
С раннего детства человек контактирует с другими людьми, в результате чего формируются связи разного порядка и продолжительности. Наибольший научный интерес представляют отношения между близкими, ведь именно они характеризуются особой эмоциональной наполненностью и порождают ощущение неразрывности.
Теория привязанности
Психолог Джон Боулби первым обозначил привязанность как «устойчивую психологическую связь между людьми». Он считал, что возникающие естественным образом внутри семьи первые связи ребенка имеют долгосрочные отголоски на жизненном пути.
Материнская забота, а также уход за малышом со стороны иных лиц имеют жизненно важное значение. Ребенок чувствует себя защищенным, когда получает адекватную ответную реакцию взрослых на свои потребности. Это состояние позволяет ему охотно исследовать окружающий мир и развиваться.
Установлено, что привязанность, сформировавшаяся в самом начале, не проходит бесследно и влечет далеко идущие последствия в жизни человека. Так, дети, которым с младенчества повезло испытать надежную эмоциональную связь, обладают большей уверенностью, стремятся реализовать себя, лучше учатся, проявляют активность, успешно коммуницируют, в меньшей степени подвержены депрессивным состояниям. При этом характер привязанности во взаимодействии с иными лицами может отличаться в зрелом возрасте, что не отменяет значимости первых лет.
Теория Боулби нашла развитие в исследовании психолога Мэри Эйнсворт, которая посредством наблюдений провела анализ и последующую дифференциацию привязанности у детей.
«Незнакомая ситуация»
Данный эксперимент проходил в конце 60-х годов прошлого столетия. По результатам Мэри Эйнсворт предложила собственную классификацию в контексте рассматриваемого понятия.
В исследовании были задействованы около ста семей. В течение трех дней рабочая группа фиксировала особенности взаимодействия мам и младенцев в домашней обстановке. По достижении малышами года наблюдения продолжились, но уже в специально отведенном помещении с зеркальным экраном, обеспечивающим видимость происходящего с обратной стороны. Теперь предстояло проверить реакцию детей в нестандартных для них условиях, моделируя ситуацию пусть кратковременного, но разделения с самым близким человеком. Для этого в следующей последовательности воспроизводились семь контактных цепочек длительностью по три минуты:
- Мать-ребенок;
- Мать-ребенок-незнакомец;
- Ребенок-незнакомец;
- Мать-ребенок;
- Ребенок наедине с собой;
- Ребенок-незнакомец;
- Мать-ребенок.
Ребенок все время оставался в комнате, а остальные участники кратковременно покидали ее и приходили снова в описанной очередности.
Оценке по семибалльной шкале подлежала выраженность четырех характеристик в поведении деток: готовность совершать открытия, оказавшись в новой обстановке, реакция на появление незнакомого человека, сепарационная тревога на фоне отсутствия мамы и реакция на ее возвращение. Фиксация велась каждые пятнадцать секунд.
Проанализировав полученные данные, Эйнсворт выделила три типа привязанности младенцев: надежный, сопротивляющийся, избегающий. Помимо этого, ниже будут рассмотрены еще два типа, которые не были названы психологом, но тоже имеют место в системе мама-ребенок.
Надежная (безопасная) привязанность
Встречается чаще всего. В исследовании Эйнсворт на данный тип пришлось около 70 % от общего числа. Такие дети воспринимают родителя как крепкий тыл. Они уверены, что их потребности будут удовлетворены, а в случае возникновения какой-либо неприятности их защитят. Не боятся познавать окружающий мир. Когда родитель рядом, дружелюбны и спокойны при посторонних людях, в отсутствие такового — не проявляют прежней открытости. Утрата объекта привязанности вызывает расстройство и плач, хотя довольно быстро происходит переключение внимания на что-то интересное, увлекательное, а воссоединение сопровождается положительными эмоциями. Чувство защищенности, подтверждаемое физической и эмоциональной доступностью родителя, его восприимчивостью, готовностью откликаться на поступающие сигналы, формирует у ребенка активную позицию, способствует проявлению самостоятельности. Для родителя важны уверенность в себе и в собственных действиях, умение доверять, выстраивать отношения, а также расставлять приоритеты.
