Тексты лекций Индрадьюмны Свами (Самое священное место)
2к-135. "Самое священное место". Индия. Вриндаван. 12 ноября 2012год
"Какова наша миссия? - Продолжать миссионерскую деятельность шести Госвами, продолжать миссионерскую деятельность Шрилы Прабхупады в современном формате… " (выдержка из данной лекции)
Мы будем в ожидании некоторых трансцендентных помех здесь, может быть. Это очень известное место среди бриджабаси, особенно гаудиа-вайшнавов. Но это трансцендентная глава. И пожалуйста, дайте место, чтобы паломники могли получить даршан Рупы Госвами самадхи.
Много чего мы можем сказать об этом месте, но мы начнем с истории, когда Шрила Прабхупада давал здесь лекцию по "Нектару преданности". Они сидели здесь, и Шрила Прабхупада сказал, что этот промежуток, это место между самадхи Рупы Госвами и его бхаджан-кутиром, это самое священное место во всем Вриндаване.
Ежедневно на нашей парикраме по Вриндавану мы получаем огромное количество благословений. Мне кажется, что сегодня мы получаем наивеличайшее благословение, о котором мы даже не могли мечтать. Потому что в разных ситуациях можно сказать - это сердце движения санкиртаны. Можно сказать, что Навадвипа-дхама - это сердце движения санкиртаны, потому что там так же, как бы, главный офис ИСККОНа.
Но наверно более значительная причина того, что это является сердцем Навадвипы, сердцем санкиртаны, потому что там йога-пит Шри Чайтаньи Махапрабху. Если бы не наш Прабхупада, как обычно Прабхупада любил говорить - "Наш Кришна". И мы так же говорим: "Наш Его Божественная милость Абхай Чаранаравинда Шрила Прабхупада". Если бы не он, тогда бы мы не увидели этого движения санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху, оно бы не распространилось по всему миру.
Шрила Прабхупада получил наказ от своего духовного учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, который сказал: "Ты должен распространить это послание по странам Запада". И именно здесь он воплотил эти планы в реальность.
После принятия саньясы, в 1959 году, он приехал сюда и прожил здесь шесть лет. И все эти шесть лет он готовился к тому, чтобы уехать распространять эту миссию на Западе. Мы будем говорить об этом и о многом другом, потому что очень много трансцендентных игр происходит здесь, в районе Сева-кунджа.
Так как мы сидим здесь, в самом священном месте вселенной, у стоп Шрилы Рупы Госвами, я бы хотел начать сегодняшнюю лекцию с молитвы Рупе Госвами:
шри-чайтанйа-мано-бхиштам стхапитам йена бху-тале свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам (Према-бхакти-чандрика, 2 стих, Нароттам дас Тхакур)
"Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупад, который начал здесь миссию, чтобы исполнить желание Шри Чайтаньи Махапрабху, даст мне прибежище у своих лотосных стоп?" Есть так же еще одна замечательная молитва, написанная Рагхунатхой Дасом Госвами:
ададанас тринам дантаир идам йаче пунах пунах шримад рупа падам бходжа - дхулих сйам джанма-джанмани (бхаве бхаве) (Мукта-чарита, Шри Рагхунатха дас Госвами)
"Зажав соломинку в зубах и падая на землю, подобно палке, я снова и снова молюсь о том, чтобы я смог получить пыль с лотосных стоп Рупы Госвами жизнь за жизнью".
Этот храм, в котором мы находимся сейчас - Шри Шри Радхи-Дамодары - это очень известный храм во всем Вриндаване. Помимо наипрекраснейших божеств, которых вы уже видели, или получите даршан позже, здесь есть замечательные самадхи, очень много. Конечно, самадхи Рупы Госвами, есть так же самадхи Дживы Госвами. Так же находится здесь самадхи Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, который, как вы знаете, написал «Чайтанья Чаритамриту». А так же самое важное для всех членов ИСККОН - это комнаты Прабхупады, в которых, он заявил сам, он живет здесь вечно.
Шрила Рупа Госвами прибыл во Вриндаван по приказу Господа Чайтаньи в 1617 году. Он прибыл сюда, чтобы писать книги, описывающие науку о сознании Кришны и вновь раскрыть потерянные места игр Радхи и Кришны. Когда мы приехали сюда в первый раз, Вриндаван не был таким, как сейчас. Вриндаван был подобен джунглям, диким джунглям. Здесь жило очень много диких животных. И Рупа Госвами, прибыв во Враджа-мандалу, сначала поселился на Дхрува-гхате. Мы, может быть, поедем туда. И он жил там около двух лет. Два года он жил там и ждал, когда прибудет сюда Санатана Госвами.
Иногда преданные думают, что все Госвами сразу вместе сюда приехали. На самом деле они приехали все в разное время. Рупа Госвами прибыл сюда за два года до Шрилы Санатаны Госвами. И из Дхрува-гхата они переехали в деревню Вриндавана. Они находились в этом районе именно потому, что это место Вриндавана – эта местность считается самой важной, потому что здесь проходили танцы раса. И здесь на самом деле есть именно то место, оно окружено большой стеной, там очень много прекрасных деревьев, и это именно изначальное место, где проходит танец раса. Деревья, которые находятся там, с тех самых времен, со времен танца раса. Оно на самом деле в ста метрах отсюда. Но не ходите туда ночью, потому что именно ночью происходит раса-лила.
