Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тексты лекций Индрадьюмны Свами (Сын подобен Отцу)


1к-449.  2012-09-25 ШБ 4.12.51 фестиваль Садху-санга "Сын подобен Отцу"

 

Сегодня утром мы прочитаем пятьдесят первый текст двенадцатой главы четвертой песни Шримад Бхагаватам. Организаторы фестиваля предложили этот текст.

 

джнанaм aджнатa-тaттвайa

йо дaдйат сaт-пaтхе 'мритaм

крипалор динa-натхaсйa

девас тaсйанугрихнaте

 

"Мой дорогой Господь Нрисимхадева, я вижу, что вокруг есть много святых, однако они думают лишь о собственном спасении. Не заботясь об обычных людях, живущих в городах, они уходят в Гималаи, или в лес, дают обет молчания (мауна-врату) и погружаются в медитацию. Они не стремятся избавить от страданий других. Но я не хочу обрести освобождение один, оставив в материальном мире несчастных глупцов и негодяев. Я знаю, что, не думая о Кришне, и не приняв прибежище у Твоих лотосных стоп, невозможно стать счастливым. Поэтому я хочу вернуть обитателей этого мира под сень Твоих лотосных стоп".

(Шримад Бхагаватам, песнь 7, гл. 9, текст 44)

 

 

ПЕРЕВОД: Повествовaние о деяниях Дхрувы Мaхaрaджи несет в себе сокровенную мудрость, дaрующую бессмертие. Людей, незнaкомых с Aбсолютной Истиной, можно нaпрaвить нa путь истины. Поэтому те, кто из трaнсцендентного сострaдaния принимaют нa себя ответственность зa всех стрaждущих и обездоленных и берут их под свое покровительство, привлекaют к себе внимaние полубогов и получaют их блaгословения.

 

КОММЕНТAРИЙ: Джнанaм aджнатa знaчит "мудрость, неизвестнaя почти никому в мире". По сути делa, никто не знaет, что тaкое Aбсолютнaя Истинa. Мaтериaлисты очень гордятся своими успехaми нa ниве просвещения, философии и нaуки, но им не дaно понять, что предстaвляет собой Aбсолютнaя Истинa. Поэтому великий мудрец Мaйтрея говорит: "Чтобы открыть людям Aбсолютную Истину, тaттву, предaнные должны проповедовaть учение "Шримaд-Бхaгaвaтaм" по всему миру". Это великое произведение предстaвляет собой квинтэссенцию трaнсцендентного знaния, и оно было нaписaно Шрилой Вьясaдевой специaльно для того, чтобы просветить людей, пребывaющих в полном неведении относительно Aбсолютной Истины. Чистые предaнные с сострaдaнием относятся ко всем пaдшим душaм, поэтому их нaзывaют крипалу, милосердными. Из сострaдaния к людям они рaспрострaняют философию "Бхaгaвaтaм" по всему миру. Милосердного предaнного нaзывaют динa-натхa, что знaчит "зaщитник несчaстных, невежественных людей". Господa Кришну тоже иногдa нaзывaют динa-нaтхой или динa-бaндху, покровителем и истинным другом всех обездоленных живых существ, и Его чистые предaнные тоже берут нa себя роль динa-нaтх. Динa-нaтхи, предaнные Господa Кришны, проповедующие философию предaнного служения, стaновятся любимцaми полубогов.

 

Еще раз перевод: Повествовaние о деяниях Дхрувы Мaхaрaджи несет в себе сокровенную мудрость, дaрующую бессмертие. Людей, незнaкомых с Aбсолютной Истиной, можно нaпрaвить нa путь истины. Поэтому те, кто из трaнсцендентного сострaдaния принимaют нa себя ответственность зa всех стрaждущих и обездоленных и берут их под свое покровительство, привлекaют к себе внимaние полубогов и получaют их блaгословения.

 

Я хочу в особенности принести свои почтительные поклоны всем моим возвышенным духовным братьям и сестрам, которые поддерживают меня сзади. Господь настолько милостив, что мы никогда не одиноки в своих попытках совершать преданное служение. И мое особое почтение Его Святейшеству Чандрамоули Махараджу, который на прошлой неделе дал удивительный класс по Шримад Бхагаватам, который меня вдохновил. Это происходило на украинском фестивале.

