Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тексты лекций Индрадьюмны Свами (Обращение Шрилы Гурудева к ученикам на Вьяса-пудже в 1996)


1K-125.С.Петербург 4.5.96г. Обращение Шрилы Гурудева к ученикам на Вьяса-пудже

 

Как любая обусловленная душа в этом материальном мире я не знал, что такое истинная любовь до того, как я пришел в соприкосновение с  Движением сознания Кришны. Природа этого мира замечательно описана Шрилой  Бхактисидхантхой Сарасвати, он сказал, что это общество является обществом обманщиков и обманутых, что один из-за собственных желаний и мотивов эксплуатирует другого ради чувственных наслаждений. Даже за наиболее трогательными отношениями в этом мире стоят корыстные мотивы и корыстные желания. Каждый хочет, чтобы его любили и каждый хочет любить, но человек не находит любви в этом мире, поэтому каждый полон беспокойства. Каждый хочет, чтобы его любили, и каждый хочет любить, поскольку это наше изначальное положение - спутников Господа в духовном мире. На самом деле, нет ничего выше, чем любовные отношения между Господом и его спутниками-преданными в духовном мире.  И, лишенное этих возможностей в материальном мире, живое существо становится все более и более огорченным и разочарованным.

В противоречие тому, что сказал мой возлюбленный брат в Боге Бхакти Бринга Говинда Махарадж, я был одним из тех самых нитья-бакт – обусловленных душ в этом мире, я скитался по всей вселенной и самое прискорбное, я нигде не находил любовь. Но, так или иначе, по беспричинной милости  Господа Кришны, который является нашим вечным благожелателем, я встретился с моим возлюбленным духовном учителем Шрилой Прабхупадой, который показал мне, что такое настоящая любовь. Шрила Прабхупада, практически, был первой личностью, которую я встретил с незапамятных времен моего существования в материальном мире, которая показала мне, что такое истинная любовь. Его сердце было вечно свободно от всяческих корыстных желаний и  поэтому Шрила Прабхупада дал мне чистое сознание. Он никогда не пытался эксплуатировать меня никаким образом. Он просто хотел дать каждому любовь к Богу. Не только мне или моим духовным братьям и сестрам, но каждому, кто находится в этом материальном мире. Понимание каждого большей частью основано на нашем личном опыте. У меня был этот личный опыт общения со Шрилой Прабхупадой. Я понял, что он совершенно ничего не хочет от меня, но хочет дать мне сознание Кришны. Не смотря на то, что когда я в первый раз встретился со Шрилой Прабхупадой, мне были совершенно непонятны его попытки дать мне любовь, потому что прошло слишком много времени с тех пор, как я потерял ее, но все равно я чувствовал, что он является моим вечным благожелателем. Поскольку я был ребенком в духовной жизни (каким и остаюсь до сих пор), я не понимал, насколько велика та ценность, которую Шрила Прабхупада дает мне. Но, по крайней мере, я почувствовал не любовь к Богу (потому что любовь к Богу это еще очень далеко для меня), но я почувствовал, как мой духовный учитель спасает меня от материального существования. Очень постепенно, с великими усилиями он вызволяет из океана рождений и смерти. Не смотря на то, что я противился его любви изо всех сил, все равно он возвысил меня. Однажды Прабхупада сказал, что если вы подниметесь хотя бы на один дюйм над этой водой, вы спасены. Поэтому я чувствую себя в безопасности у лотосных стоп Шрилы Прабхупады. В этом настроении я могу оценить его любовь. Шрила Прабхупада говорил о своем духовном учителе Шриле Бахактисидханте Сарасвати, что он не является обычной личностью, потому что он спас его. И, будучи вдохновленным этой любовью Шрилы Прабхупады, я решил присоединиться к его Обществу. Он сказал, что «я создаю это общество ИСККОН для того, чтобы преданные могли общаться и наслаждаться трансцендентным общением друг с другом». Благодаря милости Шрилы Прабхупады я понял, что этих любовных взаимоотношений бесконечное множество, а преданные свободны от  желания эксплуатировать.  ИСККОН дает каждому любовь к Кришне.

