Тексты лекций Индрадьюмны Свами (Слава о Локанатхе Госвами)
2017-10-17-JAI_The-Glories-Of-Lokanath-Goswami. Kanak Vrindavan. Jaipur. Слава о Локанатхе Госвами
Сегодня мы находимся в Канак-Вриндаване, это часть города, которая принадлежит городу победы – Джайпуру. Рядом с Божествами Радха Мадхава, которые являются Божествами Джаядева Госвами. Он был великим преданным. Он известен благодаря многим своим работам, но одно из важных произведений, которое он написал было «Гита Говинда».
«Гита Говинда» предназначена для возвышенных преданных, потому что там описываются сокровенные игры Господа, там описываются игры Радхи и Кришны, но сегодня я решил говорить о другой личности, я хотел бы поговорить не о Джаядеве Госвами, а о Локанатха Госвами. Причина этого в том, что мы уже на протяжении нескольких дней посещали храм, где установлено его Божество и проводили там киртан и катху. Это храм Радха-Винода. Я подумал, что это было бы не правильно, если бы мы покинули Джайпур и так и не услышали бы про его лилы или про лилы, связанные с его Божеством. Так что в ближайший час мы будем рассказывать о Локанатхе Госвами.
Но вы можете сказать, что мы приехали сюда, в Джайпур для того, чтобы увидеть Радха Говинду, Радха Гопиннатх, Радха Дамодара, Радха-Винода и другие Божества. Почему же тогда в течение этой парикрамы мы очень часто говорим о преданных Господа? Вчера Чатуратма прабху прочитал замечательную лекцию про жизнь Мадху пандита. Если мы приехали сюда для того, чтобы увидеть Кришну, то почему же мы говорим о преданных?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что Кришна всегда окружен Своими преданными и процесс заключается в том, что только по милости таких преданных мы можем обратиться к Господу. Только по милости таких преданных мы можем понять Господа. Преданное служение заключается в том, что мы пытаемся удовлетворить Кришну и те, кто близок к Господу, точно знают, что удовлетворяет Его, потому что Господь – это личность. Он не просто свет, какая-то энергия или просто слово «любовь», Он является личностью так же, как и мы с вами, но Он является Верховной личностью. Он что-то любит, а что-то не любит.
Когда мы становимся преданными, то, что не любит Господь или то, что Он любит – становится нашим приоритетом. От возвышенных преданных нам важно узнать что удовлетворяет Господа, а что расстраивает Его. Однажды Шрила Прабхупада сделал самосы для преданных, и вы знаете, что Прабхупада был первоклассным поваром. Вся слава Господу за то, что Прабхупада был отменным поваром, потому что никто из преданных на тот момент не знал, как готовить.
В ранние времена сознания Кришны Шрила Прабхупада по воскресеньям на Втором Авеню в Нью-Йорке готовил воскресные пиры, а после этого раздавал их и убирал все. Однажды после обеда для удовлетворения нескольких преданных, которые проживали там же в храме, Шрила Прабхупада решил приготовить очень вкусные самосы. После этого он дал их попробовать своим ученикам. Тамал Кришна Махарадж был просто в экстазе от таких самосов.
Он сказал: «Шрила Прабхупада, за все свои три года в сознании Кришны я еще не разу не ел таких вкусных самосов». В тот момент Прабхупада был занят какой-то другой деятельностью, поэтому он ответил не задумываясь, и потом понял, что он проговорился, он сказал: «Да, это любимый рецепт матушки Яшоды». Тамал Кришна Махарадж от такой информации даже уронил стакан с водой и сказал: «Что? Это любимый рецепт матушки Яшоды?». Прабхупада несколько смутился, покраснел и сказал: «Ну да». Потому что он является близким спутником Господа.
Если мы знаем, что Кришна любит самосы, то в наших интересах приготовить самосы по рецепту матушки Яшоды, потому что это точно удовлетворит Кришну. Поэтому мы полностью зависим от милости таких преданных. Только благодаря таким преданным мы можем понять, что удовлетворяет Кришну и таким образом стать ближе с Ним в отношениях. Естественным образом, когда вы думаете о Кришне – вы думаете об этих преданных. Вы думаете об этих преданных и одновременно думаете о Кришне, потому что они едины в своей любви. Так же, как в Библии, похоже, сегодня много цитат по Библии, как будто у нас лекция по Библии, но это авторитетное писание.
Иисус говорил «Я и Отец едины». А что означает «Я и Отец едины»? Так как нет информации от самореализованных душ, многие люди спекулируют в понимании того, что это значит. Говорится, что «Я и Отец едины». Что случается, когда у вас нет самореализованной души, как наставника или у вас нет комментария от такой личности? Вы можете давать ложные комментарии и неправильно понимать, как, например, в христианстве некоторые стали трактовать это как то, что Иисус сказал, что он есть Господь, но это не то, что он имел ввиду, потому что в другом месте описано, что «Я сижу по правую руку от своего Отца».
Он говорит, что сидит по правую руку, от своего Отца, Господа, это означает, что у Господа есть рука, а это предполагает, что у Него есть туловище, голова, что у Него есть тело и что Он личность. Мы можем сказать, что Иисус Христос полностью реализовал то, что существует Кришна, потому что он обращался к Нему как к отцу и говорил, что он сидит рядом с Ним. А почему же две тысячи лет тому назад, когда он присутствовал здесь на земле он не открыл полную славу своего Отца, как Кришну, как личность? Он сам отвечает на этот вопрос.
Однажды он обратился к апостолам: «Многое имею что сказать, да не вместите вы». «У меня есть больше, чтобы открыть вам, но вы не готовы, чтобы понять это». Потому что духовный учитель может открыть ровно столько, насколько его ученик готов принять. Когда человек впервые приходит в наш храм мы ему не рассказываем о лилах Гарбходакашайи Вишну, мы ему просто говорим, что он есть душа, что он не есть это тело, что необходимо оставить греховные реакции и следовать процессу и через какое-то время мы говорим ему о лилах.
