Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Центр Мультимодальной Психотерапии и Перформанса: об искусстве перформанса (интервью с Марией Долгановой)


 – Маша, в чем именно заключается твой уникальный терапевтический метод? Или правильнее будет сказать – творческий? Я знаю, что ты сочетаешь в работе как психотерапию, так и разного рода креатив… Расскажи об этом поподробнее.

Если говорить о психотерапевтической базе метода, то здесь я ориентируюсь, прежде всего, на философию феноменологии. В целом это означает, что я как психотерапевт делаю акцент на принятии переживания клиента без оценки – такими, какие они есть. Это позволяет человеку побыть в себе, побыть собой, встретиться со своими переживаниями и описать их. В процессе описания и «проживания» чувств он что-то новое о себе замечает и делает выводы… Главный принцип – искренность. Все допустимо, и все может быть выражено. А для этого и применяется перфоманс.

 – Сегодня термином «перфоманс» что только не обозначают… А что это такое в твоем понимании?

Ну, в контексте моей работы «перфоманс» – это работа на сцене, но когда ты не что-то заранее подготовленное и заученное представляешь, а реагируешь на свои чувства и ощущения здесь и сейчас, делая их видимыми для других и для себя с помощью любых творческих движений. Самое сложное здесь – услышать себя, установить контакт с собой, погрузиться в свои эмоции и честно выразить их, какими бы они ни были.

 – Мне кажется, или ты говоришь сейчас о плейбэк-театре?

 Не совсем. Мы, безусловно, используем элементы плейбэк-театра, однако исполнитель в данном случае делает акцент на собственных чувствах, а не проживает историю одного из зрителей. В перфомансе твоя первичная задача – быть в контакте с собой. Тут твое «я» – это и тема, и причина, и цель представления. Ты из себя и своих эмоций делаешь арт-объект. И арт-субъект. Твои переживания достойны быть выраженными, как они есть, и все зрители это признают.

– К тебе приходит множество самых разных людей… Но, наверное, тем, кто изучал актерское мастерство, занимался танцами, пением и прочими искусствами, намного легче себя выразить? Нет ли у них, так сказать, «нечестного преимущества» перед теми, кто ничему такому не обучался?

Это как посмотреть. С одной стороны человек, владеющий своим телом, голосом и проч., может выразить свои переживания более зрелищно. С другой стороны, ему свойственно работать на публику и входить в роль. Но у нас цель не войти в роль, а «войти в себя». Не «сделать публике красиво», а обрести контакт со своими эмоциями, впустить их, наконец, в приемную и выслушать. Это может быть и страх, и беспокойство, и неуверенность, и любовь, и вина, и гнев… Да что угодно, на самом деле. Даже просто выйти и молча постоять на сцене, потому что ты себя скованно ощущаешь и слова не приходят, – это тоже перфоманс. Главное – осознать эту скованность, этот страх, встретиться с ним наедине с собой и некритичными зрителями. Может быть – впервые в жизни. Что касается навыков актерства, то те, кто посещает «Лабораторию перфоманса» по четвергам, постепенно приобретают их… Мы этому тоже учим.

 – Ты много говоришь об установлении контакта. Почему это так важно? Я имею в виду не только креативных личностей, а вообще всех.

  Потому что потеря контакта – это корень очень многих проблем современного человека, а его восстановление – первый шаг к успеху. Причем не к успеху в понимании ваших родителей, супругов, коллег или редактора журнала «Ваш успех», а к вашему собственному. Мы постоянно делаем то, что хотят другие, то что нужно, уместно, правильно, прилично или модно. В результате теряем контакт со своими истинными желаниями и целями, подавляем эмоции, меняем главное на ненужное. Занимаемся не своим делом, потому что надо же кредит отдавать. Встречаемся не с теми людьми, но зато все подружки завидуют. Что-то говорим или делаем из принципа, а не потому что хочется… Живем не свою жизнь… Что в итоге получается, объяснять не нужно.

 – А кто, если не секрет к тебе чаще всего приходит на тренинги и зачем? Я имею в виду: ну вот возникла у человека проблема и он к тебе идет… Что конкретно люди ждут, каких перемен?

 Часто приходят творческие люди, которые не решаются реализовать свои проекты, потому что в успехе не уверены, боятся прогореть и все потерять. Их часто никто не поддерживает, а все только критикуют: мол, когда ты только повзрослеешь, надо семью кормить, надо о будущем подумать; подумай, сколько более талантливых людей прозябают в бедности; посмотри, Петя уже третий раз женат и четвертое высшее получает, а ты все в облаках витаешь и так далее. В результате яркие люди не могут себя реализовать, не верят в свои силы, упираются в свои внутренние барьеры. Они – как тот слоненок из притчи, которого в детстве за ногу бечевкой привязали, он привык, что ее не порвать, да так и живет с этой мыслью до старости, ходит беспомощно вокруг колышка, а мог бы рвануть – и все. И еще людей часто нет ресурсов – эмоциональных и энергетических. Нет ощущения того, что они имеют право быть собой. И вот они ко мне приходят за разрешением, за поддержкой.

 – Все таки, это скорее для творческих людей? Или другие тоже могут жизнь изменить?

  Ну конечно. Есть, к примеру, прекрасный новый проект «Субличности» про принятие себя, понимание своей красоты. С этим тоже у многих проблемы, почти у все, что уж там. Приходит много женщин, которым не нравится их тело и внешность, и фотографии свои не нравятся. Изначально я его вообще придумала для себя ;-). Мы много используем фотографию, учимся видеть на них себя по другому и признавать то, что другие на них видят. Еще используются элементы перфоманса и много всего разного, пока не буду вдаваться в детали… Очень интересно: многое выводится наружу, люди сами удивляются, сколько в них живет разных персонажей, которые никогда не высказываются ни в одежде, ни в поведении, ни в словах. В результате мы себя лучше начинаем понимать, находим причину своей неуверенности и отпускаем ее с миром. 

 – Ну и напоследок, как ты пришла к этому методу в своей работе? Откуда перфоманс, фотография, танец?

Это мой собственный путь. Я же в жизни много чем занималась: по профессии я – психолог, но было и есть много разных увлекательных хобби: фламенко, карате, музыка, вокал, путешествия, фотография. И у меня долгое время было это ощущение раскола: стоило выбрать одно, как тут же возникала пустота на месте того, что я отказалась. Поэтому я в итоге решила, что надо придумать, как все сочетать. Перфоманс в этом смысле очень помог, потому что он как раз носит интегративный характер. То есть и психологическая глубина осталась, и картинки, и движение, и музыка. Оставаясь терапевтом, я стала творческим человеком, причем в широком смысле слова. Ну и нравится мне эта дозволенность быть любым, в том числе – некрасивым, неинтересным, нетворческим даже. Нет рамок, нет планок. Мне лично это очень близко.

Как записаться на тренинги?

Пишите мне vayan@inbox.ru или звоните 8 (909) 165-16-48.

Подробная информация о программах и тренингах, расписание мероприятий на моем обновленном сайте psymodal.ru

Мария Долганова



В избранное