Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Жить с удовольствием

  Все выпуски  

Дети, живите со вкусом!


Дети, живите со вкусом!

Источник:PSYCHOLOGIES №63
Елена Шевченко


Можем ли мы передать своим детям то удовольствие от жизни, которого искренне им желаем? Да, можем. Но только если будем помнить, что каждому из нас нравится свое. Несколько ценных советов.

Cложнейшая история: воспитать ребенка так, чтобы он не просто смог разобраться в жизни... но еще и получил бы от нее большое удовольствие! Противоречие возникает сразу: чтобы он вписался в социум, взрослые должны внушить ему известные правила. В этом смысле каждый ребенок (как и мы сами) попадает в заданные рамки отношений, которые нельзя изменить – их необходимо просто усвоить. Но при этом его творческое начало неизбежно оказывается ущемленным: «Так поступают все, нравится им это или нет, таков порядок». Чему же тут радоваться? И можно ли научить детей наслаждаться жизнью по той же схеме? «Конечно нет, – отвечает возрастной психолог Татьяна Бедник. – То, что мы называем удовольствием, не подчиняется общим законам: сладость жизни мы открываем самостоятельно, в зависимости от нашего эмоционального склада, личной истории, сознательных и бессознательных воспоминаний, телесных ощущений...» У каждого из нас – своя алхимия удовольствий. Мы можем бесконечно описывать свои впечатления: рассвет или закат, эхо в горах, взгляд любимого, вкус восхитительного блюда, красоту стиха или музыки... но даже тот, кто согласится с нами, будет себе представлять что-то свое. Удовольствие другого человека остается для нас недоступным, даже если нам нравится одно и то же.

Показать путь

Нет смысла внушать нашим детям восторг перед тем, что приятно нам самим. «Как прекрасна эта симфония (салат, учебник истории, фигурное катание, математическая формула, выставка импрессионистов...)!» В результате такого внушения могут вырасти лишь дети-клоны, приговоренные (если мы сильно настаиваем) к чужим радостям, лишенные самого главного – собственного лица, вкусов, мнений, неповторимости. Но тогда что же в наших силах? «Роль родителей велика, но заключается она не в том, чтобы «научить удовольствию», а в том, чтобы поделиться с ребенком собственным «счастьем быть», дать пример осознанного и радостного проживания самых обычных вещей, – отвечает Татьяна Бедник. – Невозможно «научить» ребенка любить музыку. Но вы можете заразить его своим искренним восторгом в момент исполнения любимого вами произведения».

«Соблазнить ребенка к жизни», передать ему силу своего влечения к ней – по мнению психоаналитика Джойс МакДугалл (Joyce McDougall), роль родителей заключается именно в этом. Действительно, если нам дано наслаждаться жизнью, то, скорее всего, мы видели в детстве, как нашим родителям нравилось жить и быть счастливыми. «До пяти лет происходит активное эмоциональное развитие ребенка, – поясняет Татьяна Бедник. – Поэтому важно, чтобы рядом с ним в это время был чуткий взрослый, способный замечать, на что ребенок обращает внимание, к чему тянется. Тот, кто умеет откликаться на его радости, проживать их вместе с ним».

Мы это можем

Чтобы нашим детям захотелось жить с удовольствием, прежде всего каждому ребенку необходимо предоставить свободу – чтобы он имел возможность совершать удивительные и вдохновляющие его открытия во всех сферах собственной жизни: непривычное блюдо, новые интересы, новые занятия... Естественно, если они не несут в себе объективной опасности или вреда.

Нужно искренне уважать его выбор и его желания – вполне возможно, и не совсем их разделяя. Ребенок имеет право надеть зеленые носки, даже если мама считает этот цвет ужасным.
Как говорится, «на вкус и цвет»… И надо принимать его отказы. Есть овощи очень полезно, но явная нелюбовь к вареному луку не карается законом.

Важно помнить, что ребенок растет, интересы его меняются, – и не критиковать его за это: «Как это – тебе больше не нравится рисование? Раньше ты это очень любил!» Еще важнее объяснить: то, что нам доставляет удовольствие, не должно причинять зла другим людям. Нельзя кидаться в прохожих «водяными бомбами» с балкона – даже если это очень смешно, нельзя дергать одноклассницу за косички – даже если она ужасно симпатичная… Такое знание нашим детям очень пригодится, когда они захотят создать свою счастливую семью. И наконец, самый главный урок: мы, люди, устроены таким образом, что можем не только получать, но и дарить другим удовольствие. Конечно, мы можем съесть всю коробку вкусных конфет где-нибудь в тиши, в одиночестве и без лишних историй. А можем поделиться ими с друзьями – и вкус этого великодушного поступка во много раз умножит наше удовольствие.
Однажды я…

Стала танцевать


Светлана, 43 года, терапевт

«Подруга решила заняться восточными танцами и пригласила меня c собой. Я пошла просто взглянуть, было любопытно. Хотя я понимала, что свободного времени и так нет: две работы, тренировки (я тогда занималась еще и большим теннисом), семья… Но буквально через несколько минут после начала урока я поняла, что буду заниматься, чего бы мне это ни стоило: меня очаровала музыка, движения танцовщиц, преподаватель и потрясающие – солнечные – участницы группы! Конечно, не все получалось сразу, но мне так хотелось танцевать и выступать, что я нашла время и для занятий, и для домашних репетиций… В результате уже через два месяца я выступала на сцене. И это была моя первая маленькая победа! Танцы для меня – это всегда праздник, отдых, смена обстановки. Я танцую уже четыре года, несмотря на то что моего активного участия требуют и остальные дела. Иногда даже кажется, что выхода нет и надо выбирать: работа, семья или радость, удовольствие… Но я оставила танцы всего лишь раз, и то только на месяц – исключительно из-за подготовки к защите диссертации. В остальном я всегда нахожу возможность не отказываться от своего увлечения. Могу, например, прийти на работу пораньше или проконсультировать пациента по дороге на занятие, всегда нахожу аргументы, чтобы убедить близких, что танцы мне необходимы. Это, кстати, самое сложное: я помню, как мой муж расстраивался, что я убегаю танцевать, вместо того чтобы провести время с ним… Танцы сильно изменили меня. У меня стала лучше работать механическая память, я научилась координировать несинхронные движения, свойственные именно восточным танцам. Но самое главное, что я смогла договориться сама с собой. Дело в том, что мне важно всегда быть первой и лучшей во всем. Но некоторые участницы группы танцуют лучше меня. И я смогла принять эту ситуацию – если меня ставят во второй ряд, я чувствую себя вполне комфортно».

Записала Елена Шевченко

В избранное