Шрила Рупа Госвами описывает все это замечательным образом в Упадешамрите. Существует шесть видов любовных взаимоотношений между преданными.

Обмен  дарами. Кто-то дает подарок, кто-то принимает, даже если подарок не такой уж шикарный. Это делается в знак признательности другим вайшнавам, в знак любви к ним. Я помню свой первый подарок, который я получил в сознании Кришны от преданного. Этот преданный был саньяси, он находился в моем доме до того, как я стал преданным. У него была маленькая серебряная ложечка, которую дал ему Шрила Прабхупада. Эта ложечка предлагалась одному из наших первых Божеств в сознании Кришны. Однажды я увидел эту ложечку у саньяси (его звали Вишнуджана Махарадж) и спросил,  откуда она у него. С большой любовью этот преданный сказал: «Это то, что дал мне мой духовный учитель». В то время не понимал, что такое духовный учитель, каковы взаимоотношения ученика и духовного учителя. Я думал, почему он так привязал к этой ложечке, ведь она стоит долларов пятнадцать? В тот вечер он ушел из моего дома. Даже не сообщил, что он собирается нас покинуть. И три дня, которые я провел в общении с ним, привязали меня к нему очень сильно. Когда я обнаружил, что он исчез, чтобы проповедовать в другом месте, спасая обусловленные души, я почувствовал себя сраженным. В своем разочаровании я начал бродить по дому в поисках какой-то личной вещи этого преданного, м.б. какого-то листка, на котором он писал, м.б., его тапочек или же кусочка его одежды. Но когда я вошел в гостиную, я увидел там письмо, которое он написал для меня. Там также лежало изображение Кришны, изображение Шрилы Прабхупады и та самая серебряная ложечка. Он объяснил в этом письме, что точно также как река, несущая свои воды, собирает иногда вместе несколько листочков или веточек, а затем их разъединяет через какое-то время, точно также под влиянием времени люди соединяются вместе, они могут подружиться, но затем время разъединяет их снова. Затем он написал, что он будет молиться о моем духовном продвижении, он будет молиться Шриле Прабхупаде, чтобы он помогал мне расти в духовной жизни. Он писал, что он оставляет этот подарок для меня от всего сердца. Не смотря на то, что это была всего лишь маленькая серебряная ложечка, которую  за несколько дней до этого я бы даже не заметил, теперь она стала самым дорогим для меня объектом. Ложечка стала важной для меня, потому что он оставил ее после себя. Это был преданный, который заботился о моем духовном благе. Однажды Прабхупада написал нам в письме, что подарок, который дал вайшнав, очень особая вещь.

Таким образом, Рупа Госвами говорит, мы обмениваемся любовью друг с другом. Мы также готовим прасадом и приглашаем преданных домой, чтобы они принимали его. Мы говорим о своем понимании, слушаем понимание других о сознании Кришны.

Т.о. я понимал, что ни Прабхупада, ни все вайшнавы, которые окружают его, не хотят ничего получить от меня. Но единственное, о чем они заботятся, это о моей духовной жизни и о моем продвижении в сознании Кришны. Я благодарен Его Святейшеству Бхакти Бринга Говинда Свами Махараджу, потому что он является олицетворением этого понимания, он показывает мне, что такое истинная любовь. Он знает меня лучше, чем кто бы то ни было. Он знает, насколько я на самом деле эгоистичен и привязан. На английском языке мы говорим, что истинный друг познается в нужде. Мы проходили с ним и через огонь, и через воду. У нас было множество трудностей. И, не смотря ни на что, он меня не бросает. Он видит какую-то искру надежды, что во мне разовьется сознание Кришны, поэтому он постоянно раздувает ее. Он не обращает внимания ни на какие мои ужасные качества. Он обращает внимание на те качества, которые подают ему надежду. Это истинная любовь. Однажды Шрила Прабхупада рассказывал, как во время путешествия на поезде он увидел человека после сильного пожара. На его тебе были следы страшных ожогов, у него не было нескольких пальцев, он был слепой и весь покрыт шрамами. Но, не смотря на это, рядом с ним находилась его молодая красивая жена, которая полностью обеспечивала все его нужды. Он был изуродован, с ним было ужасно жить. Но Прабхупада говорил, что не смотря на все его уродство, жена любила его и поэтому не отвергла в самое трудное время. И Говинда Махарадж так хорошо зная меня, все равно находится рядом со мной. Я думаю, что это хорошее сравнение.

