.д.

Социальное учение Католической Церкви в свете христианской веры отвечает на вопросы, касающиеся общественного порядка. Основные принципы этого учения - уважение к человеческому достоинству и стремление к общему благу. Экономическая и социальная деятельность, согласно этому учению, должны осуществляться исходя из нужд всех людей, а это значит, что каждый имеет право участвовать в принятии решений, которые его касаются. Нельзя жертвовать основными правами личности и социальных групп во имя чьих-либо политических и экономических интересов. Собственность - гарантия человеческого достоинства, но при этом использование собственности должно принимать в расчет нужды неимущих людей. Труд играет огромную роль в жизни человека и обществава, но человек не должен быть порабощен своим трудом. Поэтому важно приспособить экономические программы к нуждам человека, который должен иметь время на отдых, семейную, культурную, общественную и религиозную жизнь.

Важным вопросом, находящимся в центре внимания Католической Церкви, является также этика семейных отношений. Католическая Церковь благословляет и защищает брак, утверждает его священный характер и нерасторжимость (ср. Мк 10, 9). Назначение семьи - стать сообществом, основанным на бескорыстной любви и взаимном уважении. Отстаивая нерасторжимость брака, Католическая Церковь призывает женатых людей быть до конца верными слову, данному друг другу. Повторный брак католика (при живом первом супруге) не исключает его из Церкви, но не позволяет ему приступать к таинству Евхаристии: этот брак уже нельзя освятить в Церкви.

Церковь считает, что призвание каждой семейной пары - давать жизнь. В то же время Католическая Церковь признает необходимость ответственного родительства и одобряет лишь естественное планирование семьи, основанное на физиологических циклах женского организма. Кроме того, Католическая Церковь активно протестует против государственной политики контроля рождаемости.

Выступая за безусловное уважение к любой человеческой жизни, Католическая Церковь считает аборты убийством и категорически их осуждает. Аналогично отношение Церкви к самоубийствам и к эвтаназии. Церковь отвергает клонирование человека как недопустимое с христианской точки зрения манипулирование человеческой жизнью.

Духовная жизнь католика - это жизнь ученика Христа, постепенно преображающаяся под воздействием Божественной благодати. Человек при этом не остается пассивным, он должен деятельно сотрудничать с Богом.

Христианская духовная жизнь включает две стороны - аскезу и мистический опыт. Аскеза - это человеческие усилия, направленные на более глубокое общение с Богом, а мистический опыт - ясное и непосредственное ощущение присутствия Бога. Важными традиционными элементами христианской духовной жизни являются молитва, пост и служение ближнему.

Молитвы различаются по их цели (поклонение, благодарение, сокрушение о грехах, просьба) и бывают личными или общинными, могут произноситься вслух, выражаться пением, жестами (например, поклонами, преклонением колен, крестным знамением и т.д.) или совершаться незаметно и в молчании, могут задействовать мысль или чувства, быть импровизированными или использующими готовый написанный текст. Нередко в духовной практике применяется молитвенное размышление (или христианская медитация) на определенную тему, связанную с Богом и спасением, а также созерцание - сосредоточение души на присутствии Бога. Широкое распространение в Католической Церкви получили литании - молитвы, состоящие из многократного повторения воззваний, подчиненного определенному ритму. Такое повторение может постепенно привести к глубокой внутренней молитве. Распространена также практика духовных упражнений - упорядоченная система молитвенных размышлений и созерцательных молитв, продолжающихся в течение нескольких дней, обычно под руководством опытного священника.

С IV в., а особенно в Средневековье, распространенными формами христианской духовности стали паломничества, почитание священных изображений (иконопочитание), а также мощей (останков святых) и реликвий (предметов, связанных с жизнью Иисуса Христа или святых). Одна из наиболее почитаемых по сей день реликвий - Туринская плащаница.

В Средние века возникли такие формы католической духовной жизни, как размышления о событиях земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии, ставшие важными составными частями молитвы розария и богослужения Крестного пути. В Новое время распространились поклонение Святейшему Имени Иисуса и Святейшему Сердцу Иисуса, а также почитание Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии.

Христианская духовная жизнь имеет целью достижение святости, путь к которой связан с возрастанием в человеке сверхъестественных добродетелей - веры, надежды и любви. Важную роль в католической духовности играет почитание святых, не только в качестве образцов для подражания, но и как заступников перед лицом Бога. В первые века, когда христианство подвергалось гонениям в Римской империи, идеалом святости было мученичество, т.е. принятие смерти за христианскую веру: мученик тем самым участвовал в искупительной смерти Христа. Впоследствии возникли также другие типы святости: в числе почитаемых Церковью святых - выдающиеся аскеты, проповедники христианского учения, богословы, заботливые пастыри, благотворители, миротворцы, девы, сознательно выбравшие совершенное целомудрие и безбрачие в качестве своего посвящения Христу, и др.

Для Католической Церкви характерно огромное разнообразие типов духовности. Выбор того или иного из них зависит от культурно-исторических условий и индивидуальных склонностей верующего.

Особый путь к совершенной христианской жизни принадлежит монашествующим, приносящим обеты целомудрия, бедности (нестяжания) и послушания.

В избранное