Я очень часто слышал, что если туда пойти ночью, то есть, перелезть через стену, побыть там ночью, то ты станешь сумасшедшим. Только самые возвышенные, квалифицированные преданные, только их приглашает божественная чета участвовать в этих играх ночью. И я слышал, действительно слышал такие истории, что некоторые преданные, не обязательно это преданные ИСККОН, преданные перелезали через стену, оставались там на ночь, и их находили полными безумцами на следующий день.
Помимо этого, здесь происходило большое множество игр Радхи и Кришны. И здесь находится бхаджан-кутир – место медитации Рупы Госвами. Так же он иногда занимался бхаджаном в Тара-кадамбе, иногда на Варшане. Но это место он считал своей штаб-квартирой, так называемой, потому что основные планы по распространению санкиртаны с участием остальных Госвами происходили и строились именно в этом месте.
В 1764 году Рупа Госвами покинул этот мир. Он принял только одного ученика. У него был только один ученик – Джива Госвами. Он сделал его самадхи-мандир. И я уже говорил о том, что после принятия саньясы наш Шрила Прабхупада приехал сюда и через какое-то время поселился именно в этом храме. Прибыв во Вриндаван, сначала Шрила Прабхупада жил в храме Бамши-Гопала. Этот храм до сих пор здесь существует и в нем до сих пор есть комната, в которой он жил. Находится этот храм рядом с Кеши-гхатом. Он часто приходил сюда. Это является обычаем, традицией для всех гаудиа-вайшнавов. Вы уже видели, что здесь постоянно какие-то группы киртана ходят вокруг с киртаном. То есть, все гаудиа-вайшнавы приходили сюда на даршан.
Но однажды во сне, ночуя в храме Бамши-Гопала, Прабхупада увидел сон. Он увидел множество гаудиа-вайшнавов, воспевающих киртан вокруг Рупы Госвами. Рупа Госвами сидел здесь, во дворе этого храма, и множество вайшнавов окружали его, воспевали киртан. Прабхупада рассказывал позже, что Рупа Госвами взглянул на него с огромной любовью, когда он видел это во сне. Проснувшись, Прабхупада почувствовал сильное влияние этого сна на него.
Все, что происходит в жизни чистого преданного, имеет огромное значение. Это не обычные события. Они трансцендентны. Они имеют сильное значение в жизни. И наш Шрила Прабхупада воспринял этот сон как зов Шрилы Рупы Госвами. Он подумал, что теперь он должен поселиться в храме Радхи-Дамодары. Позже Госвами пригласили его жить здесь, в этом храме. Сначала он жил на втором этаже, в комнатах. Но позже комнаты внизу освободились, и он переехал в них. В одной из этих комнат он сидел и писал, это был его офис. В другой комнате он готовил и вкушал. Прабхупада жил здесь шесть лет.
Он просыпался в час ночи, в час утра. Немного воспевал. Затем главной его целью после пробуждения было писать комментарии к первой песне Шримад Бхагаватам. Он написал их здесь полностью все и так же мы все знаем, что в огромном сундуке он именно эти песни Бхагаватам, первую песнь, привез в Америку с собой.
Каждое утро, с восходом солнца, Прабхупада вставал, обходил вокруг самадхи Рупы Госвами и другие самадхи. Каждое утро. Он делал это в течение шести лет. И так же с десяти утра он начинал. Это так же делают обычай для всех Госвами, живущих во Вриндаване. Он обходил все остальные главные храмы Вриндавана. Преданные, живущие во Вриндаване, до сих пор следуют этому обычаю. Они обходят все семь храмов утром и все семь храмов вечером.
И для нас слушать о том, что Шрила Прабхупада делал в шесть утра, в десять утра, в час ночи, он просыпался, это подобно тому, как есть лилы Кришны, которые происходят в разное время. Мы наслаждаемся, слушая о том, что делает Кришна в определенные часы суток. И так же это приносит наслаждение слушать, что делает Его чистый преданный в определенные часы суток. Детали этого всегда очень интересны. Около одиннадцати тридцати Прабхупада заканчивал обход всех семи храмов и, возвращаясь домой, покупал по дороге рис, дал, овощи для приготовления и затем готовил сам для себя.
На самом деле в ведической культуре традиция такова, что брахманы всегда готовят сами для себя. Естественно, у Шрилы Прабхупады не было никаких ассистентов, не было помощи. В те дни Шрила Прабхупада был просто один. Одиночка, старающийся распространить эту миссию. У Прабхупады была такая керосиновая горелка и пароварочка трехслойная. Он вкладывал вниз дал, потом рис, потом овощи. И так он готовил все для себя в течение получаса. И потом, там же все это и оставляешь, этот как бы контейнер, который сохраняет пищу теплой.
Я сейчас не вижу контейнеров многоярусных для пищи. Когда я раньше приезжал в Индию, видел часто, как люди ходят с такими многоярусными контейнерами, которые закрываются или заклепываются (застегиваются) сверху и они носили с собой пищу. Сейчас не вижу совсем. Я помню, люди говорили: "Время достать коробочку с едой", как бы, контейнер. И я думал, что время для какого-то контейнера с едой? Это имелось в виду, время для обеда, то есть, время обедать.
Времена сменились. В больших городах люди кушают в ресторанах. У Прабхупады был многоярусный контейнер, обедал он около двенадцати тридцати. Он ел только один раз в день. Вечером, перед сном, он выпивал немного молока. Но, что интересно и очень важно в этой истории то, что когда Прабхупада вкушал, сидя в своей кухне, у него из кухни вид выходит на самадхи Шрилы Рупы Госвами через окошечко. На нем нет стекла, это просто резьба по камню. И через это окошечко, он часто рассказывал, как он, сидя вкушая прасад, всегда смотрел на самадхи Рупы Госвами.
