В нашей рассылке мы
рассказывали о том, что такое уверенность в себе
в психологическом смысле, как она связана с самооценкой, о том, какие бывают
виды самооценки и чем они характеризуются.
Теперь мы покажем,
как те или иные проблемы с самооценкой проявляются
в повседневной жизни, как они влияют на
отношение к себе и к другим, на конкретных примерах.
Все примеры, использованные в этой и
будущих рассылках, либо взяты из открытых источников (блог нашего Центра,
ответы на вопросы из Психологического Консультария), либо приводятся с
разрешения упомянутых лиц (имена и профессии изменены).
История 1.
Наташа (33
года, бухгалтер) обратилась к психологу в связи с проблемами, возникшими в отношениях с ее бойфрендом. Они были вместе более
двух лет, и Наташа считала, что отношения у них очень хорошие и пора подумать о браке и детях. Но ее бойфренд (назовем его
Сергей) наотрез отказывался обсуждать эту тему. Наталья хотела посоветоваться с
психологом, как лучше начать и построить такой разговор, и есть ли способ мягко
подтолкнуть Сергея в сторону брака.
Когда я стала
расспрашивать о «хороших» отношениях пары,
выяснилось, что картина, мягко скажем, совсем иная. Так, Наташа рассказала, что
Сергей чрезвычайно сильно привязан к своей бывшей жене, до сих переживает из-за
их развода (5 лет назад) и сохраняет с ней очень близкие отношения. Наталья
начала приводить примеры из их с Сергеем жизни. Вначале говорила запинаясь и с
трудом, а затем давно сдерживаемое и игнорируемое негодование дало о себе
знать, и истории полились широким потоком. Так, Сергей мог по самому
пустяковому звонку от бывшей бросить все и полететь к ней. Однажды он уехал с
дня рождения Наташи, потому что бывшая захотела поехать к заводчику посмотреть
собаку и позвала его. В другой раз, когда бывшей жене понадобились деньги
взаймы, Сергей отдал ей все средства, отложенные им и Натальей на отпуск. А
когда подошло время отпуска, взял деньги у матери, но только на себя, и уехал с
компанией бывшей жены. И так далее, и тому подобное. По мере того, как разворачивалась
вся эта неприглядная история, Наташа начала
плакать.
Естественно,
я спросила: почему она хочет выйти за него замуж?
Ответ был, в
общем-то, ожидаемым. Вначале Наташа сказала, что очень любит его, потом – что
она больше такого не найдет. Какого такого? Молчание, потом тихо признание: «Никакого не найду». В кресле напротив сидела
очень симпатичная, стройная, с обаятельной улыбкой, явно не глупая девушка,
которая искренне считала, что не может быть привлекательной, что такой вот
Сергей – ее единственный шанс.
В общем,
постепенно мы с Наташей пришли к тому, что проблема, с которой надо работать –
это не брак, не Сергей и не его бывшая, а сама Наталья, ее отношение к себе и ее чувство собственной ценности, которое явно
занижено.
Самооценка
человека – это ведь не только про уровень достижений, но и про то, насколько ценным является человек для самого себя, насколько
считает себя достойным уважения, любви, заботы, поддержки… И у Наташи с этим ощущением собственной
ценности была большая проблема, и не только в отношениях с Сергеем. Так, она
считала, что если рядом кто-то расстроен, она непременно должна подойти и
помочь. Но, если плакала она сама и никто не выказывал желания ее поддержать,
воспринимала это как норму. Если на работе надо было сделать неприятную работу
или остаться допоздна, она часто вызывалась сама, потому что у одного ребенок,
у второй ревнивый муж, а третий вообще только что из отпуска… Проблемы других
всегда были для нее значимее, а их чувства – важнее ее собственных.
Путь из такой
психологической ямы к адекватному восприятию себя как
человека, не менее важного и достойного, чем другие, не прост и не
быстр. Как и следовало ожидать, в процессе психотерапии выяснилось, что
отношения с матерью у Наташи всегда были,
скажем так, сложные. Мать, под предлогом искренности и честности, с детства
объясняла Наташе, что она «середнячок»: «не дал бог ума, так бери старанием»,
«яркое не надевай, а то подумают, что ты себя красавицей возомнила», «скажи спасибо,
что тебя на этой работе вообще держат». Другими словами, мать усиленно внушала
Наташе, что у нее нет никаких особенных достоинств, что она так себе, средненькая, не плохая, но и не хорошая.
Зачем это было
нужно матери – это отдельная история, и длинная. Скажу только, что мать Наташи –
очень конкурентный человек, и таким образом она бессознательно пыталась
выиграть конкуренцию с дочерью. Такое бывает, и чаще, чем принято считать. А
ребенку, который только формирует представление о самом себе, необходимо, чтобы
обнаруженные им в себе качества подтверждались
родителями, иначе сомнение в них останутся надолго, порой – на всю
жизнь.
Чувство собственной ценности также определяется
отношением родителей. Если для них ребенок ценен, он и сам будет ценить себя, что
не позволит ему надолго оставаться в таких отношениях, как, например, у Наташи
с Сергеем. Если же чувство собственной ценности родителями не подкреплялось, то
выросший ребенок в лучшем случае научится довольствоваться самым малым, в
худшем – перестанет различать приемлемое и неприемлемое отношение к себе. Что и
произошло с Наташей.
Она выросла с
внутренним убеждением, что ее не за что любить, что ради нее не стоит идти на
какие-либо неудобства, не стоит затруднять себя, чтобы порадовать ее. И что она
должна очень стараться, чтобы…. Да чтобы
все: сохранить работу, удержать мужчину, не сердить маму.
Разумеется, в
таком контексте она просто не могла распознать отношения с Сергеем как разрушительные и унизительные, а уж тем более не
могла сопротивляться им.
Но, в принципе,
эта история – со счастливым концом. Понемногу,
порой с большим трудом и болью, Наталье удалось в процессе психотерапии
«отлепиться» от взглядов, эмоций и мнений матери и стать достаточно внутренне самостоятельной,
чтобы начать составлять свои собственные. Обо всем: о людях, о жизни и,
разумеется, о самой себе. А потом смогла стать достаточно независимой, чтобы начать
доверять своему видению других и себя.
Наконец, у нее
сложился устойчивый образ себя, который,
кроме прочего, включал в себя достаточный уровень собственной ценности. Как и
еще целый ряд интересных и привлекательных качеств,
которые она в себе открыла.
Что, конечно
же, сказалось на ее жизни в целом. Сергея Наташа оставила сама, осознав, как
ничтожно мало значения он придавал и ей, и их отношениям. С мамой у нее
произошел ряд конфликтов, результатом которых стало то, что мама стала реже
высказывать свои принижающие замечания. Своего мнения мама, впрочем, не
изменила. Что ж, чудес не бывает. И еще: на момент завершения терапии у Наташи
начались отношения с мужчиной. Трудно сказать, как у них все сложится, но, рассказывая
о нем, она уже не плакала, а улыбалась.
И эта улыбка,
обращенная как к себе, так и к другим, и была, в общем-то, целью психотерапии.
В широком смысле.