Сопротивляющаяся (амбивалентная) привязанность
Наблюдалась у 15 % детей. Проявляется общей тревожностью и даже настороженностью по отношению к объекту привязанности. Физическая близость не дает ощущение защищенности. Ребенок может вести себя противоречиво: с одной стороны, проявлять зависимость и навязчивость, с другой, отталкивать, устраивать истерику. Познание внешнего мира вызывает затруднения из-за высокой неуверенности. Незнакомые люди вызывают боязнь. Отсутствие родителя воспринимается негативно, тревожность нарастает, но и присутствие чаще всего не дает успокоения. Воссоединение с родителем вызывает удовлетворение, но вместо объятий может сопровождаться выражением обиды в виде отталкивания или иной формы агрессии. Причина кроется в непоследовательности и нестабильности родителя, когда чрезмерные внимание и забота чередуются с безразличием и отстраненностью в зависимости от настроения. Взрослея, такие дети сохраняют внутреннюю дисгармонию, все больше чувствуют одиночество внутри себя. Разногласия зачастую сохраняются спустя годы.
Избегающая привязанность
Была выявлена в 15 % случаев. Дети более самостоятельны. Нет физической и эмоциональной зависимости от родителя. Не ищут поддержки извне, даже оказавшись в непривычных обстоятельствах. Не нуждаются в ориентирах. Спокойно исследуют окружение. Одинаково ведут себя как с родителем, так и с незнакомцем. Не проявляют тревожности, беспокойства. Взаимодействие с объектом привязанности характеризуется сдержанностью. Контакты минимальны. Включается защитный механизм в ответ на нечувствительность и безучастность родителя в ситуациях, когда это необходимо. Мамы таких деток изначально скупы на заботу и любовь.
С возрастом независимость обретает все более подчеркнутый характер. Такие люди могут производить впечатление самонадеянных, хотя это всего лишь маска. Им сложно открываться посторонним людям, говорить о чувствах, выстраивать близкие доверительные отношения. Плохо идут на сближение. Даже с близкими людьми держат дистанцию. Глубоко внутри такие люди крайне не уверены в себе, таят множество комплексов.
Дезорганизованная привязанность
Не была названа Эйнсворт, однако тоже встречается. Ребенок дает реакцию на отсутствие близкого человека рядом, но при возвращении не бежит навстречу, а, напротив, убегает. Эмоции непредсказуемы, алогичны. Отношения не складываются. К ребенку проявляется физическая или психологическая агрессия. Отец может быть хладнокровен и жесток, а мать слаба и не способна защитить свое чадо. Если ребенок воспитывается лишь матерью, то любви тоже не испытывает, так как мать либо никак не откликается на проявляемые им потребности, либо выражает откровенное неприятие.
Привязанность по смешанному типу
Характерно ревностное отношение к матери. Ребенок не отпускает ее от себя, хочет быть в центре внимания, не допускает конкуренции. Данная модель свойственна семьям, где мамы проявляют высокий уровень беспокойства, бояться допустить ошибку, относятся с настороженностью к внешнему миру. Такие мамы хотят быть хорошими родителями, но ожидают одобрения извне. При этом на потребности ребенка они отвечают не сразу, а лишь получив прямые сигналы крайней формы выраженности (плач, падение и т. п.). Взрослея, дети повторяют тревожность родителей, испытывают сложности при вступлении в самостоятельную жизнь.
Заключение
Методика Мэри Эйнсворт со временем стала общепринятой в вопросе оценки привязанности младенца к матери. Однако она не учитывает отношения с другими родственниками (воспитателями), коммуникация с которыми может отличаться. К тому же сформированный в младенчестве тип привязанности хоть и является фундаментом личностного и психического развития ребенка, но подвергается воздействию объективных факторов и может корректироваться целенаправленными действиями.
Источник: https://psychology4all.ru/psihologiya/teoriya-i-tipy-privyazannosti-eksperiment-meri-ejnsvort/