Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тексты лекций Индрадьюмны Свами (История Варшаны)


2к-171. 5 ноября 2014 Вриндаван. лекция «История Варшаны»

Как элегантно рассказал нам Бада Хари прабху, мы находимся в сокровенном месте Варшана. В целом, вся эта территория называется Варшана. Но непосредственно сам холм, где отец Шримати Радхи Вришрабхану построил дворец. Он так же называется Варшана. И это было то место, родной дом Шримати Радхарани с того времени как она была маленькой девочкой до того времени когда она вышла замуж за Абхиманью и переехала в Яват.

На самом деле Радхарани появляется в маленькой деревушке Равал, в которую мы не ездили несколько лет. Но мы когда-нибудь туда обязательно поедем. И в то время, когда Кришна из Гокулы переехал в Нандаграм, тогда Радхарани из Равала переехала на Варшану.

История холма Варшаны очень интересна.

В конце Сатья-юги господь Брахма совершал аскезы. Он очень сильно желал стать холмом на котором Кришна и его подруги и пастушки проводят свои игры. На самом деле интересное желание – стать холмом, где Кришна и его спутники проводят свои игры. Но в шастрах говорится, что невозможно понять глубину желаний вайшнавов.

И это была Сатья-юга, но он уже знал, что в конце Двапара-юги, перед тем, как будет Кали-юга явится Кришна. И вот что значит «думать заранее» - уже в Сатья-югу он уже размышлял. И наверняка каждый из вас уже думает – как бы зарегистрироваться на парикраму «Картика 2015». Но у Брахмы были еще более глубокие желания в его духовной практике. И он понимал, что если это желание будет исполнено, то это будет как то, что он завладел самой большой драгоценностью в жизни.

Он прекрасно понимал, что будучи холмом он удостоится великой чести, что его коснуться прекрасные розовые стопы Радхики и ее подруг. Он не мог подумать ни о чем большем, чем это. Так что с большой решимостью он совершал аскезы. И Господь Кришна исполнил его желание.

И Кришна говорит: Я сохраню все, что нужно моему преданному для духовного прогресса и так же я исполню все его желания, связанные с духовным прогрессом.

На самом деле – большой секрет для преданных- это хотеть правильных вещей. Иногда мы делаем неправильный выбор в начале и учимся тяжелым способом. Но постепенно, под руководством духовного учителя и благодаря общению с преданными мы начинаем понимать – что нам нужно на самом деле хотеть.

И перед тем, как началась Кали-юга, в конце Двапара-юги здесь проявились четыре холма как четыре головы Брахмы. И в каких-то Шастрах описано, что это холм с четырьмя вершинами. Таким образом Варшана имеет четыре холма. И для тех, кто любит детали (перечисляет на санскрите название вершин холма). Они называются «великими вершинами». И по милости Шрилы Прабхупады и предыдущих ачарьев именно сейчас мы находимся на одной из вершин этих холмов, который называется Вилас Гар.

И если кто-то знаком с языком во Вриндаване, то вы знаете, что «Вилас» означает «игры». Т.е перевод такой, что это «холм на котором проходят игры Кришны». И папой Радхарани является Вришабхану, а мамой Киртида Сундари. И сзади – вы видите, он построил великолепный дворец и это место стало известно как Вришабханупур, это столица, место семейства Вришабхану. Но сейчас оно известно больше как Варшана.

Есть еще замечательное описание или перевод того, что означает «Варшана». И этот комментарий дал Вишванатха Чакраварти Тхакур, который очень милостиво открывает то, что мы не могли бы понять миллионы и миллионы жизней. И он говорит и будет сейчас цитата: «Шримати Радхарани дарует всем блаженство». Т.е Варшана – это та, которая дарует блаженство.

И это место ее детских игр называется Варшана в честь нее.

Радхарани – это так, которая дарует или омывает дождем милости.