Иисус Христос был личным спутником Господа, он сидел по Его правую сторону. Но на тот момент, когда он пришел на землю, люди были не готовы, поэтому он не смог всего открыть им. Однажды Шрила Прабхупада в своей лекции обратился к Иисусу Христу, как к одному из своих учителей. Когда он сказал, что «Я и Отец едины», он не имел в виду, что он является Господом, он имел в виду, что они объединены любовью.
Так же, как в нашей ведической традиции мы говорим, что муж и жена – это единое тело и из уважения к женщинам и к тому служению, которое они выполняют, мы говорим, что женщина является лучшей частью мужчины. Говорится, что у них одно тело на двоих. Однажды я обратился к садху с таким вопросом: «Что это значит, что женщина лучшая половина мужчины?». Что бы вы ответили? Если бы вам задали такой вопрос, что жена лучшая половина мужа? Это интересный вопрос, правда? Я спросил об этом у садху.
Садху сказал, что все очень просто, потому что мужчина уходит за пределы дома для того, чтобы работать, а за пределами дома очень много осквернения и загрязнения, поэтому он может стать нечистым, но его супруга остается дома, она поддерживает дом, грихастха-ашрам, это как местный храм, там она поклоняется Божеству, наводит порядок, стирает белье, а так же обсуждает с другими женщинами Кришну и Его лилы, поэтому она всегда остается чистой. Не думаю, что в современном обществе эта идея найдет огромный отклик, но в любом случае есть такой выбор для женщины оставаться дома и быть чистой.
Такую трактовку дал садху. На самом деле жена и муж вместе трудятся, поэтому у них одно тело. Иисус сказал, что «Я и Отец едины» и они объединены любовью. Если вы, например, думаете о Расике Широмани, то вы наверняка думаете о Говинда Чаране, но когда вы вспоминаете Говинда Чарана, то сразу же думаете о матаджи Расике Широмани. Когда вы думаете о Кришне, то вы всегда думаете о Его преданных.
Шрила Прабхупада сказал, что Кришна никогда не изображается один, там хотя бы должны быть павлины. Это не простые павлины, это самореализованные души, но Шриле Прабхупаде никогда не нравилось изображение Кришны-младенца, когда Он один в небе. Потому что, что является абсолютной истиной? Абсолютной истиной является Господь, Его преданные и процесс преданного служения. Это и есть абсолютная истина. Господь, Его преданные и любовный взаимообмен между ними.
Господь очень дорог преданным и Господу очень дороги преданные. Существует очень хороший стих, который иллюстрирует это «Шримад Бхагаватам» девятая песнь (ШБ 9.4.68):
садхаво хрдайам махйам садхунам хрдайам тв ахам мад-анйат те на джананти нахам тебхйо манаг апи
Чистый преданный всегда находится в глубине Моего сердца и Я всегда присутствую в сердце чистого преданного. Mои преданные не знают ничего, кроме Mеня, а Я не знаю никого, кроме них.
Это очень естественно – прославлять преданных. На самом деле, Господь больше доволен, когда мы прославляем Его преданных, нежели, когда мы прославляем Его Самого. Существует такая обыденная шлока: любишь меня – люби мою собаку. Иногда на улице вы встречаете какого-то прохожего, видите его собаку и говорите: «Ой, какая хорошая, такая миленькая!» и хозяин говорит: «Правда?», «Да, я так ее люблю» и хозяин говорит: «Я тебя тоже люблю».
В ведической литературе тоже существует эта шлока, которая говорит: «Тот, кто говорит, что он Мой преданный – не Мой преданный, но тот, кто говорит, что он является преданным Моего преданного, является Моим истинным преданным».
Поэтому Господь Кришна очень доволен, когда мы говорим о преданных, которые доставили Ему огромное удовольствие. Поэтому, когда сегодня мы будем рассказывать о Лакханатхе Госвами доставит огромное удовлетворение Радха Мадхаве, ведь мы собрались здесь для того, чтобы удовлетворить их. Мы прекрасно все помним Божество Радха-Винода, к которому мы приходим каждый день вечером и наблюдаем их Божественные формы – Его и Его вечной возлюбленной Шримати Радхарани.
Локанатх Госвами, будучи преданным, родился в Северной Бенгалии в 1483 году. Я знаю, что многие преданные любят точные математические данные, статистику, так уж устроен их ум. Это хорошая вещь, чтобы запомнить, что Локанатх Госвами явился в этот мир в 1483 году. Когда он был молодой, он пошел в школу, интересно то, что учителем был его отец. Локанатх не был тогда Госвами, но его отец был его учителем. Он был блестящим учеником и все материальное знание, которое могло ему понадобиться в жизни, он освоил к четырнадцати годам.
Тогда отец позвал его и сказал: «Мой дорогой сын, теперь ты усвоил все знание, которое тебе поможет быть в этом материальном мире, но настала пора получить то знание, которое поможет тебе уйти из этого материального мира. А какое же знание, какие же духовные писания помогут вам выбраться из тьмы в свет и из невежества в знание и отправиться на Голоку? Грантарадж Шримад Бхагаватам ки джай!
Лучшим писанием является «Шримад Бхагаватам» и тогда отец Локанатха отправил его обучаться к своему гуру. А кто же был гуру у отца Локанатха? Это был Адвайта Ачарья. Так что Локанатха учил «Шримад Бхагаватам» под руководством Адвайты Ачарьи. А где же проживал Адвайта Ачарья? Он проживал в Навадвипе. Локанатх отправился в Навадвипу для того, чтобы изучать Бхагаватам под руководством Адвайты Ачарьи и там он встретил своего лучшего друга.
