Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметки из Мастерской Волшебных Превращений 1227


Виртуальный кабинет психолога Павловской Александры

 

 Заметки из Мастерской Волшебных Превращений 1227

 


Выпуск № 48

01 сентября 2011 года, четверг

 


Каузальная атрибуция или почему люди ведут себя так странно?

 

Вначале посмотрим немного теории, буквально пару абзацев.

В социальной психологии есть такое понятие как каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю).

Это то, как человек, наблюдающий действия другого человека, объясняет себе причины и мотивы подобного поведения.

Делает он это в условиях недостатка информации.

А дальше уже сам что-то делает (думает, чувствует) исходя из этих объяснений.

Исследования ученых показали, что человек по-разному объясняет свое поведение и поведение других людей.

В частности, свое поведение объясняется больше некими внешними причинами и обстоятельствами,  а поведение других людей – их внутренними чертами.

Стремясь понять поведение другого человека, мы отклоняемся от норм логики и здравого смысла, под влиянием эмоций, желаний и недостоверной или неполной информации.

К тому же, свои успехи люди склонны объяснять внутренними факторами, а неудачи - внешними.

Например,

свое поведение объясняется больше некими внешними причинами и обстоятельствами,  а поведение других людей – их внутренними чертами.

Если Вася опоздал на встречу с Люсей – то это потому что на дороге неожиданно возникла пробка. Так объяснит это себе Вася.

А вот Люся скорее всего будет искать объяснения из серии «любит/не любит, надежный Вася человек или пустозвон и т.д.».

 отклоняемся от норм логики и здравого смысла, под влиянием эмоций, желаний и недостоверной или неполной информации.

Если Вася пять раз пропустил свидание, вместо этого сходив в кино с друзьями, съездив на шашлыки, и проспав его, а Люсе очень хочется выйти за него замуж, и она убедила себя, что бедный Вася – «ее человек» ... Она начинает объяснять его поведение не логичным – между свиданием с ней и друзьями, шашлыком и сном- парень выбирает НЕ свидание. А «он очень устал, он стесняется что его друзья не понравятся ей и поэтому не позвал ее с собой, он ей доверяет, и поэтому свидание отменил, а шашлыки не смог».

свои успехи люди склонны объяснять внутренними факторами, а неудачи - внешними.

Если в один прекрасный день Люся получает Васю, то она объяснит это своей привлекательностью, сексуальностью, женской мудростью и еще сотней классных качеств. Ей не придет в голову увидеть за этим стечение обстоятельств – ему было скучно, трудно на работе, хотелось чего-то... ну хоть чего-нибудь, а тут она случайно удачно позвонила.

А теперь начинаем применять эту наиполезнейшую информацию в реальной жизни.

Повторим, для лучшего запоминания.

1. свое поведение объясняется больше некими внешними причинами и обстоятельствами,  а поведение других людей – их внутренними чертами.

2. отклоняемся от норм логики и здравого смысла, под влиянием эмоций, желаний и недостоверной или неполной информации.

3. свои успехи люди склонны объяснять внутренними факторами, а неудачи - внешними.

Для тренировки предлагаю объяснить действия мамы и действия девочки в примере.

Молодая мама натягивает на девочку лет пяти штаны посреди улицы. Девочка вырывается. На что мама сердито почти кричит: «еще раз спустишь резинку с пояса, отшлепаю и запрещу гулять!» Ребенок испуганно замирает, а по окончании одевания жалобно умоляет «Можно ниже? Мне колется!» На что получает строгий отпор.

Как бы можно было хорошо разрешить конфликт, приложив немного усилий?

Чему научиться ребенок в этой ситуации и как она будет влиять на взрослую жизнь девушки в будущем?

А теперь записывает какую-либо из своих ситуаций, вызывающих отрицательные эмоции и начинаем ее анализировать.

А правда ли начальник кричит, потому что «идиот/истиричка/ничего не понимает/не уважает людей»? Или у него есть конкретные причины так сорваться? А как можно было бы устранить эти причины или их влияние?

А правда ли что вы ничего не можете сделать, чтобы изменить текущую ситуацию к лучшему?

А действительно ли ....?

 

 

Получайте квалифицированную помощь психолога, читайте интересные и полезные материалы на

 сайте автора рассылки Виртуальный кабинет психолога Павловской Александры  или   Зеркале. 

 

     

Если Вы думаете, что эта информация может пригодиться кому-то из Ваших знакомых, помочь в решении их проблем, пожалуйста, перешлите им данный выпуск рассылки.

 

 

 

 Задавайте свои вопросы, делитесь впечатлениями, отправляйте заявки на консультации на адрес wmt1227@yandex.ru 

  


В избранное