И когда первый раз Прабхупада приехал с учениками назад в Индию в 1967 году, один из учеников спросил у него тогда: "Шрила Прабхупада, Вы сидели в своей кухне, вкушали прасад, через это окошечко смотрели на самадхи Рупы Госвами. А что Вы думали в этот момент?". Прабхупада сказал: "Я молился. Я молился так: "О Шрила Рупа Госвами! Пожалуйста, покажись передо мной. Пожалуйста, дай мне руководство, дай мне силы понять мою миссию".
Эта молитва так же хороша, как те, которые мы читаем в Шримад Бхагаватам. Эта молитва так же хороша как те из Чайтанья Чаритамриты. И эта молитва так же хороша, как любые другие, потому что она исходит из сердца чистого преданного. Именно так мы должны молиться.
Что такое молитва? Молитва – это раскрытие сердца, это рассказ о сокровенном, это раскрытие своего сердца перед Господом своим возлюбленным, перед преданными, перед духовным учителем. И очень важно молиться, потому что это является одним из девяти методов преданного служения. Но так как наше сердце исполнено гнева, жадности, вожделения и всех остальных анартх, мы не знаем, как правильно молиться. Иногда мы не можем подобрать нужные слова. Иногда мы начинаем молиться, но молимся не о том. Поэтому самое безопасное – это выучивать наизусть молитвы чистых преданных, и их словами выражать свое сердце. Мы можем не иметь тех же самых эмоций, которые вкладывали те святые, молясь. Но если мы будем повторять это, просто как ребенок, который не знает, как говорить, он просто смотрит на маму и папу и повторяет за ними слова. И постепенно он вдруг может складывать предложения. Он вдруг начинает понимать, что он говорит.
Так же и мы, просто повторяя, в какой-то момент мы поймем. Если мы будем просто повторять снова и снова эти молитвы, со смирением и почтением, какое мы только можем найти в своем сердце, в конце концов, это проявится в нашем сердце. Надо с чего-то ведь начинать.
Одно из наставлений Рупы Госвами, так или иначе, каким-то образом, просто начните практику сознания Кришны. Мы можем не знать, как молиться, в этом самом священном из всех мест, мы можем просто взять слова Прабхупады, и вложить их себе на язык: "О Рупа Госвами, пожалуйста, проявись передо мной, и дай мне силы, дай мне руководство понять мою миссию".
Какова наша миссия? Продолжать миссионерскую деятельность шести Госвами, продолжать миссионерскую деятельность Шрилы Прабхупады в современном формате. Так или иначе, мы получили, мы взяли эту ответственность, так или иначе мы стоим перед этой ответственностью, и мы должны нести её, мы должны стараться и молиться, чтобы так или иначе хоть капелька милости пролилась на нашу жизнь, чтобы мы смогли исполнять эти наставления. И если мы начнем это делать, как и должны делать все члены движения сознания Кришны ИСККОНа, то мы увидим чудо. Чудо произойдет с нами. Мы увидим предание. Мы увидим, что это такое. Чудо – это означает против законов природы что-то. Чудо – это что-то, что противоречит законам природы. И для нас, обусловленных душ, которые не хотят, которые абсолютно против предания Богу, это чудо – вдруг, в конце концов, предаться Ему.
Прабхупада говорил: "Сhant, chant, chant!" То есть: "Воспевайте, воспевайте, воспевайте!" А ему отвечали: "Сant, cant, cant!" Что означает : "Не можем, не можем, не можем!" И если предание вдруг происходит – это великое чудо. Проповедники сознания Кришны видят, как эти чудеса происходят каждый день на улицах, проповедуя. И это дает им энтузиазм продолжать продвигать миссию Шрилы Прабхупады, шести Госвами и Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.
В ответ на молитву чистого преданного, такого чистого преданного, как Шрила Прабхупада, Шрила Рупа Госвами тут же ответил ему. Несколько дней спустя Шрила Рупа Госвами на самом деле лично предстал перед Шрилой Прабхупадой. Это был не сон. Это было реальное явление. И он сказал нашему Прабхупаде: "Ты написал некоторые книги. Вывези их в западные страны и проповедуй там. Больше не откладывай". Это было то же самое наставление, которое наш Прабхупад получил от своего духовного учителя, Бхактисиддханты Сарасвати. Это было двойное благословение. Знаете, это как тебя толкают и потом еще сверху падают на тебя.
Изначальное семя было посажено Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати и это семя было полито Шрилой Рупой Госвами. Чувствуя полное вдохновение, чувствуя что он стал уполномоченным Рупой Госвами, так как он молился ему об этом каждый день, Шрила Прабхупада начал свою миссию. Он хотел сделать здесь основу какую-то, некий трамплин, от которого бы он оттолкнулся и прыгнул дальше.
Он отправился в Джанси, где пытался открыть проповеднический центр там. Но это не получилось. Не из-за того, что он не смог это сделать. Такова была воля Господа. Он создал лигу преданных. Он хотел, чтобы они проповедовали, чтобы именно эта лига преданных собрала группу, с которой бы он поехал на Запад. Но люди особо не проявляли интерес. Прабхупада ездил в Дели. Он распространял свои журналы "Назад домой к Богу". Очень мало людей покупало. Просто какие-то случайные, заинтересованные прохожие. Прабхупада не оставлял своих попыток. Самое длинное путешествие начинается с первого шага.