Когда вы были молодыми, у вас были лучшие друзья? У меня друг жил по соседству и его звали Джон. Мы с ним вместе играли в американский футбол и так как он был левша, у нас был определенный трюк – мы договаривались, и как-то там выбегал, он подавал и мы всегда забивали гол. Лучшим другом Локанатхи был Нимай Пандит, если вы еще не поняли – это был Господь Чайтанья до того, как Он получил саньясу, они вместе играли как молодые люди, а так же они оба очень хорошо знали философию, поэтому они объединялись и вместе, как два ведущих Пандита громили майавади.
Но так как он был очень хорошим учеником, он быстро закончил обучение и его учитель, Адвайта Ачарья, отправил его назад к отцу. Но проблема заключалась в том, что когда он вернулся домой, он не мог думать ни о чем, кроме Нимая Пандита. День и ночь он думал о Нимае. Он вернулся, он был уже молодым человеком, поэтому он открыл школу. Но даже в тот момент, когда он обучал своих учеников, он думал, что мне нужно срочно убежать оттуда отправиться в Навадвипу.
Однажды он закрыл школу, пошел домой, там он ухаживал за своим престарелым отцом, и в дверь постучали. Он открыл дверь и там был Нимай Пандит, он был в туре по этой местности, потому что он был диг-виджай – тот, кто может победить любого пандита. Это то, чем занимались настоящие браманы, арии, молодые люди того времени. Они не проводили свое время, играя в футбол или крикет, или посещая какие-то дискотеки и вечеринки, они путешествовали по миру и они наслаждались тем, что они побеждали своим знанием майавади. Это то, как мы прославляем Шрилу Прабхупаду, потому что он тоже путешествовал по этому миру и сражался с майавади и философией пустоты.
Нимай зашел к нему и сказал: «Ну что, готов играть? Давай, собирайся, пойдем победим каких-то майавади, поставим на место каких-то мистиков». Он обратился к своему престарелому отцу и спросил:
- Папа, можно я пойду? - Да, ты можешь пойти.
И они пошли вместе. Таково предназначение истинной дружбы, потому что для каждого важно иметь друга. Друг, который помогает тебе в случае беды – это настоящий друг, поэтому всем людям необходимо иметь друзей. Но только в сознании Кришны вы можете найти истинного друга, потому что в материальной жизни дружба, как правило, основана на материальных наслаждениях. Например, вам нравится один и тот же вид еды или музыка одна нравится, или одинаковые машины, девчонки, мальчишки. Вы начинаете наслаждаться в материальной жизни и это еще больше запутывает вас и вы несете греховные реакции, поэтому этот друг или подруга, на самом деле способствуют вашей деградации.
В Америке есть такая традиция, что на бампере машины они размещаю наклейку с каким-то слоганом, который символизирует их или выражает их видение. Я однажды видел такую наклейку, в которой говорилось: «Настоящие друзья не позволят вам есть мясо». Настоящий друг – это тот, который не позволит вам заниматься незаконным сексом, играть в рулетку, употреблять интоксикации и мясо, и который скажет вам вечером: «Ты уже дочитал свои 16 кругов?». Это настоящая дружба. Такое вы можете найти только в сознании Кришны.
Так же, как, например, я и Чатуратма. Мы братья по крови, но если брать нашу жизнь до сознания Кришны, то мы бы точно не подружились, потому что он с востока США, я с запада и мы совсем разные. Мальчишки с запада не водятся с теми, кто с востока, потому что они все такие странные, они правильно одеты, у них галстучек, причёсочка, они волосы подкрашивают, а мы, парни из Калифорнии, мы такие свободные, волосы отращиваем, серфингом занимаемся, с загаром, поэтому нам с ними даже не о чем поговорить.
Но когда мы уходим с платформы ложных отождествлений и отпускаем все эти иллюзии, то, занимаясь преданным служением в сознании Кришны, мы становимся истинными друзьями. Таким образом, вы становитесь друзьями, вы защищаете друг друга от каких-то провокаций, а так же помогаете проникать все глубже и глубже и следовать сознанию Кришны, поэтому ваша дружба с каждым разом увеличивается и на самом деле нет предела развития этих дружеских отношений.
Нимай забрал с собой Локанатха, и они путешествовали из деревни в деревню и побеждали неученых брахманов. Они так же принимали преданных, они помогали им, например, Тапан Мишре. После этого Нимай отправился назад в Навадвипу, а Локанатх отправился к своим родителям. Интересный факт, он оставался со своими родителями в течение еще пяти лет пока они не оставили тело. В вайшнавской культуре есть такая традиция, например, в Алачо есть такой Мукунда Дато, который оставался вместе со своей матерью до того, как она оставила тело, ей было 92-94 года, и он был замечательным проповедником и ученым, но при этом он отдавал свой долг матери.
Чтобы проиллюстрировать ответственность преданных я хотел бы рассказать историю, когда Шрила Прабхупада в семидесятые годы узнал, что его бывшая супруга Ранжани находится в трудной ситуации, ей не на что было есть и негде было жить, он дал распоряжение Тамал Кришне Махараджу, чтобы ежемесячно Би-би-ти выделяло ей какую-то сумму денег и поддерживало ее в ее нуждах. После этого Шрила Прабхупада уже ушел, а она продолжала жить и Би-би-ти ежемесячно выделяло средства для ее жизни. Такова ответственность вайшнава.
Как только его родители ушли из этого мира, он отрекся от этого мира и пошел туда, куда звало его сердце. А куда же звало его сердце? В Навадвипу, встретиться со своим истинным другом Нимаем Пандитом. Он думал, что они будут друзьями навечно. Таково название одного фонда в Америке, которое собирает средства для проповеди, он называется «Друзья навсегда».
Это определенное чувство или сантимент, например, мы любим кого-то и мы хотели бы дружить с ними вечно, потому что любовь это самое глубокое чувство в сердце, но это очень жестокий-жестокий мир и ты не можешь в этом мире ни с кем быть вечно. Но потребность в бессмертии и вечной любви вы можете легко найти в сознании Кришны, потому что вы можете вечно любить Господа. Это говорит о том, что все наши желания могут быть удовлетворены в сознании Кришны.
