Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эффективные психологические техники


Комплекс мученичества

Основная черта мучеников —это несгибаемая уверенность в том, что они жертвы, и кто-то виноват в их страданиях. Ребенку постоянно внушали, что он должен «заработать» любовь родителей, заплатить за то беспокойство, которое он причинил родителям самим фактом своего существования. 

Если он еще и заболеет, то родители, конечно, будут ухаживать за ним, но и «счет» ему предъявят немалый. Постепенно озлобляясь, ребенок начинает чувствовать себя жертвой и тоже хочет получить себе.

Отношения родителей:

  • Отсутствие выражения родительской любви;

  • Противоположные реакции родителей (гнев, умиление, равнодушие), при одних и тех же проявлениях ребенка;

  • Раздражительность родителей, неясность причины их раздражения;

  • Насильственные методы воспитания;

  • Культивирование чувства вины у ребенка.

 

Родительские послания:

  • «Ты недостаточно хорош, чтобы мы тебя любили. Ты должен заслужить нашу любовь»;

  • «От тебя одно беспокойство, ты —источник наших страданий и лишений, ты не оправдываешь наших ожиданий»;

  • «Ты не должен злиться, раздражаться или плакать, а должен любить и быть благодарен за мои страдания»;

  • «Ты в ответе за мое здоровье» —«Я поплатилась своим здоровьем, когда рожала тебя»;

  • «Если ты не будешь соответствовать моим ожиданиям, я накажу тебя: ты увидишь, как я страдаю —ты тоже будешь страдать от чувства вины»;

  • «Не вздумай быть самостоятельным: я не прощу тебе своей ненужности».

 

Выводы ребенка: 
 

  • «Мне жизненно важно иметь любовь. Я должен ее получить»;

  • «Я не понимаю, что они от меня хотят»;

  • «Со мной что-то не так: я причиняю одни беспокойства»;

  • «Меня нельзя любить: я недостоин любви»;

  • «Я не должен сердиться или плакать, но я сержусь и плачу. Значит, я плохой»;

  • «Я почти никогда не оправдываю ожиданий, значит, я плохой, я ничтожество»;

  • «Любят только тех, кто исполняет желания, удовлетворяет потребности»;

  • «Я должен платить за любовь, и мне должны платить за любовь»;

  • «Я не могу заставить вас любить меня, но я могу заставить вас страдать: вы будете видеть, как я страдаю, и будете испытывать чувство вины»;

  • «Я беспомощен, я ничтожен, но никто не должен знать об этом»;

  • «Окружающие в любой момент могут сделать мне больно—я должен контролировать их»;

  • «Чтобы они не покинули меня, я должен сделать так, чтобы они не смогли обходиться без меня».

    Проходят годы, и вот перед нами человек, мучимый неутоленной жаждой любви ближних, страдающий от чувства собственной ничтожности, в то же время стремящийся быть достоин любви, и вечно боящийся «разоблачения», поскольку глубоко в его душе живет убеждение, что он крадет любовь незаконно. 

    Проецируя свое отношение к себе на окружающих, мученик подозревает их в тайной враждебности, и в ответ на свою проекцию становится враждебным. Он может быть мстительным и стремящимся к любви, заботливым и тайно наказывающим одновременно. 

    Он стремится сделать любимых людей зависимыми от себя, но сам зависит: он готов терпеть, переносить унижения, только бы не бросили, чтоб не чувствовать себя одиноким. Для него быть долго одному, тем более жить в одиночестве - подобно смерти. Он останавливается на первом, кто «попался под руку», чтобы вновь наполнить себя заботами о нем (а значит, и властью и контролем). 

    Потребность в любви мученика не может быть удовлетворена, потому что он не верит, что его действительно можно любить. 

    Он часто подозревает, что окружающие лишь притворяются, говоря об этом, чтобы использовать его для получения заботы. Но и он желает ответа за свои труды. На нем лежит целая куча обязанностей, он выматывается и устает. Мученик наполнен гневом, который он может подавлять в себе, пока он не находит выхода в эмоциональном срыве, депрессии или заболеваниях.

     


В избранное