Однажды, перегревшись на солнце на улицах Дели, Прабхупада упал без сознания в канаву. Мы должны помнить это. Мы должны медитировать на эти игры Прабхупады, мы должны поклоняться им. Мы никогда не должны забывать, что любой мельчайший успех, любой успех, на который мы можем надеяться и какого мы достигли, это все по милости Шрилы Прабхупады, который начал это в одиночку, здесь, из храма Радхи-Дамодары. Потому что те, которых подняли с самого дна, самые низкие, падшие, лишенные любой удачи, всегда должны помнить того, кто вытащил их из этого положения. И в благодарность должны всегда желать отплатить, вернуть назад этот долг, который, по сути, мы никогда не сможем вернуть.
Преданные ИСККОН должны приезжать сюда как можно чаще, это очень важно. В Упадешамрите сказано, вы должны приезжать на Радха-Кунду как можно чаще и как можно чаще принимать омовение в Радха-Кунде. Я могу сказать, что то же самое наставление даже еще больше, более важное для нас – это как можно чаще приезжать сюда, в место, откуда все началось, в комнаты Прабхупады, сидеть, воспевать здесь, читать здесь, медитировать здесь и всегда помнить и молиться Шриле Прабхупаде.
И представьте, если вы поможете человеку выполнить или претворить в жизнь его мечту, то этот человек никогда вас не забудет. И именно благословениями мы продвигаемся в духовной жизни. Поэтому очень важно нам помогать в этой миссии Шриле Прабхупаде. Мы должны всегда помнить, что Шрила Прабхупада написал в Чайтанья Чаритамрите. Он написал о своем духовном учителе, что духовный учитель вечно живет в своих наставлениях. В комментариях он написал это, и мы должны всегда помнить это, всегда помогать Шриле Прабхупаде в этом, в распространении этой миссии. И именно эту тему я часто обсуждаю в своих лекциях.
Откуда я взял это? Откуда я начал говорить об этом? Именно от Шрилы Прабхупады. Он пришел из духовного мира. Распространение миссии было его сердцебиением. Именно от него я заразился этим. Точно так же, "каков сын, таков и отец". Сын берет на себя работу или продолжает деятельность отца, когда отец уходит. И я снова и снова говорю об этом, снова и снова. Мы должны впитать это, мы должны стать такими, быть как отец, и быть как дед.
Прабхупада всегда видит все ваши усилия. Он видит усилия своих учеников. И не только своих учеников, а так же своих внуков, усилия своих правнуков и так далее. Он видит усилия каждого из нас, а не только своих учеников. Прабхупада описывал эту местность здесь как центр, как основу колеса духовного мира. Я уже говорил, что Рупа Госвами принял в ученики Дживу Госвами, это был его единственный ученик. В 1542 году он хотел вдохновить своего ученика, Дживу Госвами. И Рупа Госвами сам лично нарисовал божество Дамодары, потом сам лично сделал это божество, вырезал Его, довел Его до совершенства и вручил Его своему ученику Шриле Дживе Госвами.
Кришна, Он такой непостижимый. Он так далеко. Его очень трудно увидеть. Но Шрила Прабхупада, говоря о своей миссии, говоря о могуществе своей миссии, он сказал так: "Вот Кришна, возьмите Его!" В то время не было храмов. Поэтому Джива Госвами поклонялся своему божеству в рощах Сева-кунджа.
Ачарьи всегда думали вперед. Джива Госвами думал и все ачарьи думали годами, сотнями лет вперед, десятками тысяч, на десять тысяч лет вперед, что является золотым веком. И они думали вперед. И Шрила Прабхупада поэтому всегда думал, как же устроить эту миссию. И тогда он пришел сюда, и купил всю эту местность Сева-кунджа, всего за 32 рупии.
Садху обычно трансцендентны, они воспевают, они наслаждаются нектаром воспевания. Но эти Госвами все время планировали, думали о нашем будущем. Шрила Прабхупада купил земли, фермерские земли вокруг Радха-кунды и Шьяма-кунды. Все это легально оформил с бизнесменами. То есть, он все делал. За тридцать две рупии Прабхупада купил всю эту землю вокруг Сева-кунджа. Звучит как копейки, да? Но тогда это были огромные деньги. Но он же садху. Что же он с деньгами-то дело имеет? Но это наша философия, юкта-вайрагья. Все, что должно быть использовано в сознании Кришны, для служения Кришне, должно быть использовано.
Однажды один репортер сказал нашему Шриле Прабхупаде: "Свамиджи, у Вас так много денег!" И Прабхупада не стал прятаться за спины, не стал смущаться. Он встал, расправив грудь, и сказал: "Да, у нас много денег и у нас все деньги должны быть, потому что мы знаем, как их правильно потратить". И если у вас планы освободить только себя, вам много не надо. Но если у вас планы освободить и помочь огромному количеству людей, всему миру, то вам нужны люди, вам нужны деньги и вам нужен офис, вам нужно все. Все, что задействует майа для распространении своих чар, мы должны задействовать для распространения сознания Кришны.
Поэтому Джива Госвами построил для своего божества храм. И самадхи Дживы Госвами позади, мы сходим туда. У Дживы Госвами были очень-очень сокровенные отношения со своим божеством. Иногда Дамодар, это имя дал Ему Рупа Госвами, иногда Дамодар лично просил у Дживы Госвами, что Он хочет кушать к следующему предложению.