Никто не хочет умирать, потому что душа по природе вечна и мы всегда хотели бы оставаться со своими возлюбленными вечно, потому что природа души – любить. Но эти глубинные потребности нашего сердца могут быть удовлетворены только тогда, когда мы приходим в сознание Кришны. Конечно же, Локанатх, когда он дружил с Нимаем, который был Верховной Всепривлекающей Личностью Бога, он любил Его, как никого другого. Он пришел и обрадовался: «Нимай, я свободен! Наконец-то я навсегда буду с Тобой!» и Он сказал: «Нет, у Меня для тебя есть специальное служение. Отправляйся во Вриндаван и ищи потерянные места игр Кришны. Бери своего друга Бугарбу».
В ответ на это Локанатх Госвами был настолько расстроен, что потерял сознание. Писания говорят о том, что Господу потребовалось огромное усилие для того, чтобы убедить Локанатху отправляться во Вриндаван. Они спорили и Господу очень сложно было убедить его, потому что друг только что пришел и был настроен остаться, а Он отсылал его. Но у Господа был аргумент, который победил, это был своеобразный слоган Нимай Пандита. Правда, прекрасно, когда он сказан кратко. Какой же одной строчкой, кратко, Господь Нимай убедил Локанатха отправиться обратно во Вриндаван?
Я подумал, что если я когда-то захочу татуировку, которую я точно никогда не захочу, потому что тем, кто серфингом занимается, им вообще татуировки не делают, а если я буду делать татуировку, то что бы она говорила? «Я люблю Чатуратму». На одной руке я бы сделал надпись «Я люблю Чатуратму», а на другой «Я люблю Бадахари прабху». Но Господь убедил Локанатху, чтобы он отправился в путь одной строчкой. Можете повторить за мной: «Слуга может быть поистине счастлив, только когда полностью доволен его господин».
Слуга может быть поистине счастлив только тогда, когда доволен его господин. Тогда Локанатх сказал: «Хорошо, ты победил».
Затем он пришел к своему другу Бугарбе и сказал:
- Все, мы отправляемся во Вриндаван. - Что?
И он произнес кодовое послание:
- Слуга может быть доволен только тогда, когда доволен его господин. Господь Чайтанья, Нимай, попросил меня отправиться во Вриндаван.
Они отправились в путь из Навадвипы во Вриндаван. Это заняло три месяца. Мы просто избалованы, потому что [на борту авиалайнера] мы начинаем жаловаться и говорим: «О ну тут такое маленькое сидение. Лететь час пятнадцать, а они всего лишь чипсы и воду мне предложили». На самом деле мы благословлены, потому что у нас занимает всего час и пятнадцать минут чтобы перелететь Индию. В прошлом Прабхупада запрещал нам летать. В семидесятые годы кто-то из преданных полетел и Прабхупада был очень зол на него, потому что для нас, для преданных в Индии мы путешествовали лишь на поездах. Был такой известный «Раджани-экспресс».
У них заняло три месяца, чтобы добраться туда. Они стали искать потерянные места игр и интересно то, что они начали с Матхуры и потом пришли во Вриндаван. Помните о том, что на тот момент это были джунгли, там было большое количество пауков, змей, тигров и тому подобное. Просто представьте – вы пробираетесь по джунглям и пытаетесь найти где Према-саровара, Нандаграм и в помощь были [только] какие-то невнятные описания, которые они находили в шастрах. Никто не проживал в этих джунглях, кроме каких-то племен.
Господь Нитьянанда, Адвайта и еще некоторые спутники пришли туда и обнаружили то, что было видимо их взору. Они пришли во Вриндаван и обнаружили то, что было видимо и это было легко, там протекала река и было понятно, что это была не Кавери или Кали-гандхаки, которые находятся явно не во Вриндаване, что река во Вриндаване – это точно Ямуна. Потом они посмотрели на холм, на гору и подумали, что это Говардхан. То есть Нитьянанда и Его спутники обнаружили те места, которые были понятны и доступны.
Благодаря своей чистоте им удалось найти в затерянных руинах остатки храмов и древних мест. Они стали записывать те места, которые они обнаружили и стали рисовать карты Вриндавана со святыми местами. Несмотря на то, что они жили очень аскетично, они были очень счастливы, потому что они выполняли наставление их господина, Нимай Пандита на тот момент. Если у преданного забрать возможность служить, то преданный просто погибнет, потому что благодаря служению мы способны выразить свою любовь.
Что такое любовь? Если вы любите кого-то вы не сидите перед ним и не говорите: «Люблю, люблю…», если любишь – пойди и что-то сделай, дай цветок хотя бы. В любом случае любовь проявляется через то служение, которое вы можете совершать для своего объекта любви и поэтому они были бесконечно счастливы, что своим служением они удовлетворяли Нимая. Но однажды из Бенгалии пришли новости, которые помешали их работе, она остановилась. Что же это была за новость? Нимай Пандит принял саньясу.
Многие преданные по разному отнеслись к этой новости, потому что Господь Чайтанья является Верховной Личностью Бога, Верховным Наслаждающимся и Он должен вести аскетичный, отреченный образ жизни? Это не правильно. Тот парикмахер, который вынужден был обрить голову Господа Чайтаньи в тот момент, когда он получил саньясу, после этого в отвращении отбросил свою бритву и сказал, что он никогда впредь не будет этого делать.
Вдруг пришла новость о том, что Нимай Пандит отрекся от мира и принял саньясу. Локанатха и Бугарба были счастливы от этого известия, потому что они прекрасно понимали желание сердца Господа распространить сознание Кришны повсюду. Они очень хотели увидеть Господа в Его новой сварупе, в новой форме.