 

Свое детство она провела в Равале, а сюда она переехала уже в своей юности и провела свою юность вместе с мамой Киртидой и Вришабхану.

И обычно никто не обращает внимание на свое родовое древо. Кто там мама, папа, прабабушка, прадедушка, потому что мы сходимся как листья в воде и расходимся. Но это древо – оно очень важно. И когда Шриле Гурудеву было 16 лет, его мама подошла к нему и сказала: «Сын, я хочу рассказать тебе что-то очень важное: Один из наших предков, твой пра-пра-пра-пра дедушка сам лично подписывал с 1776 году декларацию о независимости Америки». Это олицетворяет расширение телесной концепции.

Но именно в эту семью, семью Шримати Радхарани хотели бы мы войти. И то, о чем говорил Шрила Прабхупада, что в духовном мире у нас будет своя гана, свой ИСККОН. И нам очень важно знать эту династию.

И папа Вришабхану и мама Киртида Сундари и ее брат Шридам и младшая сестра Ананга манджари. И Радхарани со своими подружками играла здесь, в этих озерах, в рощах. И ачарьи говорят, что она водила по Варшане экскурсии для своих подружек. Она водила их по тем дорогам, которые были им неведомы. И они ходили по этим неведомым тропинкам и они искали Кришну. Они ходили по неизведанным тропам через тайные пещеры в надежде увидеть Кришну.

И ачарьи говорят, что леса, озера, пещеры этой местности и в особенности камни, которые находятся на территории этого холма Варшаны наполнены неописуемой сладостью которая источает форма Шри Радхи. Ее качества, ее лилы и ее спутники.

Мы посетим дворец царя Вришабхану. Конечно, внешне мы не можем его видеть, потому что он не проявлен, но для нашего зрения есть очень привлекательный дворец, который сейчас построен. И, по мнению Рупы Госвами, во дворце 32 комнаты. И все стены сделаны из мрамора и все двери золотые, и все занавеси на окнах украшены жемчугом. И все покрывала на кроватях украшены драгоценными камнями – сапфирами и рубинами. И Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает умонастроение этого дворца. Это дворец царя Вришабхану, который он построил именно для Шримати Радхики и он известен не только своей красотой и великолепием, но так же и своей радостной атмосферой.

И он делает сравнение: «не как Яват». Помните, мы там были? Вы помните Яват и вся эта атмосфера, Абхиманью, она с ним с не разговаривает, Кришна пытается с ней встретиться. И она как бы грустит, что вышла замуж за этого парня и хочет встретиться с Кришной. Но Чакраварти Тхакур говорит, что Варшана всегда переполнена ее беззаботным смехом. И беззаботный смех Шримати Радхарани оживляет даже самых старших друзей Вришабхану, это вселяет в них юность. Вот это настоящая поэзия. Смех Шримати Радхарани вдохновляет даже самых старших гостей Вришабхану. Энергия юности. И когда она смеется, все старшие чувствуют себя настолько вдохновленными, что они готовы танцевать, смеяться и радоваться как 16-летние. И смех Шримати Радхарани заставляет жителей этого дворца быть переполненными таким блаженством, который неведом жителям Нанадаграма.

И это дает такие тонкие нюансы. Мы знаем, что Нандаграм это место, где живет Кришна. А Кришна – это обитель блаженства. Но когда смеется юная Радхарани, то все слуги в ее дворце переполняются таким блаженством, которое неведомо даже жителям Нандаграма.

И если вы хотите быть экспертами, так как например, есть эксперты в вине, есть эксперты в науке….если вы хотите стать экспертами в духовной науке… что спутником смеха Шримати Радхарани, который смешивается со звоном ее колокольчиков и так же звук ее вины, это все покоряет даже сильнее чем вибрация при звуке флейты Шри Кришны.