В этом стихе описывается одно из самых необычных качеств преданного, которое называется "крипалу". Это значит, что преданный очень добр и сострадателен к обусловленным падшим душам. На самом деле преданный является вместилищем всех замечательных качеств. Не просто замечательных качеств, но трансцендентных качеств, "шуддха-саттва". Это также описано замечательным образом в другом месте Шримад Бхагаватам:

 

титикшавах каруниках

сухридах сарва-дехинам

аджата-шатравах шантах

садхавах садху-бхушанах

(ШБ. п.3, гл. 25, т.21)

 

В этом стихе описывается, что преданный обладает всеми замечательными качествами, которые только можно себе представить по милости Господа. Отличительные черты садху заключаются в его терпении, сострадании, дружеском отношении ко всем живым существам. У него нет врагов, он умиротворен, он следует писаниям и все его качества возвышенны. Но вот это качество, которое здесь упомянуто – "крипалу" – "сострадание", – это высшая драгоценность среди всех качеств преданного. Это то, что отличает преданного от всех других видов трансценденталистов.

 

Мы знаем, что существует три класса трансценденталистов – это йоги, гьяни и преданные. Мы считаем всех их особыми личностями. Это особые души, потому что все они понимают временную иллюзорную природу этого мира, что понять очень сложно. Эти личности развили трансцендентное видение и достигли возможности преодолеть влияние иллюзорной энергии. Это очень большая редкость. И поэтому Бхагаватам говорит, что мы должны с почтением относиться ко всем категориям трансценденталистов.

 

махат севам дварам ахур вимуктес

тамо-дварам йашитам санги-сангам

(Ш.Б., п.5, гл. 5, т.2)

           

Это очень важный стих. Человек может достичь освобождения от материальной обусловленности только лишь благодаря служению возвышенным духовным личностям. Эти личности – это имперсоналисты и преданные. Независимо от того хочет ли человек раствориться в безличном Брахмане или же посвятить себя служению Верховному Господу, человек должен предлагать служение подобным махатмам. Однако, благо, которое можно получить от общения с вайшнавами, преданными  Господа, невозможно сравнить с благом, получаемым от общения с другими трансценденталистами. Почему? Потому что преданный сосредоточен на большие цели, на чистом преданном служении Господу.

 

ом тад вишнох парамам падам

сада пашйанти сурайах

(Риг-веда, 1.22.20)

 

Это прекрасный стих. Мудрые ученые-преданные всегда созерцают высшую обитель Господа Вишну или Кришны. Преданные очень сосредоточены на цели жизни. Они обычно не оглядываются назад. Они сосредоточены на цели достижения духовного мира, возвращения назад, к Богу. Из чувства долга они могут заботиться о теле, о доме, о семье, но их сознание сосредоточено на Кришне. Как моряк пересекающий океан на корабле, относится ответственно к своим обязанностям на корабле. Он может ремонтировать что-то на корабле, управлять кораблем. Но он никогда не думает, что он принадлежит морю. Он всегда думает: "Когда я, наконец, достигну берега, когда я вернусь домой?" И когда он видит землю, он очень радуется. Он кричит: "Земля!" И приплывая на берег, он облегченно вздыхает и говорит: "Наконец-то мы дома". И, несмотря на то, что мы можем заниматься самыми разными материальными обязанностями, заботиться о теле, о доме, о семье, но мы никогда не должны думать, что мы принадлежим к этому миру. Мы должны точно так же быть сосредоточены на нашем доме, Голоке-Вриндаване.

 

Ом тад вишнох парамам падам сада пашйанти сурайах. Мы не должны отклоняться даже на одно мгновение.

 

мам ча йо 'вйабхичарена

бхакти-йогена севате

са гунан саматитйаитан

брахма-бхуйайа калпате

 (Б-Г, гл.14, т.26)

 

            Поэтому говорится, что тот, кто неуклонно сосредоточен на преданном служении и не отвлекается ни на секунду, сразу же преодолевает влияние трех гун природы и утверждается на духовном уровне, уровне Брахмана.

Например, среди скалолазов есть одно золотое правило: когда вы поднимаетесь на гору, никогда не смотрите вниз, а то голова закружится и вы упадете. Всегда смотрите наверх, будьте сосредоточены только на своей цели.

Но особое сострадание, особое милосердие вайшнавов заключается в том, что они все-таки оглядываются назад и помогают нам, обусловленным душам, так же подняться до своего уровня. В этом заключается их сострадание. Прабхупада говорит, что обязанность человека первого класса сделать человека пятого класса также человеком первого класса.