Махапрабху был семь футов в высоту, это примерно на тридцать пять сантиметров выше, чем я, тело Его было золотистого цвета, потому что Он принял умонастроение Шримати Радхарани. Внутреннее чувство, порой видно через ваше тело. Если кто-то в депрессии, то вы можете видеть это на его лице, а если они счастливы, то вы видите на их лицах улыбки.
Как вчера, например, близняшки из Санкт-Петербурга, я видел по их лицам, что они очень устали и им нужен дополнительный сон, потому что они такие кислые сидели на программе, и я дал распоряжение, чтобы они побыстрее отправлялись домой и отдыхали, но они не последовали и вечером были на программе.
То, что у нас есть внутри проявляется через нашу внешнюю форму и Господь Чайтанья пришел, желая понять умонастроение Шримати Радхарани и поэтому Он обрел золотистую форму. Глаза Махапрабху подобны лотосам и они практически такие большие, что достают до ушей, а Его руки достают до колен, они даже чуть длиннее. Он очень прекрасный, и так же, как Кришна, Он топит сердце всех, кого Он любит.
Шрила Прабхупада находился в храме в Лос-Анджелесе, когда Джаянанда прабху уже заканчивал колесницу для Ратха-Ятры. Когда он вошел в комнату Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Посмотрите, в комнату заходит сам Джаянанда и он выглядит как Господь Чайтанья». Потому что Джаянанда совершал служение Шриле Прабхупаде без какого-либо мотива и беспрерывно, поэтому он обрел золотистое свечение. Несмотря на то, что он был одет в обычные джинсы и футболку, он светился, и поэтому можно было сразу понять «О, здесь Харе Кришна».
Когда майавади увидели Господа Чайтанью, они увидели, что Он настолько сияет, что они подумали, что Он олицетворенный Брахман. Просто представьте, что Бугарба и Локанатх все время находились в джунглях и искали какие-то святые места, но когда они услышали о том, что Махапрабху получил новую вешу, новую форму, новую одежду и поэтому они были готовы отправиться искать Его. Они услышали, что Махапрабху находится в Южной Индии, не просто найти Его там, но они отправились в путь.
Они знали, что Махапрабху находится на юге Индии, но не знали где именно, потому, что в тот момент интернета не было и вы не могли просто разместить информацию: «Сейчас я даю лекцию в Радха Мадхава Мандире». Они просто знали, что Он на юге и отправились туда.
Махапрабху путешествовал по Южной Индии на протяжении пяти-шести лет. Бугарба и Локанатх никак не могли найти Его. Просто представьте, что вы ищете кого-то на протяжении пяти-шести лет и вы никак не можете найти его. Иногда они находили Его след и кто-то говорил:
- Да-да, Он был здесь год тому назад. - А куда Он пошел? - Примерно туда.
У Господа Чайтаньи не было списка мест, которые бы Он хотел посетить. Он бродил по свету, распространял миссию и не знал куда отправится в следующий момент. После пяти-шести лет Господь Чайтанья обошел всю Индию по кругу и пришел во Вриндаван и очень удивился, что там нет ни Локанатха, ни Бугарбы. Он спросил:
- Где же они? - Они пошли искать Вас.
В тот момент, когда Господь пришел во Вриндаван, Он обнаружил Радха-кунду и Шьяма-кунду. Об этой лиле мы услышим позже. Он обнаружил два священных озера и отправился в Джаганнатха-Пури. Через несколько дней после того, как Господь Чайтанья ушел, Бугарба и Локанатх Госвами вернулись во Вриндаван и им сказали: «О, а Господь только что ушел». От разлуки они просто потеряли сознание. После этого они пришли в себя и через несколько дней решили, по крайней мере мы точно знаем, что Он по дороге в Пури, поэтому, если мы поспешим, то мы, наверняка, догоним Его.
В тот момент по пути Бугарба видел сон и в этом сне Господь Чайтанья пришел к нему, одетый в одежду санньяси и дал ему очень твердое наставление: «Я всегда с тобой во Вриндаване. Возвращайся туда и никогда оттуда не уходи». Это болезненное наставление. Вы не можете отправиться в Джаганнатха-Пури для того, чтобы увидеть Господа и, возможно, вы никогда больше не увидите Его. Но настоящий слуга будет выполнять наставления своего господина вне зависимости от обстоятельств, потому что снова я должен сказать, что служение – это то, как мы выражаем свою любовь.
Я помню по этому случаю Тамал Кришну Госвами, моего духовного брата. У него была огромная проповедническая программа на территории Америки, которая называлась «Радха Дамодар». Это была огромная группа – несколько автобусов, они путешествовали, распространяли книги, это были в основном одни брахмачарьи. Они проводили фестивали вместе с Вишнуджана Свами, и все было достаточно успешно, но так же была критика, потому что президенты храма жаловались, что «они приходят и забирают наших людей».
Тогда Шрила Прабхупада принял решение – он снял его с должности президента этой программы, он сказал: «Все, хватит, останавливайся». Господь дает – Господь забирает. Прабхупада сказал, что ты можешь выполнять какое-то другое служение. Тогда Тамал Кришна Махарадж сказал:
- Ну да, что мне в Китай теперь ехать?
И Прабхупада ответил: - Да, очень хорошая идея, отправляйся в Китай.
Тамал Кришна Махарадж по своей природе был очень хорошим спикером, он мог легко говорить, но в этот момент он онемел и ничего не мог сказать, он лишь пролепетал:
- Прабхупада, я на самом деле не имел это ввиду серьезно, про Китай-то.
- Не важно, давай отправляйся, проповедуй.
На тот момент в Китае был коммунистический строй и в эти годы была очень тяжелая ситуация для проповеди, но он был хорошим учеником, поэтому Шрила Прабхупада всегда посылал его туда, где были трудности, потому что он был великим проповедником и очень преданным Шриле Прабхупаде. Он не стал задавать Прабхупаде лишних вопросов «Как это сделать? Что мне нужно? Кого мне там найти?». Он полностью взял ответственность на себя и вместе с еще одним духовным братом Дриштадьюмной Махараджем, переодевшись в обычных бизнесменов, отправился в Китай.