И смех Шримати Радхарани смешанный со звуком ее ножных колокольчиков и все это еще дополняется звучанием вины – все это покоряет и все это звучит даже прекраснее, чем звучание флейты. А вы знаете, на сколько могущественна флейта Кришны, на сколько гопи ее не любят. Поэтому говорится, что Варшана является одним из лучших мест для встречи божественной четы.

 

И это место Вилас-гар очень известно благодаря одной лиле. Тут конечно же очень много лил произошло и конечно мы все их не можем пересказать, но хотя бы что-то. И вы знаете, что мы сейчас находимся на вершине, потому что мы сейчас все вместе карабкались и это было нелегко, особенно для старших. И мы повернули влево и поднялись вверх, но если вы пойдете дальше, чуть-чуть справа там будет такой узкий проход, который сужается и ведет к деревне Читры.

Однажды, давным-давно….если быть более точным – более пяти тысяч лет назад, подружки Шримати Радхарани шли по этому проходу, поднимаясь на Варшану поднимаясь со своими молочными продуктами. И они шли из деревни Читры, потому что именно там хранятся их молочные продукты. И когда Радхарани переехала на Варшану, так же все ее сакхи – Тунгавидья, Индулекха, они так же переехали вместе с ней и расположились в деревнях непосредственно рядом. И все маленькие манджари так же переехали, что бы так же помогать в их лилах.

Итак…однажды Шримати Радхарани вместе с подружками шла из деревни Читры, где хранились все молочные продукты, на Варшану, что бы их продать. И вы все знаете, что мальчики-пастушки Кришны они всегда ищут способ чтобы пообщаться с девочками. И таким образом в дхаме проходит очень много лил по сбору налогов. Вот Рагунатха дас Госвами, Рупа Госвами они описывают, что это одна из любимых игр Кришны по сбору налогов. Таким образом, здесь на Варшане, Кришна с мальчиками-пастушками выпрыгивает вперед и говорит: «Стоп! Прохода нет! Платите дань!»

И вы знаете, что с одной стороны – девочки Враджи они очень застенчивы, но с другой стороны, они как все бриджабаси, они с огоньком. И однажды Шрила Гурудев пошел вокруг холма Говардхана и путь им преградила 10 летняя девочка и Гурудев не мог двигаться, потому что она схватила его, повисла на нем и четверо мужчин взрослых не могли ее оторвать от него. Она сказала»: «Пожертвуйте мне что-нибудь».

И Гурудев дал ей 10 рупий. Но она сказала: «Нет, вы Махарадж, давайте 50!» И Гурудев дал ей 50 рупий. Тогда она перелезла с одной руки на другую руку и сказала: «Давайте еще 50!»

И таким же образом девочки-гопи сказали: «Вы никакие не сборщики налогов, вы просто дебоширы. Вы вечно нам мешаете и приносите одни неприятности». И они продолжили свой путь. Но мальчишки не отставали. Они стали толкать девочек. А те стали толкаться в ответ и так образовалась целая война. Но мальчики пастушки они все-таки были сильнее девочек и поэтому они их оттеснили назад, ниже по этому проходу. И Кришна чтобы посмеяться и как-то унизить царицу Варшаны, он взял и разбил горшок у нее на голове и йогурт растекся по камням. И когда мальчишки это увидели, они стали хохотать и больше всех конечно хохотал Мадхумангал. И Чакраварти Тхакур писал, что гопи это запомнили. Они себе разместили в уме пометку.

Таким образом, гопи были вынуждены вернуться назад, в деревню Читры, она называется Чиксоли. И очень интересно, почему деревня Читры называется Чиксоли. И там есть очень красивое озеро, которое называется Тамал, потому что оно очень темного цвета. И из-за темного цвета воды все вокруг имеет такой темноватый оттенок. И это одно из самых любимых мест для встречи Радхи и Кришны, потому что их там не могут найти даже днем. И однажды они договорились о встрече там после обеда и Радхарани его ждала, а Кришна все не приходил. И на данный момент это не потому что он к другой гопи пошел, просто он затерялся. Но вот как может Господь потеряться? Это просто действие Йога-майи. И тогда Радхарани послала своих гопи, что бы они его нашли. И они нашли его где-то в лесу и потом привели его к этому озеру Тамал. И когда Кришна явился он увидел, что Радхарани была одета очень красочно, очень ярко и на фоне этого темного озера и темного окружения она выглядела великолепно.