Иногда кто-то спрашивает нас или может спросить: "Что ты хочешь кушать на ужин?" И тогда мы объясняем, что мы хотим кушать, человек записывает, какие ингредиенты нужно купить, чтобы это приготовить нам. Вот таким же образом иногда Джива Госвами ходил покупать овощи. Дамодар говорил ему, что Он хочет кушать. Он говорил: "Ну, сегодня, на Раджа-бхогу, Я хочу покушать самосы с райтой и с йогуртом внутри. " Или зеленый горошек, или рис, приготовленный так и сяк. И затем Джива Госвами делал все это, готовил так, как хотел Дамодар.
А потом Дамодар говорил: "А теперь Я хочу, чтобы ты сидел и смотрел, как я кушаю". И Джива Госвами сидел и смотрел, как Дамодар кушает. Однажды Дамодар позвал Дживу Госвами (иногда Он зовет его, чтобы он смотрел, чтобы Он кушал). В этот раз Он позвал Дживу Госвами и сказал: "Эй, Джива, пожалуйста, посиди, послушай, как Я играю на флейте".
Что происходило с Гопи, когда они слышали флейту Кришны? Да они срывались с мест. И Джива Госвами, услышав это, сорвался со своего места, прибежал туда. И вдруг он увидел Дамодару в полностью проявленной форме Кришны. Ну конечно же, Дамодар и так был проявленным Кришной. Но тут он увидел Его был в полной проявленной форме Кришны, стоящим изогнутым в трех местах. Он качался из стороны в сторону, играл прекрасную мелодию на своей флейте. Он был украшен цветами. Вокруг Него одежда Его была задрапирована очень шикарно. Джива Госвами позже описал это. Он сказал, что Он играл замечательную мелодию на флейте.
И видя эту сладкую форму Дамодары, слыша эти звуки, которые были наполнены полной реализацией и премой, Джива Госвами в итоге упал без сознания. Когда же Джива Госвами пришел в себя, он встал, а Дамодар все еще качается из стороны в сторону, играет на Своей флейте, говоря этим самым: "Пей нектар, пей еще, пей еще". Джива Госвами увидев Его, снова упал в обморок. Встав, он снова увидел ту же картину и опять упал в обморок. Это происходило достаточно продолжительное время.
У Дживы Госвами так же было еще одно, очень особенное божество. Он получил его уже после ухода Шрилы Рупы Госвами. Это - Говардхана-шила, которую Кришна Сам дал Шриле Санатане Госвами. Эти лилы и эти личности сплетены между собой. Поэтому все происходящее очень сильно связано. Санатана Госвами занимался бхаджаном в районе Мадана-Мохана. Он состарился и больше не мог совершать Говардхана-парикраму. Он жил возле Чаклешвара-Махадева, храма Господа Шивы на Говардхане. У него была врата, он не хотел оставлять эту врату - 25 километров каждый день совершать Гирирадж-парикраму. Мы с трудом три раза в месяц ее делаем. Он же каждый день ее делал.
Бада Хари прабху говорит, что он однажды сделал длиннейшую парикраму, то есть там есть немного другая дорога в 44 километра. Эта более длинная парикрама, обширная, описана во введении к Брихад-Бхагаватамрите.
И Кришна явился лично перед Санатаной Госвами, как мальчик-пастушок, и сказал: "Баба, зачем тебе все это делать? Ты уже чистый. Тебе не надо это делать". Санатана Госвами сказал: "Но мне нравится, я хочу каждый день это делать". И Кришна дал ему Говардхана-шилу. Представляете? Иногла гуру дает нам Говардхава-шилу. А тут, представьте, Кришна дал Говардхана-шилу, как будто он дал Сам Себя вам. И был отпечаток на этой шиле Его стопы, отпечаток копыта теленка, и отпечаток палки, на которую Кришна облокачивается рукой, пока пасет коров. Это большая Говардхана-шила. Он сказал: "Просто каждый день обходи вокруг этой шилы, этого достаточно".
Она здесь, на алтаре. Но некоторые преданные говорят, что она в Джайпуре, потому что изначальный Дамодар переехал в Маяпур. Но, знаете, Харе Кришна. Когда Рупа и Санатана покинули этот мир, все это перешло по наследству Дживе Госвами. И вот у него был Дамодар и эта огромнейшая Говардхана-шила. И поклонение его Радха-Дамодару стало примером всему миру. Радха-Дамодару.
В писаниях говорится, что Шри Радхика - самая любимая из всех гопи Господа Хари. Поэтому во время Картики нужно поклоняться Ей вместе с формой Господа Дамодары. Поэтому для нас особая концентрация должна быть на Его божестве в этот месяц. Этот месяц Картики, когда говорится, что это месяц Дамодары, говорится, что просто поклоняясь Дамодаре в этот месяц, человек избавляется от большего количества греховных реакций, чем он совершил с момента падения из духовного мира. Это поклонение дает нам шанс вырасти духовно и подготавливает нас к возвращению назад, домой к Богу.
Если мы предаемся, если мы действительно этот месяц Картики используем по полной все возможности. Поэтому вы как раз делаете это, когда приходите сюда на парикраму. Вы берете врату, то есть какие-то обеты. Кто-то берет обет читать 64 круга, кто-то берет обет читать 108 кругов, кто-то берет обет не есть сахар весь месяц. А вот один из моих духовных братьев взял обет не читать газеты в этот месяц.
Но очень трудно было бы все это делать, совмещая с парикрамой. Как совмещать чтение 108 кругов с парикрамой? Знаете, я прихожу домой в семь часов вечера, ложусь спать. Я просыпаюсь ещё уставший. И у меня были планы, что я буду поститься весь месяц. Мой первый план был был - только на пахте, но я что-то быстро от него отказался. Потом следующий план был - на фруктах, на бананах. Тоже не сработало. Потом думаю, ну кичри. От всего отказаться пришлось. Энергия нужна, чтобы парикраму делать. Теперь я каждый день пирую просто. Что же я за саньяси то такой? Но наша врата – это наша парикрама. Она забирает всю нашу силу, все наше время. Это самая лучшая врата, это самая лучшая деятельность, как проводить Картику. Я обет взял – не пропустить ни одного дня парикрамы. Харибол!