Они приехали туда и наблюдали, где будет возможность для проповеди, например, как в стене появляется щель и можно туда проникнуть, так же и они смотрели каким образом они могут там проповедовать. Тогда они придумали заниматься гимнастикой тай-чи в парках. Прохожие очень вдохновлялись, подходили и спрашивали:
- Ого, вы тай-чи занимаетесь? Вы же не Китайцы? - Да, мы из Америки.
И люди спрашивали:
- Ну как там Америка? - В Америке сейчас все Харе Кришна повторяют. Присаживайтесь, мы сейчас по-тихому вам все расскажем.
Это удивительно, потому что он стал тем глубоким проповедником-партизаном, который проповедовал на территории Китая, начал издавать книги на китайском языке и, благодаря этому, с нами сейчас есть даже китайские преданные. Потому что вместе с наставлениями духовного учителя у искреннего ученика появляются силы для того, чтобы их исполнить. Нет такого служения, которое искренний ученик не готов выполнить, если он понимает, что на это есть благословение его духовного учителя. Таким учеником был Тамал Кришна Госвами и не стоит о нем забывать.
ИСККОНу не следует забывать о тех изначальных пионерах в сознании Кришны, которые проповедовали под руководством Шрилы Прабхупады. Мы знаем ту историю, когда Прабхупада сказал, говоря о Джаянанде, что это первый святой ИСККОН, но я так же думаю, что большое количество духовных братьев и сестер достойны этого титула за все то служение, которое они в свое время совершили. Я думаю, что ученики Тамал Кришны Госвами Махараджа будут согласны, что Махарадж является одной из таких личностей.
Махапрабху обратился к Локанатхе во сне, Он сказал: «Отправляйся назад во Вриндаван и никогда оттуда не уходи», а это тогда были джунгли. Таким образом, они получили наставления и распоряжения. Они переполнились энтузиазмом, но это было не просто. «Для Своего преданного я сохраняю то, что у него есть и дарую ему то, что ему необходимо». Локанатх и Бугарба Госвами были счастливы исполнить наставление Господа и открыть ту площадку игр Кришны, чтобы мы с вами впоследствии могли приехать туда.
Однажды Бугарба и Локанатх находились рядом с Кишори-кундой, это было в деревне, которая сейчас называется Умрао. Локанатх Госвами пошел омыться и увидел Божество, которое покоилось в водах этой кунды, это божество Радха-Винода. Оно было просто там спрятано. Другая версия этой истории заключается в том, что Кришна, переодетый в брахмана пришел сам в джунгли к Локанатху Госвами и дал ему это Божество. Наверное, эту историю мы предпочитаем больше.
Если вы помните «Шад-Госвами-аштаку», там поется о том, что Госвами Вриндавана спали непосредственно под деревьями Враджа, они не строили никаких хижин для себя и поэтому он хранил Божество, положа Его в мешочек и привязав Его на шею. Однажды Бугарба обратился к нему и сказал: «А как мы Его назовем?». Локанатх Госвами произнес это имя – Радха-Винод.
Одно из толкований слова «Винод» означает «удовольствие», потому что Радхарани является вечным источником удовольствия для Кришны. И он предложил очень пышное поклонение, он рвал фрукты с деревьев, мыл их и предлагал. У него не было никакой тарелки для подношений, он доставал из земли какие-то корни, очищал их, резал, а так же какие-то овощи и предлагал. Но что было самым главным элементом в его служении? Это бхакти. «Если кто-то предложит Мне с любовью фрукт, цветок или лепесток, Я приму это».
Радха-Винод отвечал на то, как Локанатх Госвами так о нем заботился, поэтому он путешествовал у него в мешочке на груди и рассказывал ему: «Еще пятьсот метров пройдешь сюда и там будет эта кунда, завернешь сюда – здесь будет Моя Раса-лила», то есть Кришна Сам отвечал Локанатху Госвами и показывал что происходило во Врадже. Так же, когда Господь Чайтанья дал Говардхана-Шилу Рагунатха Дасу Госвами, Он сказал ему: «Если ты будешь правильно с любовью поклоняться этой Шиле, то однажды в ней ты увидишь Самого сына Махараджи Нанды.
Однажды Тамал Кришна Госвами Махарадж пришел к Шриле Прабхупаде, а Шрила Прабхупада на тот момент поклонялся маленьким Божествам Радха-Кришны, они вошли в комнату, включили свет и Прабхупада говорит: «Тамал, Тамал, посмотри, как здорово они танцуют!» Тамал Махарадж застыл и говорит: «Нет, не вижу», «Нет, ты только посмотри, как прекрасно». Таково является видение чистого преданного.
Винод помогал найти все утерянные места и кто, кроме Него мог бы их знать лучше? Локанатх и Бугарба были первыми Госвами, которые пришли во Вриндаван. А затем пришли Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами, Рагунатха Бхатта Госвами, Рагунатха Дас Госвами, они расширили ту работу, которую уже провели Бугарба Госвами и Локанатх Госвами.
Что же на тот момент делали Локанатх Госвами и Бугарба Госвами? Они занимались бхаджаном. Шрила Прабхупада говорил о том, что на каком-то этапе жизни, когда духовный учитель уже состарится и у него не будет возможности ездить по миру и проповедовать, он имеет право отправиться во Вриндаван и заниматься бхаджаном, а его ученики должны будут продолжить его миссию. Это вам всем подсказка.