И как когда вы хотите рассмотреть красоту драгоценных разноцветных камней – голубых, розовых – очень хорошо их видно, когда вы положите их на черную подложку, тогда видно всю их красоту. Так же и Шримати Радхика была одета в красочные разноцветные одежды, олицетворяющие ее качества. И когда Кришна ее увидел, первой его реакцией было слово «чикс», что означает «яркий» или же «великолепный, превосходный». И после этого это место так и стало называться.

 

И в этом месте, Чиксоли девочки собрались и стали обсуждать. Мы должны собраться и как-то отомстить. И они позвали для того, что бы объединить свои силы.

Есть описание духовного мира, в котором описываются бесчисленное количество богинь процветания. Это не 150 тысяч или миллионов, это просто бесчисленно. А мы знаем, что Лакшми является проявлением Шримати Радхики. Поэтому у Радхики было бесчисленное количество подружек и все они стали собираться вместе и отправляться к этому проходу. И что еще говорить? Они всегда могли бы победить просто своим количеством. И тогда девочки поймали пастушков, потому что их всего было человек 15 и они развязали им шикхи. Если вы знаете, у молодых людей, которые заканчивали гурукулу, у них очень длинные шикхи если их развязать. С возрастом шикхи редеют. Но так или иначе, в молодом возрасте они достаточно длинные. Тогда девочки взяли и привязали их морскими узлами, практически двойными. И после этого девочки начали наказывать их.

Хотите услышать, как они их наказывали? Кто хочет?

И Вишванатха описывает, что девочки наказывали мальчиков с любовью хлопая их по щекам. И их щеки они покраснели от смущения от того, что их девочки побили и от пощечин. А потом все внимание перешло на Мадхумангала. Помните, кто больше всех смеялся, когда Кришна разбил горшок на голове у Шримати Радхарани? А кто самый бесстрашный защитник Шримати Радхарани? Кто ее защищает? Кто из гопи?

Лалита-сакхи ки! Джай!

И Лалита сакхи, она живет в Унчагаоне. И по природе Лалита она очень страстная. И она сразу же пошла на Мадхумангала. И она сразу подошла, связала его и остальные девочки подтянулись в желании справедливости. И она била его по щекам приговаривая: «ну что, ты так и будешь продолжать беззащитных девочек обижать? Когда ты прекратишь это безобразие?»

«Да, да, я больше никогда этого делать не буду! Я просто под дурное влияние вайшнавов попал. Я брахман по природе. Я вообще понимаю – что правда, что нет. Я больше никогда так делать не буду!»

И в то время, пока шла эта разборка, Кришна улучил момент и исчез. И он уже почти ускользнул, но тут его увидела Лалита и сказала: «Девчонки! За ним!»

И они поймали и его. Он позволил быть задержанным любовью своих преданных. И любовь к Кришне она очень могущественна. И это снова и снова подтверждают эти игры во Вриндаване. И девочки привели его к Лалите встали и говорят: «Ну что будем с ним делать? Привяжем его за шикху к дереву? Нет, для него маловато».

И после того, как эта месть уже завершалась смех и радость этих маленьких девочек доносилась уже до Брахмалоки. И все деваты, полубоги с Брахмалоки спустились, потому что они чувствовали: что–то сейчас случиться, что-то интересное сейчас произойдет. Интересная лила будет, о которой я расскажу вам в следующем году. Это было как бы главное смущение для Кришны, который является самым большим гигантом, глыбой среди всех мальчиков. И под руководством Лалиты они одели Кришну как девочку. Они одели ему чоли, подъюбник, юбку, дупатту. И Вишакха ему пробор сделала посередине головы и нанесла синдур.