 

И особое качество вайшнава то, что он сострадателен и поэтому он оборачивается назад и помогает возвышаться тем, кто находится в обусловленном состоянии. И это качество описано в бессмертных словах Шри Прахлада Махараджа: "Мой дорогой Господь Нрисимхадев, я вижу, что существует множество святых личностей. Но они заинтересованы только в своем освобождении. Их не интересуют большие города и деревни. Они отправляются в Гималаи, в лес, и медитируют там. Они дают обет мауны – молчание, они не заинтересованы в освобождении окружающих. Но что касается меня (Прахлад Махарадж это один из величайших авторитетов в науке преданного служения), то я не хочу получать освобождение в одиночку, оставив позади себя всех этих несчастных глупцов и мошенников. Я знаю, что не приняв прибежище у Тебя, у Твоих лотосных стоп, никто не сможет быть счастливым. Поэтому я хочу вернуть их в прибежище Твоих лотосных стоп". Эта молитва выражает настроение чистого вайшнава. Она произнесена много миллионов лет назад.

 

Но те же самые чувства выражают более современные преданные, такие как Санатана Госвами. В "Лилапакусуманджале" есть эта прекрасная молитва: "крипам будхер йа пара духкха духкхи". Это значит, что вайшнавы, подобные Санатане Госвами, являются океаном милости по отношению ко всем обусловленным душам. На самом деле Шрила Санатана Госвами настолько сострадателен, хотя сам он не испытывает никаких беспокойств. Он чувствует себя несчастным, видя страдания обусловленных душ. Поэтому это считается самым главным качеством вайшнава, главным украшением. Точно так же, как, например, в короне царя много драгоценных камней, но самый большой камень (бриллиант или изумруд) считается главным.

 

И каким же образом преданные получают эту бесценную драгоценность? Откуда мы можем получить такую драгоценность? Мы получаем ее от Самого Господа.

На английском языке мы говорим: "Сын подобен отцу".

Мы получаем это качество от Господа, потому что таково Его настроение, когда Он приходит в этот мир.

 

Эй-мата бхакта-бхава кари?ангикара

Апани ачари?бхакти карила прачара

(Ч.Ч., Ади 4.41)

 

            В Чайтанья Чаритамрите объясняется, что Господь Чайтанья, приняв роль преданного, проповедовал преданное служение и практиковал его. И поскольку это Его настроение, мы находимся в таком же настроении, как слуги находятся в настроении господина.

Точно так же, как, например, в семье, для того, чтобы она развивалась правильным образом, жена принимает умонастроение мужа, хотя она может не соглашаться с ним в каких-то моментах.

И поэтому для того, чтобы правильным образом служить Господу, мы должны понять Его настроение.

И каково настроение Верховного Господа? Особенно Чайтаньи Махапрабху? Это аспект сострадания, особенно Господа Чайтаньи. И поэтому Шрила Рупа Госвами описал Господа в замечательном стихе:

 

намо маха-ваданийайа кришна-према-прадайа те

кришнайа кришна-чайтанйа-намне гаура-твише намах

 

в котором говорит, что Он самый сострадательный, Он дает величайшую милость самым падшим. Это совершенно удивительно! Но благодаря этому состраданию Господа, все мы сидим сегодня здесь сейчас. Господь благословил нас.

Как однажды Шрила Прабхупада в лекции объяснял, что греховные люди не могут принять преданное служение, для этого надо обладать определенным благочестием. И после лекции один преданный задал вопрос. Он сказал: "Шрила Прабхупада, я о себе думаю, что я ничего хорошего в жизни не совершил. Я был таким грешником. Каким же образом я попал сюда, в международное общество сознания  Кришны? Я не совершил ни одного благочестивого поступка. Какова же моя заслуга?"

И Прабхупада сказал: "Я создал твое благочестие".

Если мы подумаем о своей жизни, мы скатывались вниз все дальше и дальше, в глубины материального существования. Но Господь посылает духовного учителя, который останавливает наше падение и говорит: "Если ты остановишься, ты можешь получить прощение за все свои грехи и теперь ты можешь возвышаться через воспевание святого имени: харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе/ харе рама харе рама рама рама харе харе".

 

Шрила Рупа Госвами выражает это настроение человека, безнадежно запутавшегося в материальном мире, в одном из своих стихов "Падьявали". Он говорит: "О Господь, я тону в бездонном водовороте материального существования. Пожалуйста, один раз, протяни Свою руку и спаси меня".

 

И что же это значит, что Господь протягивает Свою руку? Значит ли это, что длинная рука такая спускается откуда-то сверху, как типа длинной руки закона, которая нас достает?