Но через какое-то время во Вриндаван пришли не очень хорошие новости. Они были о том, что Господь Чайтанья оставил этот мир. Один за одним стала уходить вся Панча-Таттва, потому что они не могли существовать в разлуке. Все они оставили этот мир. Волна горя заполонила всю Индию. Преданные были настолько обескуражены и так тосковали, что они были без сознания и когда они вдруг приходили в себя и брали в руки караталы – это тут же напоминало им о Махапрабху и они больше не могли продолжать, они рыдали.
Из практических соображений вся санкиртана приостановилась из-за того, что ушла Панча-Таттва и все старшие вайшнавы. Нет информации про этот период, потому что тогда никто не хотел писать. Они были погружены в випраламбха бхаву – разлуку с Господом и Его преданными. Как говорит Рамананда Рой «Это самая болезненная ситуация в этом мире». Ничто не может сравниться с этой болью – отсутствие общения с преданными – ни какие-то преследования властей, политические разногласия, эпидемии, болезни, стресс, дискомфорт. Когда Господь Чайтанья обратился к Рамананда Рою и спросил: «Что самое болезненное в этом мире?» Он ответил: «Отсутствие общения с преданными».
Тогда оставалось всего несколько знающих преданных. Удивительно то, что Локанатх Госвами все еще был жив, ему было около ста лет. И Бугарба был здесь, Гопал Бхатта Госвами еле держался, а Джива Госвами был несколько младше. Но вдруг, по милости Господа, подул свежий ветерок и к движению вайшнавов присоединились Нароттам, Шринивас и Шьямананда. Это было новое поколение, которое, по разным данным, явилось во время прихода Господа Чайтаньи или сразу после Его ухода. Это новое поколение подобно вам, тем, кто будет продолжать миссию.
Джива Госвами немедленно заприметил этих трех молодых людей и стал обучать их в своей школе премудростям вайшнавской культуры. Он был настолько покорен их способностями усваивать материал, что даже в раннем возрасте он наделил их особыми титулами. А когда они закончили школу он дал им особый титул: Нароттаму он дал титул Нароттам Дас Тхакур Махасай, Шринивас стал Шринивас ачарья, Шьямананда стал Шьямананда Пандитом. Они были молоды, но они были способны носить эти титулы. Как говорится, что корона царя очень тяжела.
Однажды мой духовный брат Юдхишчандра перед тем, как я принял санньясу сказал мне: «Ты уверен, что ты готов, потому что вместе с санньясой к тебе придут титул, слава, последователи, а ты всего лишь лидер санкиртаны, выдержишь ли ты этот гнет?» Я как-то стал задумываться об этом, но он вернулся в комнату и сказал: «Но ты должен сделать это». Он сказал: «Мы должны так поступать, но есть одна просьба к тебе, когда ты сменишь одежды с белых на шафрановые, то сам по-себе не изменяй себе, оставайся собой и не становись гордецом». Он добавил: «Помни, что титул, который ты получишь, будет означать только то, что ты являешься слугой преданных. Кем бы ты не был – санньяси, гуру, президентом храма, - это означает, что ты слуга всех вайшнавов».
Все эти молодые люди, не смотря на их возраст, носили такие возвышенные титулы, как ачарья, Пандит. На самом деле это были не просто молодые люди, это были вечные нитья-сиддхи, это вечные спутники Господа, которые в духовном мире обладают телами Манджари, а сюда они пришли, получив мужские тела для того, чтобы проповедовать. После того, как они обучились, Джива Госвами позвал их и сказал: «Сейчас собирайте эти книги и отвезите их в Бенгалию для того, чтобы Бенгальские преданные могли их изучать».
Но ачарьи говорят, что было одно препятствие для выполнение плана, который был у Дживы Госвами, это то, что его блистательный ученик Нароттам еще не был инициирован. Инициация – это не просто ритуал, это то, что вы получаете благословение всей Гуру-парампары, и это послание теперь будет течь в ваших венах. Проблема заключалась в том, что Нароттам Дас Тхакур выбрал Локанатха Госвами как своего гуру. На самом деле Чайтанья Махапрабху пришел во сне к Нароттам Дас Тхакуру и дал ему распоряжение получить инициацию у Локанатха Госвами.
Кто-то говорит, что Локанатх Дас Госвами не инициировал из-за своего смирения, а кто-то говорит, что он принял обет, что он никогда никого не инициирует. Но как бы там ни было, Джива Госвами был обеспокоен и так как Нароттам Дас Тхакур, как и любой нормальный ученик, хочет доставить удовольствие своему духовному учителю, он думал что же ему делать. Так же, как описывает Кавирадж Дас Госвами в Чайтанья–Чаритамрите, когда Господь Чайтанья был переполнен волнением, у Него были плоды санкиртаны и он звал всех преданных: «Пожалуйста, придите ко мне и помогите мне распространить эти плоды санкиртаны». Многие преданные пришли навстречу для того, чтобы помочь.
И вот перед нами Нароттам, который хочет получить инициацию от Локанатха Госвами, и тот отвечает ему: «Нет». Своеобразный тупик. Как мы все знаем, у Нароттама появился план проявить себя как смиренный слуга своего Гуру Махараджа. Когда Локанатх Дас Госвами отправлялся по утру в лес ответить на зов природы, в некоторых писаниях говорится, что Нароттам Дас Тхакур всегда следил за тем, чтобы там стояла лота со свежей водой для того, чтобы он мог омыться. После этого Нароттам прятался в кустах и ждал того момента, когда Локанатх Госвами примет омовение и уйдет, после этого он выходил и убирал это место.
Не смотря на то, что по рождению он был принцем и был очень возвышенным преданным, он был готов показать истинное лицо вайшнава быть готовым оказать самое незначительное служение. Все это происходило на протяжении целого года. Тогда Локанатх Дас Госвами обеспокоился, кто же служит ему на протяжении такого долгого времени, поэтому он решил спрятаться в кустах, дождаться и посмотреть кто же это. Он спрятался и тут видит, что приходит Нароттам. Он выскочил и спросил:
- Кто ты и почему ты это делаешь?
