Иоанн Синайский (Лествичник) «Лествица райская, или Скрижали духовные»
В VI веке игумен Раифского монастыря обратился к иноку Синайской обители Иоанну, известному подвигами отшельничества: «…Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе [Синае]; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян, то есть людей новоисшедших из мысленного Египта и из моря житейского».
Иоанн повиновался и написал книгу «Лествица райская, или Скрижали духовные». Книга изображает путь монашествующего в виде восхождения по тридцати ступеням лестницы, ведущей на небо. Образ лестницы в рай заимствован из библейской истории патриарха Иакова, который «увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт 28:12).
Согласно Иоанну Синайскому, прозванному Лествичником, упомянутые ступени восхождения к спасению таковы:
1. Отречение от мирского жития;
2. Беспристрастие или отложение попечений и печали о мире;
3. Странничество или уклонение от мира;
4. Смирение и послушание;
5. Скорбь о грехах и покаяние;
6. Память о смерти;
7. Радостотворный плач;
8. Кротость и безгневие;
9. Удаление памятозлобия;
10. Избавление от злословия и клеветы;
11. Предпочтение молчания;
12. Правдивость;
13. Отвержение уныния и лености;
14. Борьба с чревоугодием;
15. Целомудрие;
16. Борьба со сребролюбием;
17. Нестяжание;
18. Искоренение нечувствия души;
19. Сокращение сна, усердие к братской молитве;
20. Бодрствование и телесное бдение;
21. Победа над боязливостью и укрепление в вере;
22. Искоренение тщеславия;
23. Избегание гордости;
24. Кротость и бесхитростность;
25. Смиренномудрие;
26. Рассуждение помыслов, низложение страстей и укрепление добродетелей;
27. Безмолвие души и тела;
28. Молитва;
29. Бесстрастие;
30. Вера, надежда и любовь.
Хотя книга преподобного Иоанна Лествичника адресована прежде всего для монахов, однако и обычному человеку можно почерпнуть в ней немало ценного при должном подходе. В качестве руководства для изучения данного труда можно порекомендовать толкование «Как читать "Лествицу" мирянину», вышедшее из-под пера епископа Германа (Осецкого).