Следующая лила опишет стремление, какое должен иметь человек, следующий врате, насколько это важно. То есть наша врата – это парикрама. Не все здесь находятся на парикраме, у некоторых преданных другие враты. Сейчас эта история опишет важность враты.
В Трета-югу жила одна шудрани. Шудрани – это женщина низкого рождения. Звали её Кали-Прия. Она была очень падшая. Она была замужем, но терпеть не могла мужа. Она постоянно грубила ему, она кормила его всякой гадостью, специально, на зло. Она полностью отказалась от домашних обязанностей, то есть даже не убиралась в доме. Если бы зашли к ней домой, это выглядело как бы вы знаете что после шторма, этого смерча Сенди, который в Америке прошел. И еще больше, она унижала его, ведя себя с ним грубо в присутствии других мужчин. А в сердце всегда мечтала о любовнике, с кем бы она смогла исполнить, удовлетворить все свое вожделение.
Но вот нашла она одного. В этом мире не трудно любовника найти. Вот она и нашла. И однажды они запланировали ночью, в лесу, в двенадцать часов ночи, свидание. До того как выйти на это свидание с любовником, она перерезала мужу глотку. Но когда она прибыла на место встречи, любовника на тот момент сожрал тигр уже. И все это настолько привело её в шок, то есть у неё был такой стресс!
Она только что глотку мужу перерезала и ее любовника сожрал тигр. Она упала на колени. И у нее из-за стресса какая-то перемена произошла в сердце. Кришна говорит, что есть четыре типа людей, которые предаются Ему. И одна из этих четырех категорий это те, которые очень сильно страдают. Она хотела искупить все свои грехи. Она ходила, скиталась по лесу. И вот тут она набрела на Вриндаван. Она увидела группу женщин, которые поклонялись формам Радхи и Кришны, предлагая Им фрукты, благовония, лампы с гхи и воспевая прекрасные песни. И эти преданные женщины выглядели очень счастливыми. Она увидела настолько резкий контраст между её низким, несчастным, падшим положением, и этими счастливыми женщинами, которые поют.
Вы здесь порой встречаете женщин-бриджабаси, которые поют, улыбаются, смеются, почти плывут, как-будто, земли не касаясь вообще. И она так привлеклась ими. Вот так и происходит. Просто из-за контакта с преданными, из-за общения с преданными, вдруг появляется некоторая преданность в сердце, вдруг мы думаем, перемена в сердце, вдруг хочется верить. У каждого преданного подобная история. Иначе как бы вы все здесь сейчас сидели?
Она спросила у женщин: «Чем вы занимаетесь?» Они сказали: «Начало месяца Картика. Мы поклоняемся Радхе и Кришне, чтобы наши грехи из сердца были все очищены, чтобы мы смогли подняться в Его обитель, Голоку». Слыша эти слова, вдруг в ее сердце пробудилась надежда.
Я вспомнил, читая эту историю, как я, когда-то, еще я не был преданным, я встретил группу саньяси в Мичигане, в Харборе. И я в то время был как вся остальная молодежь в Америке, потерянным, не знающим как жить. Я встретил этих саньяси. Среди них был Вишнуджана Свами. Я увидел их и сказал им: «Ребята, вы что делаете?» А Вишнуджана сказал: «Садись, сейчас я расскажу тебе о своем духовном учителе». Он очень долго говорил, рассказывал о Прабхупаде. И в какой-то момент вдруг я просто сказал: "Да, я тоже хочу, чтобы он был моим учителем. Я вообще-то никогда его не видел, в первый раз о нем слышу". Это желание пробудилось в моем сердце. "тадоу шодха тата садху санга".
Сознание Кришны мы получаем через общение с преданными. Это то, чем мы заражаемся. Мы получаем это, это передается от одного к другому, как чих или простуда. Кто-то чихнул, а другой подхватил. Так это пошло. Так же и сознание Кришны. И эта Кали-Прия сказала: "Научите меня, как делать это". Если вы попросите какого-то вайшнава: "Поделись своим счастьем, что у тебя есть". Да они все отдадут, что у них есть. Потому что они знают, что сокровищница любви к Богу, сокровищница милости безгранична, нет там конца.
И эти деревенские девушки сели, каждая одна за другой стала говорить ей, как надо служить, объяснять, как они служат и каждая повторяла: "Ты просто делай вот так вот, все твои грехи уйдут, и ты очистишься и уйдешь на Голоку". Она спросила: "Что? Я, на Голоку?" Они сказали: "Конечно".
И вот так, с этими наставлениями в сердце, она отправилась в Южную Индию. Села там. Она, конечно, несколько дней там шла. Но всю Картику она просидела в Южной Индии, на берегу реки Нормада и поступала так, как её научили, весь месяц Картика. И в последний день Картики, подобно тому, как один месяц плавно сменяет другой, к концу Картики её сердце постепенно полностью освободилось от всех грехов. И оставила она свое тело на берегу Нормады.