Нет. Это обозначает, что Господь проявляет Свою милость к нам через преданных, и в особенности, духовного учителя. И хотя мы не заслуживаем такой милости, но сердце вайшнава сжимается от боли, видя наше несчастное положение, поэтому Он протягивает нам руку помощи. И поскольку Господь сострадателен, мы также сострадательны, как вайшнавы. Точно так же как Шрила Прабхупада говорит: "Если бедный человек в какой-то момент своей жизни богатеет, прекрасно зная тяготы бедности, он старается помогать окружающим людям". Точно так же вайшнав, получивший милость Господа и духовного учителя, и спасшийся из материальной жизни, хочет спасать окружающих, хочет поделиться этой милостью с другими. Это естественно. И вот это чувство является ключевым для того, чтобы вернуться домой, назад к Богу.

 

Очень важно помнить, что прежде всего ИСККОН – это миссионерское движение, предназначенное для помощи окружающим. И если мы должным образом служим в настроении Господа в этом мире, мы развиваем квалификацию служить Ему в духовном мире.

Шрила Прабходананда Сарасвати говорит в "Чайтанья Чандрамрите". Это небольшая книга – "Чайтанья Чандрамрита", но это самая главная книга для преданных санкиртаны, которую они должны всегда иметь при себе, описывает Господа Чайтанью. Преданные санкиртаны очень вдохновляются этой книгой. Точно так же как рабочий останавливается для того, чтобы подкрепиться, перекусить, съедает яблоко или бутерброд, точно так же преданные санкиртаны, уставшие в борьбе с материальной энергией в проповеди, может подкрепиться, прочитав один стих из Гиты, из Бхагаватам или же из Чайтанья Чандрамриты, описывающей Господа Чайтанью. Он говорит о том, что служа в настроении Господа Чайтаньи в этом мире, человек достигает квалификации для того, чтобы служить Радхе и Кришне на Голока-Дхаме. Поэтому это качество сострадания вайшнава невозможно достойным образом прославить.

 

В Америке есть особое подразделение военных сил. Это называется "боевые рэйнджеры". У них есть особый девиз. Их девиз написан на их униформе: "Никогда не оставлять никого за собой". Даже если кого-то из их товарищей убивают, они отправляются на это место, для того, чтобы забрать тело и вывезти его на вертолете. Они никогда не оставляют за собой даже тел убитых товарищей.

 

 И насколько же более благородное настроение Васудева Датты, который хотел освободить  все живые существа от повторяющихся рождений и смерти. Он сказал Господу Чайтанье:

 

дживера папа лана муни карон нарака бхога

сакала дживера, прабху, гхучаха бхава-рога

                                   (Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья-лила 15.163)

 

 

 "Мой дорогой Господь, я готов страдать бесконечно в адских условиях, приняв на себя все последствия грехов всех живых существ. Но, пожалуйста, сделай так, чтобы они покончили с болезненной материальной жизнью". Крипалу. И Шрила Бхактисиддханта Сарасвати в комментарии на этот стих объясняет, что Господь Иисус Христос принимал на себя грехи всех своих последователей, что очень великое достижение. Но такой сострадательный вайшнав, как Васудева Датта, он был готов принять грехи вообще всех живых существ, не только людей, а всех без исключения.

 

Кто может понять величие его сострадания? Мы не способны. И мы можем молиться ему для того, чтобы помочь ему в его милости и получить хотя бы каплю его милости (сострадания).

И поэтому для нас очень важно находить таких вайшнавов, общаться с ними и служить им.

 

Можно постепенно очищаться благодаря видению, созерцанию, прикосновению, поклонению храмовым Божествам, местам поклонения, святым рекам.

Но человек получает все эти результаты просто благодаря взгляду возвышенного мудреца.

Обычно в этом мире очень трудно приблизиться к великим личностям, как правило. Мы по телевизору только можем их видеть. Но это не относится к вайшнавам. Если вы хотите увидеть вайшнавов, вы их можете всегда увидеть среди людей. Для них улица как храм. Для преданных улица подобна храму или дому, потому что они хотят распространить движение санкиртаны Господа Чайтаньи и как можно шире. Такие великие вайшнавы как Шрила Прабхупада, вполне квалифицированы находиться в святой Дхаме постоянно. Но из сострадания они покидают её.

Так, Шрила Прабхупада приехал в Америку, сел в парке, полном хиппи,  и начал победоносное развитие движения сознания Кришны оттуда. И поэтому такие вайшнавы очень доступны всем нам.