То, о чем говорил Шрила Прабхупада, что такое настоящая любовь, можно сравнить с моими отношениями с Бхакти Бринга Говиндой Махараджем. Единственное, что заслуживает внимания - это любовь и такое отношение. Это происходит, потому что в этом мире мы можем в любую секунду потерять  все, кроме любовных взаимоотношений. Если в момент смерти у нас осталась эта любовь к своим братьям и сестрам в Боге, к духовному учителю, это позволит нам достичь истинных духовных отношений с Кришной. Потому что Кришне очень нравится, когда у нас есть любовь к духовному учителю и вайшнавам. Как говорится, йасйа прасадад бхагавад-прасадо\йасйапрасадан на гатих куто пи. Таким образом, видя нашу привязанность, Он проявляет всю свою милость. Я не могу заявить, что у меня есть хоть какая-то любовь к Кришне. Но я убежден, что эта любовь существует, потому что в обществе вайшнавов и моего духовного учителя я почувствовал на себе эту любовь.

Несколько лет назад, когда я начал принимать учеников, этот спектр любви начал расширяться. Честно сказать, вначале я представлял, что быть духовным учителем,  это говорить: «Делай это, не делай это. Харе Кришна!» Эти формальные отношения между гуру и учеником всегда присутствуют для того, чтобы установить правильные взаимоотношения в соответствии с этикетом. До тех пор, пока мы не отправимся домой к Богу, эти отношения должны сохраняться. И, тем не менее, я начал видеть, что благодаря этому формальному следованию взаимоотношениям между учителем и учеником, ученики начали продвигаться в духовной жизни, а по мере их продвижения мое отношение к ним становилось все более привлекательным. Если мы будем просто следовать всем правилам и предписаниям в сознании Кришны, мы совершим очень большое духовное продвижение. И к чему мы совершаем духовное продвижение? К развитию любви к Богу. Поэтому ни что не удовлетворяет духовного учителя больше, чем когда он видит, что ученик прогрессирует.

Через несколько минут вы будете дарить свои подношения и подарки духовному учителю. Мы оценим каждое из этих подношений и постараемся как можно лучше использовать его в служении нашему духовному учителю Шриле Прабхупаде. Но я хочу, чтобы вы знали, что самый лучший подарок, который вы можете предложить духовному учителю, это отказаться от всех своих материальных желаний, от всех своих материальных привязанностей. Это будет самое лучший подарок для гуру. Бхактисидхантха Сарасвати говорил, что если мне удастся сделать хотя бы одного преданного чистым преданным в этой жизни, то я буду считать, что моя миссия увенчалась успехом. Поэтому когда духовный учитель видит, что ученик начинает хотя бы отказываться от своих материальных привязанностей и развивает свое преданное служение, прогрессирует в духовном отношении, это то, что радует его больше всего. Поэтому как духовный учитель, так и ученик должны действовать в соответствии с этими наставлениями Шрилы Рупы Госвами  и развивать любовные отношения друг с другом. Не смотря на то, что основой этих взаимоотношений является долг, обязанность, но, тем не менее, на этой основе вырастает чудесное бхакти.