И мальчики пастушки просто стояли в шоке, не в силах что-то сказать, потому что им было так обидно и больно от того, что их любовь всей их жизни, самый лучший друг был так жестоко унижен этими девчонками. Кто они вообще? Они просто девчонки, а он пастушок, мальчик. Как они посмели так поступить?

И тогда по сигналу Шримати Радхарани девочки стали снимать свои браслеты с рук и с ног. И они надели ему браслеты на руки до локтей и на ногах браслеты доходили до колен. И он выглядел совершенно как девочка.

И есть еще девочки, которые были экспертами в макияже – кушимани, которые умеют украшать. Они подошли к нему и стали красить ему ресницы, наносить макияж, кто-то стал ему ногти красить. И тогда Лалита зашептала Радхарани на ухо. И лицо Шримати Радхарани от того, что на ухо сказала ей Лалита озарилось таким сиянием, что золотой свет затопил всю кунджу, которая была здесь. Потому что эта информация доставила ей такую радость от предвкушения того, что здесь все-таки будет.

И что же случилось? Она взяла и поставила горшок с йогуртом на голову Кришны. И к радости всех сакхи и манжари она покрыла лицо Кришны платком. И Кришна сидел там с вуалью, с горшком на голове и думал: «Господи! Что они еще сейчас придумают?»

И Лалита сказала: «А ну-ка расступитесь! Сейчас эта Шьяма-деви получит свое собственное лекарство!» Она назвала Кришну Шьяма-деви. «Расступитесь, девочки, сейчас мы эту Шьяма-деви полечим ее собственным лекарством!»

И угадайте, что она сделала?

Она очень ловким движение взяла камень и запустила его в горшок. Разбила горшок прямо ровно посередине и весь этот йогурт начал стекать по лицу Кришны, по его чоли, дупатте…

И Чакраварти Тхакур пишет, что гопи, они просто взорвались счастливым смехом. И они на столько ярко и весело смеялись, что тот смех, который издавали пастушки, когда разбили горшок на голове Радхарани, он вообще не шел ни в какое сравнение, он был как писк по сравнению с тем, как громко смеялись гопи.

Вы просто представьте эту картину. Кришна сидит, у него горшок разбитый на голове и мальчики вокруг привязанные за свои шикхи. И тогда девочки что они начинают делать? Они начинают петь киртан, хохотать и смеяться. И после нескольких часов такого унижения голова Кришны просто свисала в трансцендентном стыде.

Но Лалита не успокаивалась на этом. Она очень привязана к тому, что бы защищать репутацию своей любимой Радхарани и она по природе очень огненная. И она подошла, взяла Кришну за подбородок и стала так очень энергично его трясти.

Она говорила: «Ну что, Кришна, ты еще будешь налоги брать за то, что мы с молочными продуктами проходим?» И стирая со рта немного йогурта он еле слышно проговорил: «Нет».

Но это тоже было еще не все.

Для тех, кто хочет еще глубже погрузиться в нектар этой преданности, есть еще информация. И Чакраварти Тхакур пишет, что Лалита не была убеждена всем этим. И она продолжала трепать его за подбородок из стороны в сторону и говорить: «Уверен? Уверен?»

«Да, да, да»

И после этого она развязала Кришне руки и она сказала: «Кришна, а ну-ка, возьми себя за уши!» И в Индии, вы наверное знаете – это очень благоприятный жест, они часто так делают, это очень благоприятно считается. И в древних традициях есть такая ситуация, если браман не может омыться перед тем, как совершить какую-то ягью или что-то он может коснуться своего правого уха, которое олицетворяет Гангу и таким образом, это будет приравниваться к омовению.