В этот момент прибыли Ямадуты. Они стали вытаскивать ее душу из тела: "Ты перерезала глотку мужу, ты сделала то, ты сделала се". Вдруг неожиданно все место стало освещенным ярким светом. Время было после полуночи. Но вдруг стало так светло, как будто солнце взошло. Все осветилось. Высокие, божественные, райские существа, одаренные всеми прекрасными качествами, появились вдруг в этой темноте. Они сказали ямадутам: "Стоп!"
Продолжение рассказа будет в следующем году. Или сейчас? Преданные: "Сейчас!". Вишнудуты посадили ее на цветочный воздушный корабль. Они окружили ее по кругу в этом корабле, чтобы никто ее не тронул. Они поднимали ее вперед и вперед. А ямадуты цеплялись и говорили: "Куда вы ее забираете?" А вишнудуты повернувшись к ним крикнули: "На Голока-Вриндавана-Дхаму…" Голока-Вриндаван-дхам ки – джайа! Шри Вриндаван-дхам ки – джайа! Джай-джай Шри Радхе-е-е-е-е-Шьям!!!
Эта лила рассказана для того, чтобы мы помнили о том, как важно следовать вратам, в месяц Картика особенно, и какое огромное благо они дают, как сильно очищают. Мы можем получить капельку. Капля яда способна убить, а капля нектара способна оживить. Поэтому мы поклоняемся Радха-Дамодаре. Поэтому мы поем "Дамодараштаку", чтобы погрузиться полностью, полностью погрузиться.
Один преданный спросил у меня недавно: "Вот мы, как последователи Шри Чайтаньи Махапрабху, мы надеемся, мы конечно идем этим путем. Это надежда наша, это манджари-бхава – Харе Кришна. Но почему-то мы поем песенку про маленького Кришну, которого Яшода связывала в месяц Картика". И он говорит: "И вот в экстазе поем эти детские игры, как Он там мажет йогуртом пол, маленький бегает там туда-сюда. Может нам поклоняться Кришне постарше?"
Но последний стих "Дамодараштаки" отвечает на этот вопрос: намо радхикайаи твадийа-прийайаи намо нанта-лилайа девайа тубхйам
"Я предлагаю свои поклоны Твоей возлюбленной Радхике и Твоим безграничным играм", - говорится в этом стихе.
Шрила Санатана Госвами написал комментарий на эту песню. И он написал комментарий на последний стих. И более того, он написал комментарий на эту строчку, в которой прославляется Шримати Радхарани. Он сказал: "Это самая важная строчка всего бхаджана". И он сказал: "Эта одна строчка олицетворяет всю Дамодараштаку". Это означает, что это прославление Радхи-Дамодары и всех Их сокровенных трансцендентных игр, включая танец раса. И когда мы говорим "Радха-Дамодара", то в нашей надежде достичь Радха-Дамодары мы не имеем в виду того Дамодару маленького, мы имеем в виду Дамодару, который был связан веревками любви Шримати Радхарани.
Санатана Госвами описывает для гаудиа-вайшнавов, что был такой случай, когда Радхарани, немного разгневавшись на Дамодару, связала Его в одном месте Своими взглядами острыми. Это немного эзотерично, но я могу привести такой другой, достаточно мирской пример, приземленный пример, чтобы понять. Иногда кто-то что-то не то делает, и вы говорите: «Стоп! Остановись там, не двигайся!» Моя мама иногда так говорила: «Стоп!». Слова иногда могут очень сильно остановить, моментально.
Кришна иногда проказничает, что-то такое делает. Радхарани это приводит в гнев, и Она, резко повернувшись, из уголков глаз бросает такой взгляд на Кришну, что Он просто на месте застывает, не может ничего сделать. Подобно тому, как мать Яшода веревками своей любви привязала Кришну к ступе.
Разница между двумя играми. Единственная разница в том, что когда Радха связала Кришну своим взглядом из уголков глаз, Он не смог пошевелиться, даже чуть-чуть. Потому что Она полностью контролирует Кришну Своей любовью. Её любовь еще более могущественна, чем Сам Господь. Таково желание Самого Господа, такова природа Её любви.
Мы знаем, что когда Яшода связала Кришну маленького, Он тянул за собой, Он стал двигаться. Он тянул за собой ступу. Она застряла между деревьев. Он повалил эти деревья. Но когда Радхарани связала Его Своими взглядами, Он вообще не смог сдвинуться.
Некоторые Госвами говорят, что Кришна остался там надолго. Радхарани уже ушла со Своими подружками, а когда вернулась, Он там до сих пор стоял. И Она, вернувшись, развязала узел своих взглядов, вскинув на Него другие взгляды, и Кришна упал на землю, предлагая Ей поклоны.
И мы служим этому Дамодаре, которого связала Радхарани веревками любви. Мы служим и Кришне-Дамодаре, которого связала Яшода. Мы служим всем формам Кришны. И мы надеемся получить, обрести совершенство по милости Госвами. Это все, чего мы желаем. На «Джаладуте», когда Прабхупада плыл в Америку на корабле, он написал следующее: «Сегодня корабль плывет очень мягко. Я чувствую себя лучше. Но я испытываю сильнейшую разлуку с Шри Вриндавана-дхамой и со своими Господами – Говиндой, Гопинатхой и Радха-Дамодаром».
Шри Шри Радха-Дамодара ки – джайа! Шрила Прабхупада ки – джайа!
Еще несколько вещей я скажу, потому что до десяти тридцати мы не можем в храм Радха-Шьямасундару пойти еще.
Я хотел бы еще прославить Дживу Госвами. Это его храм. И здесь жил Рупа Госвами из-за любви к Дживе Госвами. Прабхупада жил здесь. Поэтому мы так же должны поговорить и послушать о Дживе Госвами немного. Потому что в основном наши разговоры о Дживе Госвами будут происходить в Джайпуре.