 

Одна преданная написала подношение на вьяса-пуджу своего духовного учителя Шиварама Махараджа. Она сказала, что он так долго меня искал, пожалуйста, больше не теряй меня. Я написал бы, что Прабхупада, я так долго Вас искал. А она написала своему духовному учителю: "Вы так долго меня искали, пожалуйста, не прогоняйте меня".

 

Шрила Бхактивенода Тхакур поэтому пишет, что когда во мне пробудится сострадание ко всем падшим душам, что со смиренным сердцем я выйду и буду проповедовать божественное наставление. Интересный момент заключается в том, что когда человек получает эту милость, ему сразу же хочется её распространить. Потому что то, что получает преданный на много более возвышенно, чем все знания, которыми обладают самые знаменитые люди в этом мире. Хотя бы даже самый первый шаг то, что мы не есть это тело. Поэтому даже самый молодой бхакта может подойти к президенту страны и сказать: "Господин, я хочу Вам кое-что сказать. Вы знаете о том, что Вы не это тело?"

 

Поэтому, даже самый молодой вайшнав может поделиться глубоким пониманием с окружающими, проповедуя. Конечно, это не значит, что мы не должны работать над собственным духовным развитием, потому что мы не можем поделиться тем, чего у нас нет. Поэтому, для того, чтобы стать достойными представителями духовного учителя и Шрилы Прабхупады, мы должны строго следовать духовной практике: повторять не меньше шестнадцати кругов в день и следовать всем четырем регулирующим принципам. Потому что мы не можем по-настоящему проявить сострадание к живущим в этом мире, если мы привлекаемся этим миром.

 

Мы не можем другим проповедовать отречение, если мы сами привязаны. Сказать "откажитесь от своей привязанности и отдайте её мне". Мы не сможем по-настоящему стать сострадательными, если мы не разовьем привязанность к Кришне, и отречение от материального мира.

Так Шрила Прабхупада, посвятив в саньясу одного из своих учеников и передавая ему данду, сказал: "Никогда не оглядывайся назад, думая о том, что ты оставил что-то ценное, и не завидуй положению материалистов, наслаждающих свои чувства".

 

Преданные очень уникальные личности, потому что они одновременно отречены и привязаны. Как это можно понять? Он отречен от материального мира, потому что он привязан к лотосным стопам Кришны.

 

Рупа Госвами прославляет отречение преданных. В "Падьявали" он говрит: "О Господь, зная Тебя, преданный смотрит на великие реки, как на лужицу воды; солнце он видит как светлячок; на гору Меру он смотрит как на кучку земли; видя Императора мира, он видит слугу; даже на камни Чинтамани он смотрит как на гальку; на деревья желаний – как на палки; он смотрит на весь мир как на кучу соломы; а на собственное тело – как на непосильный груз, благодаря своей привязанности к Тебе".

 

Поэтому, если мы разовьем привязанность к Кришне и отречение от этого мира, мы станем истинными слугами и представителями Господа. И мы можем даже наслаждаться процессом проявления сострадания к обусловленным душам тем, что мы приводим очень много людей к лотосным стопам Господа.

Мы развиваем подобное настроение, молясь Господу о милости служить Ему. Как мы можем молиться Ему?

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

 

Мы просим Господа о служении. Это то, что обозначает эта молитва.

И Господь, и все Его представители, все духовные учителя, вайшнавы, очень четко определили, что из себя представляет это служение. Это проповедь.

Шрила Прабхупада проповедовал до последнего вздоха

Мы не просто повторяем мантру механически. Мы повторяем её с полным сознанием.

И чему учат нас ачарьи? Какой молитве? Это служение в соответствии с желанием нашего Господина.

аньябхилашита-шуньям   гьяна-кармадй-анавритам

анукульена кришнану-     шиланам бхактир уттама

 

                                                                                              (Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)

 

Мы должны служить Кришне так, как Ему нравится. И поэтому нет никаких секретов, что нравится Кришне.

йа идам парамам гухйам, мад-бхактешв абхидхасйати

бхактим майи парам критва, мам еваишйатй асамшайах

                                                                                                                      (БГ.,  18.68)

Тот, кто объясняет высшую тайну преданным, чистое преданное служение гарантировано. И в конце такой преданный придет ко мне.

Шрила Прабхупада ки джайа!

Гаура премананда хари, хари бол!

Спасибо большое. Харе Кришна.


В избранное