Нароттам ответил:
- Я ваш ученик. - Нет, ты не мой ученик. - Нет, я ваш ученик. - Нет, ты не мой ученик. - Я ученик.
Тогда Локанатх Дас Госвами подумал немного и вспомнил, что когда-то Господь явился к нему во сне. Тогда Господь сказал:
- Локанатх, ты за свою жизнь должен будешь принять одного ученика.
Локанатху Госвами на тот момент было сто лет, поэтому он догадался и сказал: «Наверняка, это он мой ученик» и дал ему инициацию.
На тот момент инициация означала, что вам произносится мантра в правое ухо в присутствии других вайшнавов и Локанатх Госвами отвел Нароттама в уединенное место, и обучил его изотерическому искусству: медитации в умонастроении преданности, описывающее совершение санкиртаны. Эзотерическое искусство, описывающее медитацию на преданность в момент совершения санкиртаны.
В Брихад-Бхагаватамрите говорится, что верному ученику вверяется вся информация о Голоке, посредством благословения духовного учителя. И что же тогда сделал Нароттам? Неужели он просто встал и сказал: «Спасибо» и ушел. Нет. На самом деле наш долг перед духовным учителем никогда невозможно отплатить, но это не значит, что мы не должны стараться.
Каким образом мы обращаемся к духовному учителю? Для начала мы обращаемся к нему с вопросами «Кто я?», «Зачем я?», а после этого мы совершаем служение ему. Поэтому это комбинация – вопрошать и совершать служение и тогда все явится вам. Это не просто какой-то клуб по йоге, это авторитетное духовное знание, которое помогает нам вырваться из материального существования. Нароттам Дас Тхакур, понимая это, повернулся к своему духовному учителю и сказал:
- О сэр, что же мне делать теперь?
Локаннатх ответил:
- Нароттам, сын мой я буду очень счастлив, если ты будешь проповедовать. Я благословляю тебя, чтобы ты был успешен в своей миссии и сделал Господа Чайтанью счастливым.
Нароттам Дас Тхакур понимал, что сейчас он должен уйти из Вриндавана, оставить своего духовного учителя и он обратился к нему:
- О господин, пожалуйста, разреши мне иногда навещать тебя.
Вы знаете, что ответил Локанатх?
- Нет, сын мой. У тебя нет необходимости возвращаться. Это будет последний раз, когда ты видел меня.
Что же сделал Нароттам? Он упал в обморок, а когда вернулся в сознание, он схватился за стопы духовного учителя и омыл их своими слезами не из-за разлуки, а лишь предвкушая и осознавая, что разлука уже скоро. Он омыл стопы своего духовного учителя. Таково сознание Кришны. В священных писаниях написано, что с трудом видя божественного духовного учителя, потому что его глаза были залиты слезами, Нароттам плакал, плакал и плакал. Как мы знаем из лекции Чатуратмы прабху, что Нароттам посвятил свою жизнь проповеди и он был счастлив выполнять это наставление.
Через какое-то время Локанатх Госвами оставил этот мир и его тело разместили в самадхи. Традиция в Индии такова, что тело после смерти сжигают, но тела возвышенных вайшнавов не сжигают, а размещают в самадхи. Мы знаем, где во Вриндаване находится самадхи Локанатха Госвами, оно рядом с храмом Радха-Гокулананды. Иногда я думаю, каким образом они выбирают место, где сделать самадхи великой личности и когда я прихожу туда я думаю, почему они разместили самадхи Локанатх Дас Госвами здесь?
Вчера вечером, когда я искал ответ на этот вопрос, я наконец-то обрел его, как говорит Иисус Христос: «Найдет тот, кто ищет». Я нашел причину, почему преданные пятьсот лет тому назад разместили тело Локанатх Дас Госвами именно в том месте. Потому что это было место его бхаджана, там, где он повторял «Харе Кришна». Это место было пропитано его преданностью и его любовью, потому что там он повторял лакхи и лакхи святых имен. Это то место, где он поклонялся Радха-Виноду. Для нас важно еще и то, что это именно то место, где он дал инициацию Нароттаму Дас Тхакуру. Это подтверждено Гопи Паранадханой прабху, Кешава Бхарата Махараджем и Шиварамой Свами.
Этот небольшой кутир рядом с храмом Радха-Гокулананды это именно там, где он воспевал свой бхаджан, там, где он поклонялся Радха-Виноду и там, где он дал инициацию Нароттаму Дас Тхакуру. Спустя несколько лет Нароттам оставил этот мир и некоторые его личные вещи были привезены во Вриндаван и разместились рядом с самадхи Локанатх Дас Госвами. Ачарьи пишет, что именно в тот момент учитель и ученик вновь встретились. Это все подтвердило для меня, что я слышал о том, что в этом самадхи находится пушпа и некоторые личные вещи Нароттама Дас Тхакура, но важно именно то, что именно там ученик и учитель объединились вновь.
Говорится, что Локанатх Госвами является воплощением Лилы манджари, Кавикарнапура пишет о том, что Локанатх Госвами является воплощением Лилы манджари. Нароттам Дас Тхакур в своей книге «Пратана» (это книга молитв) пишет о той форме гопи, которая является формой его духовного учителя. «О Локанатх, о мой господин, пожалуйста, будь милостив ко мне. Благослови меня, чтобы лотосные стопы Радхи и Кришны всегда были зафиксированы в моем уме и тогда я могу навечно общаться с тобой в твоей форме гопи.
О мой господин, когда по твоей милости мне разрешат поклоняться лотосным стопам Шри Радхи, которая является лучшей из всех гопи? Когда придет это время – служение божественной чете переполнит меня бесконечным блаженством? О Шри Рупа манджари, о подруга божественной четы, пожалуйста, даруй мне твой взгляд, полный милости и окропи меня, Нароттама, который очень волнуется, нектаром преданного служения тебе».
|
В избранное | ||