Так какими же подарками обмениваются духовный учитель и ученики? Мы всегда обмениваемся подарками. И не только сегодня в день вьясапуджи. Как духовный учитель и ученики мы всегда обмениваемся подарками. Это вечный процесс. Он полностью завершен. Каков же дар, который гуру из привязанности и любви к ученикам дает им? Трансцендентное знание. Однажды мы уже говорили об этом. Духовный учитель не может давать ничего более ценного, чем дивья-гьяна – трансцендентное знание. Даже если обойти все творение, невозможно найти ничего более ценного. Потому что какова природа того знания, при помощи которого духовный учитель просветляет своих учеников? Это знание вдохновляет нас на то, чтобы отказаться от материальных привязанностей и вдохновляет нас на поиск любви к Богу. Кришна говорит, что это царь всех знаний и всего образования. И нет в этом мире ничего более чистого и возвышенного, чем трансцендентное знание. Кришна говорит, что тот, кто понимает Мое рождение и деяния в этом мире, больше не рождается, а возвращается домой, в духовный мир. Просто благодаря этому знанию мы освобождаемся абсолютно от всех видов страдания. Мы можем чувствовать какие-то сомнения, потому что мы еще не поняли, как это знание освобождает нас от старости, болезней и смертей. Но тот, кто дает вам это трансцендентное знание, может освободить вас навечно от рождений, старости, болезней и смерти. Благодаря милости духовного учителя мы побеждаем смерть. Разве в этом мире кто-нибудь может дать подобное благословение?  Благословение бессмертия? Это то, что может дать гуру. И может ли быть более великий подарок, который раз и навсегда освобождает нас от рождений, старости, болезней и смерти, дает нам любовь к Богу?

Поэтому ученик, когда он растет в духовной жизни, когда он выходит из детского возраста, его глаза открываются, он начинает понимать, каковы его отношения с духовным учителем. Он понимает, что милость духовного учителя это все, из чего он состоит. Тогда и в духовном учителе просыпается естественная  чистая и трансцендентная привязанность к ученику.  Так, в развитии взаимоотношения между духовным учителем и учениками, приходит понимание того, что же такое любовь к Кришне. Чрезвычайно трудно понять любовь Кришны и любовь к Кришне, но мы начинаем понимать это через развитие любовных отношений с духовным учителем и с вайшнавами. Любовь – это взаимообмен.

Прабхупада говорит: «Кришна здесь. Возьмите Его!» Духовный учитель дает Кришну так. Как же должен принять ученик этот дар? Севая. Он слушает гуру и совершает служение для него. Это служение также чрезвычайно ценно. Нет ничего более ценного в трех мирах. Это то, что Кришна нашел для гопи как подарок за их отношение к Нему. Он ничего не мог более ценного найти, поэтому сказал: «Ну, вот вам служение…». И точно также как ученики удовлетворяются тем, что делает для них духовный учитель, духовный учитель удовлетворяется, когда ученики дарят ему свое служение. Что это за служение? На самом деле мы все являемся гхошта-ананди, мы не интересуемся собственным благом, мы интересуемся благом окружающих нас. И самое большое благо, которое мы можем дать обществу – это дать сознание Кришны. Самый большой дар, который мы можем преподнести своему гуру – проповедовать Движение сознания Кришны и освобождать падшие обусловленные души.

Так мы выполняем указание Шрилы Рупы Госвами: обмениваться этими чрезвычайно важными вещами – трансцендентным знанием и трансцендентным служением. Поэтому на самом деле все вы можете увидеть это:  то, что я ценю больше всего, это истинные любовные взаимоотношения учеников и духовного учителя. Настоящая любовь. Это как раз то, о чем говорил Господь Чайтанья Махапрабху в молитвах Шикшаштака: Это движение санкиртаны дает нам вкус, к которому мы всегда стремимся. Это истинная любовь. То, что мы не могли найти в материальном обществе и обществе материалистов, мы находим в Международном обществе сознания Кришны по милости Шрилы Прабхупады.

 Все мы в духовной жизни еще дети. Вы только начали свое развитие в сознании Кришны и я только начинаю действовать в роли духовного учителя. Еще нет даже десяти лет, как эти отношения развиваются. И вы можете себе представить, насколько больше будут углубляться и становиться прекрасными эти взаимоотношения, когда мы будем развивать их для того, чтобы достичь конечной цели жизни – вернуться в духовный мир к стопам Шрилы Прабхупады. Сколько же много всего замечательного ждет нас на пути развития сознания Кришны! Уже это счастье и удовлетворение, которые мы испытываем, служа Шриле Прабхупаде, совершенное  чудо. Это заставило нас отказаться от материальной жизни и сделать несколько осторожных шагов в нашем преданном служении.