На самом деле, Кришна очень любит, когда он попадает под контроль своих любящих преданных. На самом деле это является источником враджа-бхакти.

И она заставляет держаться его за уши и говорит: «Прими этот обет»

«давай, тяни себя за уши и говори: никогда больше не буду брать налог на йогурт с гопи!»

И он трижды повторил:

«Я никогда больше не буду брать налог на йогурт с гопи! Я никогда больше не буду брать налог на йогурт!»

И тогда она сказала: «Ну, тогда ты свободен».

И конечно, была очень интересная лила и все уже собрались и повставали…но мальчики, они были очень смущены и им тяжело было смотреть в лица девочек из-за смущения. И тогда мальчики, они просто убежали оттуда. Им нужно было найти какой-то место, где можно было зализывать свои раны. И они бродили там вокруг деревни Чиксоли, что бы найти какое-то сокровенное место, где можно в уединении восстановиться, снова набраться решимости. И они увидели кладовую Читры. И они подумали: «Ну теперь будет наша месть!»

И не замеченные ни кем они ворвались в эту кладовую…а там сыр, йогурт, масло, мороженое….нет не было мороженого.

И они сидели, поедали йогурт, масло, набирались такой уверенности и пошел такой разговор: «Да что там это вообще было? Да вообще, ни чего страшного, подумаешь! Даже вообще было не больно, когда они нас били! Я вообще просто разрешил им. Они же просто девчонки! Я просто взял синдур, помазал себе щеки и поэтому покраснел, а так вообще все легко было!»

Они едят там, все разбрасывают, такие уверенные в себе…да, там вообще легко там все было, да вообще проблем нет! И тогда Кришна говорит: «А как мне-то? Меня вообще связали, одели как девчонку, на голову поставили горшок и разбили его». И все сразу такие опустили глаза вниз и взоры потупили. И мальчики-пастушки сказали: «Не бойся, Кришна, больше такого не будет, мы не допустим».

И Мадхумангала говорит: «Я браман, я разумный, я все решу. Я буду знать теперь, что бы не попасться к этим девчонкам!»

И вдруг….этот стук в дверь…и опять эта неожиданность для них!

И тут дверь широко распахивается и в дверном проеме стоят гопи! И как закричат: «А ну! Кто тут ворует?!»

И мальчишки врассыпную – в двери, в окна, кто куда успел.

И гопи такие: «Ах…не удалось поймать, ускользнули….»

И тут Лалита говорит: «А что там такое в окне?»

А там в окне было…как бы это повежливее сказать? Задняя часть Мадхумангала с его ножками. И они его вытащили назад. И теперь это был их шанс, что бы отомстить. И что же они сделали?

И эту историю мы будем вам рассказывать, когда придем на Кришна-кунду и там, именно там гопи наказывали Мадхумангала, но потом он так же их благословил, потому что все игры Кришны, они заканчиваются таким образом, что все в итоге счастливы.

И там мы так же поведаем вам историю про Варшану, которая известна как место с большим количеством пещер.

И есть такое название Говараван – это место, полное пещер. Потому что Варшана это не только дворец, тут еще много пещер. И нам потребуется много сил, потому что нам надо будет спускаться по этому проему и потом идти по тем секретным тропинкам, по которым ходили гопи и искали Кришну. И так же нам будет нужно много сил, что бы пройти через этих сборщиков налогов, которые будут кричать: «Рупии, рупии, дакшина!» И сейчас дакшина уже выросла до 100 рупий. Каждый год она увеличивается. Так что чтобы добраться до Кришна-кунды и набраться сил, вам нужно будет принять немного прасада.

Сейчас без двадцати десять и в десять часов мы свернем наш трансцендентный лагерь и отправимся дальше.

(скачать эту лекцию в формате мр3-аудио можно по ссылке  https://yadi.sk/d/onguy08IciqkW

 

 


В избранное