Джива Госвами известен среди гаудиа-вайшнавов как величайший мудрец. Оставьте там место им, пожалуйста. Двор Радха-Дамодары стал школой, в которую множество мудрецов и преданных приходили, чтобы учиться. Мы слышали о таких, как Нароттам, Шринивас, Шьямананда.
Прабхупада писал: «Чтобы понять Господа Чайтанью, это вообще не просто. Не думайте, что просто понять Господа Чайтанью. Он дал наставления достаточно простые, но Самого Его, «мано бхиштам», Его настроение, очень трудно понять, очень трудно». Мы будем говорить об этом больше в Джайпуре. Но Прабхупада дает намек о том, как понять ум Господа Чайтаньи.
Прабхупада сказал: «Нужно идти по стопам непосредственного ученика Господа Чайтаньи". Это шесть Госвами. Особенно дорожкой, протоптанной Дживой Госвами. Поэтому здесь школа и множество студентов приходило, приходит.
Шрила Прабхупада пишет, что Джива Госвами был добр к каждому гаудиа-вайшнаву, который заходил в этот храм. "Джива Госвами был настолько добр, - говорит Прабхупада, - что любой вайшнав, который приходил во Вриндаван, Джива Госвами устраивал его жить и устраивал ему как питаться".
Большой-большой моханта, великий-великий вайшнав, что он делает? Он организовывает проживание, питание каждого преданного, который приходит сюда. Это великое смирение, великое качество великого вайшнава. Самое ценное в вайшнаве – это его смирение. Но основное было – это его писание. Особенно то, что он написал, его "Сат-сандарбха", там столько деталей. И вообще, чтобы понять "Сат-сандарбху" надо иметь мозг компьютера.
Его "Сат-сандарбха", его писания настолько совершенны, настолько глубоки и так великолепно исполнены, что майавади даже близко подойти не могут, чтобы понять их. И любой аргумент, любой контр-аргумент, любой тонкий намек или противоречие, какое может возникнуть у материалистов или еще каких-нибудь спекуляций, они вообще просто распыляются в прах, по сравнению с этими "Сат-сандарбхами". Настолько это мощное писание.
Это сознание Кришны, движение сознания Кришны авторитетно, потому что оно объясняется все до деталей в писаниях, оно основано на писаниях, авторитетных писаниях. Баладев Видьябхушана молится Дживе Госвами: "С помощью лопаты своих нектарных слов, Джива Госвами раскопал, откидывает все майавадические аргументы философов санкхьи и открывает, раскапывает трансцендентный нектар чистой любви к Богу, лопатой снимая всю грязь эту.
Рагхунатх Дас Госвами написал о Дживе Госвами: муи ати мура мати тома вина нахи гати шри джива дживана прана дхана
"О Джива Госвами Прабху, этот глупый негодяй не может выжить без твоей милости. Джива Госвами, твоя милость поддерживает мою жизнь".
баху джанма пунья каре дурлабха джанама даре паечи шри джива чарана
"После множества благочестивых рождений, я родился в этом месте. В ситуации, в которой я теперь достиг, служение лотосным стопам Шри Дживы".
шри джива коруна синдху спарши тара эка бинду према ратна табора лагия
"Коснувшись капельки из океана милости Шри Дживы, я достиг драгоценности нектара премы, чистейшей любви к Радхе и Кришне".
ка хе рагхунатха дас ту я ану гхата гхас ракамор пара чая диа
Рагхунатх дас Госвами говорит: "О Шри Джива Госвами, мое единственное желание – это быть твоим последователем, пожалуйста, всегда защищай меня. И дай мне прибежище в тени твоих лотосных стоп".
Шрила Джива Госвами Прабхупада ки – джайа! Двадцать метров отсюда за этой стеной есть место, где встречались Госвами. Они вместе вкушали прасад там. Не смотря на то, что все они жили в разных местах, они собирались здесь, в храме Радха-Дамодары, обсуждали свои планы, говорили о писаниях, принимали вместе прасад вот там.
И как всегда, следуя по стопам всех великих ачарьев, мы можем тоже здесь сделать перерыв и поесть свой завтрак. Затем мы можем погулять здесь, посмотреть на все эти трансцендентные места. Я не могу взять лично каждого из вас, лично вас всех, в каждое место, потому что это очень маленькое место. Здесь находится священное тело Рупы Госвами, слева. А здесь он воспевал. Прямо за нашей спиной находится самадхи Бхугарбхи Госвами. На алтаре стоят пратипа-мурти Радхи-Дамодары, прекрасные. И там, позади, в заднем дворе, очень много разных самадхи. И когда вы входите по тропинке, начинаете делать парикраму, то тут же, направо, по правую руку от вас, выложено и сеткой обнесена мраморная площадка, и там отдельно отмечены три самадхи. Первый левый крайний самадхи, по левую руку, - это самадхи Дживы Госвами. Следующий от него – это самадхи Кришнадаса Кавираджи Госвами. Если вы потеряетесь, просто выходите и катайтесь в священной земле Вриндавана, катайтесь в пыли.
Через тридцать три минуты, в десять тридцать, мы встречаемся на выходе храма. Пятьдесят метров выше, то есть, назад, находится храм Радхи-Шьямасундары.
Шрила Прабхупада ки – джайа! Шрила Джива Госвами ки – джайа! Шри Рупа Госвами ки – джайа! Джайа – джайа Шри Радхе-Шьям!!! |
В избранное | ||