Сегодня среда, и я
расскажу тебе немного о «детях и родителях».
В психологии
считается, что человек переживает ДВА кризиса рождения личности.
Первый – в ТРИ
годика, знаменитый период «НУНЕТЬ» и «Я САМ», «Я САМА». Маленький человек
проживает открытие своей отдельности, важности, значимости и – самостоятельности.
Второй – в подростковом
возрасте, когда наступает время сознательного поиска и ответа на вопрос КАКОЙ
Я? КАКАЯ Я?
В три годика
ребенок понимает Я-ПЕТЯ, Я-МАША. Целый отдельный настоящий человечек.
В четырнадцать –
шестнадцать, путем долгих и иногда мучительных поисков, споров, сомнений,
человек осознает себя, свое поведение, внутренние переживания и мысли и создает
себя
Я – Петя, умный,
сильный и одинокий.
Или Я – Вася, тупой, слабый и никому не
нужный.
Или Я – Гриша, упертый, настойчивый, сильный,
добрый, удачливый.
Я – Маша, красивая,
обаятельная, прикольная.
Я – Даша, добрая,
нудная, страшненнькая и никому не нужная.
Я – Глаша,
офигительная, талантливая, привлекательная, умная, счастливая и очень любимая.
Думаю, что ты не
удивишься, если я скажу, что некоторые люди не очень удачно проходят возрастные
кризисы. Они как бы застревают в них или находят не самые лучшие решения.
И однажды, порой в
весьма взрослом биологически возрасте, таким людям приходится проживать детские
и подростковые точки роста и развития практически заново.
В общем это
нормально. Неприятно конечно, немного обидно, трудно – но вполне переживаемо.
И вот для
облегчения этого процесса – узнавания себя, знакомства с собой и создания нужных,
желаемых черт характера, я и поделюсь с тобой вопросами-помощниками, и
различными упражнениями-заданиями.
Первое будет таким
(можно делать в любом возрасте, старше 12 лет).
Письменно ответить на вопрос КТО Я.
В списке пунктов
должно быть несколько десятков (штук тридцать – пятьдесят).
Примеры начала такого списка:
1. Я –
Маша
2. Я –
дочь
3. Я –
школьница
4. Я –
хороший человек
....
1. Я – Петров Степан Геннадьевич
2. Я – мужчина
3. Я – замдиректора ООО БогачеВсех по
административно-хозяйственным вопросам
4. Я – рыбак
...
32. Я – отец троих детей (двоих своих, и один супруги от первого
брака)
33. Я – сын
34. Я – хороший друг
....
Второе задание
будет чуть сложнее.
Письменно ответь на вопрос КАКОЙ Я (КАКАЯ Я) и приведи
пару-тройку примеров, иллюстрирующих ответ на вопрос.
Список получится довольно большим. Работа над ним может занять
несколько дней.
1. Я –
добрая ( дала Кате списать домашку, каждое утро кормлю кошку, стараюсь ни с кем
не ссориться)
....
1. Я – чувствительный (когда Л.П. сказал хххх, я ночь не спал,
переживал за ....; когда мне улыбнулась З., я промолчал, растерялся, думал про
это недели две и сейчас вспоминаю, и переживаю, что не ответил ничего; фильмы
некоторые смотрю только один, чтобы никто не увидел, что иногда могут
навернуться слезы)
Во время работы с
этим списком ты можешь с удивлением обнаружить, что твои представления о себе и
твои реальные действия сильно отличаются друг от друга.
Может также
оказаться, что твои представления о себе сильно устарели и перестали
соответствовать реальности.
Например, Я- спортивный (в 18 лет легко подтягивался 40 раз,
....ПАУЗА, растерянность, стыд, удивление – проверка действием ...упс – а сейчас
тока два разоооочка (((( , и так далее)
В подобных случаях у тебя есть выбор – что ты будешь
корректировать – представления о себе или себя реального (свои действия, свое
поведение, свои качества).
После завершения исследовательской
работы со списками, наступает время анализа.
Если ты записывал
на бумаге, то хорошо бы воспользоваться маркерами или цветными фломастерами
(карандашами).
Если ты работал в
электронном виде, то списки также можно всячески разукрашивать, и перемещать –
группировать пункты.
Отметь то, что тебе
явно нравится в своем характере.
Отметь те сущности
и роли в первом списке, в которых тебе хорошо, которые тебе явно удаются.
Отметь то, что тебе
категорически хочется изменить (улучшить) в своем характере.
Добавь те качества,
что тебе хочется развить в себе.
Проанализируй,
какие пункты из первого списка для тебя пока проблемны и как они связанны с
качествами из второго списка.
Похвали себя,
погордись – ты проделал отличную, серьезную работу.
Отдохни день –два,
а затем просмотри списки еще раз.
И вот теперь, после паузы, сделай выводы для себя из проделанной работы.
Какие черты характера и зачем (с какой целью) ты разовьешь у себя
в ближайшие 2-3 месяца?
Как конкретно (в результате каких действий) ты это сделаешь?
Мой Д., ты можешь
воспользоваться этими упражнениями сам. Поверь, они как минимум интересны и
ресурсны.
А можешь сделать их
совместно со своими детьми. Только в этом случае будь готов честно и откровенно
отвечать на вопросы сына или дочери про себя, свои роли и качества.
Некоторые родители
выполняют это упражнение очень творчески (мне иногда просто завидно бывает) –
они используют и ватман, и рисунки (наклейки), картинки всякие для иллюстрации
списка.
А если милый Д., у
тебя нет детей и ты, к примеру, карьерист, то тебе это упражнение нужно делать
с той же последовательностью и включенностью, что и утреннюю зарядку.
Сознательное
формирование нужных тебе качеств личности – одна из гарантированных ступенек и
к счастью и к успеху. : )
Будь
счастлив, и всех благ тебе : )
С.
Среда , 08082012
Получайте квалифицированную помощь психолога, читайте интересные и полезные материалы на
Если Вы думаете, что эта информация может пригодиться кому-то из Ваших знакомых, помочь в решении их проблем, пожалуйста, перешлите им данный выпуск рассылки.
Задавайте свои вопросы, делитесь впечатлениями, отправляйте заявки на консультации на адрес wmt1227@yandex.ru