Материальную жизнь отвергнуть очень нелегко. Кришна говорит, что из миллионов людей только один может заинтересоваться духовной жизнью. Но по милости Господа Гауранги Шрила Прабухпада может противоречить этому высказыванию Господа Кришны в Бхагавад Гите. Потому что сейчас миллионы людей принимают духовную жизнь. Так или иначе, по милости Шрилы Прабхупады  все мы плаваем в этом бхакти-расамрита-синдху, в океане нектара. И по мере того, как мы будем следовать этим правилам, которые дал нам Шрила Прабхупада (16 кругов, 4 принципа, следование вайшнавскому этикету, проповедь сознание Кришны), мы будем чувствовать, как эта любовь становится все более и более зрелой.  И в один прекрасный день по милости Шрилы Прабхупады, когда наше бхакти созреет, мы обнаружим, что мы уже в духовном мире. Тогда уже у нас не будет никаких желаний, мы будем полностью удовлетворены служением Кришне.

Шрила Прабхупада говорил, что в духовном мире у нас будет свой ИСККОН. Поэтому нам надо очень тяжко трудиться для того, чтобы развить бхакти. Это не то, что приходит очень дешево. Мы должны попытаться вернуть свой долг Шриле Прабхупаде в том же умонастроении, в каком он проповедовал. Наше положение духовного учителя и учеников будет проверено тем, насколько мы сможем сотрудничать в распространении Движения сознания Кришны и помощи Шриле Прабхупаде. Мне нравится думать таким образом: мы все так тесно связаны друг с другом, что все вместе мы можем предложить результаты нашей проповеднической деятельности стопам Шрилы Прабхупады. Это единственная цель гуру сегодняшних дней – связать своих учеников с лотосными стопами Шрилы Прабхупады. Поэтому давайте трудиться все вместе, как одна семья, которая является частью еще большей семьи – ИСККОНа – Международного общества сознания Кришны для того, чтобы предложить результаты проповеди и развития движения санкиртаны Шриле Прабхупаде. В связи с тем, что этот год является годом столетия, мы можем увеличить наше служение Шриле Прабхупаде. Я обещаю трудиться и стараться изо всех сил в общении с такими замечательными преданными, моими братьями в Боге такими как Бхакти Бринга Говинда Махарадж для того, чтобы вдохновить вас в сознании Кришны. И вы также можете изо всех сил действовать как ученики. И тогда все вместе мы сможем сделать, действительно, что-то удивительное для Шрилы Прабхупады. Затем в сотрудничестве и в общении со всеми остальными преданными ИСККОНа мы сможем принести наше подношение лотосным стопам Шрилы Прабхупады. Исполнится наша самая сокровенная мечта: находиться у лотосных стоп Шрилы Прабхупады как один из атомов и вечно помогать ему в сознании Кришны. Я думаю, что каждый бы хотел достичь этой цели.

Сейчас мы все вместе и больно думать о том, что завтра нам придется расстаться. Я даже стараюсь не вспоминать об этом. Когда я думаю о том, что мне завтра надо будет уехать и расстаться со всеми вами, это очень болезненно ранит  меня. Шри Рамананда Рай сказал, что самое болезненное – это разлука с вайшнавами. Но в один прекрасный день нам уже не придется терпеть эту боль, когда мы вернемся в духовный мир. И поэтому мы должны тяжко трудиться, пока мы находимся в этом мире и сделать стопы Шрилы Прабхупады целью нашей жизни.

Я хотел поблагодарить еще раз за ваши подношения, которые вы делали от всего сердца. И за то, что вы помогаете мне убеждаться все больше, что духовная любовь является истинной, что она постоянно находится в духовном мире.


В избранное