Ранее нами была рассмотрена тема привязанности, которой в психологии отводится, если не огромное, то довольно большое значение. Привязанность бывает нескольких типов, а точнее четырёх:
- Надёжная или безопасная привязанность (тип B). Дети, у которых сформировался такой тип привязанности, проявляют самостоятельность, интеллектуальную развитость и активность. В них выработано чувство защищённости и ощущение надежного тыла. Они уверены в себе, в постоянстве связей с родными, более расслаблены, активно исследуют окружающих их мир.
- Тревожно-устойчивая (амбивалентная) привязанность (тип C). Дети с таким типом привязанности тревожны и не уверены в себе. Могут чувствовать свою ненужность и одинокость, а также неосознанно раздражать родителей, родных, чтобы обратить на себя внимание.
- Тревожно-избегающая привязанность (тип A). На вид такие дети независимы, но внутри глубоко не уверены в себе. Плохо раскрываются с родными и близкими.
- Дезорганизованная привязанность (тип D). Эти дети, можно сказать, отказались от привязанности в пользу силы. Они предпочитают, чтобы их боялись, а не любили.
Первый из них является нормой, три последующих классифицируются как нарушения. Также существует ещё один тип — симбиотическая привязанность (комбинация типов А и С). У детей с этим типом сильная сепарационная тревога и необходимость постоянного подтверждения и оценки своего «Я» объектом привязанности.
В этой статье рассмотрим три метода диагностики привязанности у детей дошкольного возраста.
«Незнакомая ситуация» Мэри Эйнсворт
Наиболее распространенным и эмпирически подтвержденным методом оценки привязанности у младенцев (от 12 до 20 месяцев) является процедура «Незнакомой ситуации», разработанная Мэри Эйнсворт в результате её тщательного и глубокого наблюдения за младенцами и их матерями в Уганде. Процедура «Незнакомой ситуации» — исследование, которое не является диагностическим инструментом, то есть полученная классификация привязанностей не равняется «клиническому диагнозу». Несмотря на это процедура может быть использована для уточнения клинического диагноза, полученные результаты не следует путать с «реактивным расстройством привязанности детского возраста».
«Незнакомая ситуация» является лабораторной процедурой, используемой для оценки паттернов поведения младенческой привязанности к значимому взрослому. На время процедуры мать и ребёнка помещают в незнакомую игровую комнату с игрушками, при этом исследователь наблюдает и фиксирует этапы прохождения через одностороннее зеркало. Процедура состоит из восьми последовательных этапов, в которых ребёнок испытывает как отделение и воссоединение с матерью, так и присутствие незнакомого человека. Протокол ведется в следующем формате, если конкретным исследователем не введено никаких иных изменений:
- Экспериментатор заводит маму (другого значимого взрослого) с ребёнком в комнату, где все они находятся некоторое время (30 секунд);
- Экспериментатор покидает помещение, мать и ребёнок остаются одни в комнате на 3 минуты;
- В комнату входит незнакомый человек. Мать, ребёнок и незнакомец проводят некоторое время в комнате (3 минуты или меньше);
- Мама покидает помещение. Незнакомец с ребёнком находятся вдвоём 3 минуты;
- Приходит мать, а незнакомый человек уходит. Мама с ребёнком остаются одни на 3 минуты;
- Мама покидает комнату, ребёнок остаётся один на 3 минуты или меньше;
- Незнакомец заходит в комнату и остаётся с ребёнком на 3 минуты или меньше;
- Мать заходит в помещение, незнакомец уходит. Мама с ребёнком находятся 3 минуты в комнате.
На основе поведения ребёнка при воссоединении с матерью (хотя остальные паттерны поведения также учитываются), детей можно разделить на три типа привязанности: надёжный (B), амбивалентный (тревожно-устойчивый) (C), тревожно-избегающий (A). Четвертый тип, дезорганизующий (дезорганизованный) (D), также может быть присвоен ребёнку в процедуре «Незнакомой ситуации», хотя в первую очередь выбор делается из первый трёх типов. Каждая из этих групп отражает привязанности различного рода между ребёнком и матерью. Ребёнок может иметь разный тип привязанности к каждому из родителей, а также к любому значимому взрослому. Стиль привязанности, таким образом, является не столько частью мышления ребёнка, сколько характерной чертой определенных взаимоотношений. Однако, примерно после пяти лет, дети, как правило, проявляют один устойчивый паттерн привязанности в отношениях.
То, каким образом ребёнок развивается после пяти лет, определяется специфическими методами родительского воспитания, используемыми на этапах развития одного ребёнка. Эти паттерны привязанности напрямую связаны с поведенческими моделями и могут помочь предсказать будущую личность ребёнка в дальнейшем.
Тип привязанности в зависимости от реакции ребёнка на значимого взрослого
- Надёжный тип. Ребёнок замечательно чувствует себя с мамой, так как она довольно чутко реагирует и отвечает всем потребности малыша. Дитя может расстроиться или забеспокоится если родительница уходит. Однако, после этого малыш легко может увлечься другими интересными отвлекающими факторами или игрушками. В момент, когда мать возвращается, малыш быстро приходит в себя, практически сразу бежит к ней. Просится на руки, а после продолжает играть. Тем самым, подтверждает глубокую эмоциональную потребность в близости с матерью.
- Тревожно-устойчивый (амбивалентный) тип. Такие дети ведут себя пассивно, мало обследуют обстановку вокруг. Даже если мама рядом, ребёнок настороженно относится к чужим людям, обеспокоен, не уверен в себе и тревожен. Когда родительница оставляет малыша и уходит, чувство тревоги лишь повышается. При возвращении малыш бежит не для того, чтобы обнять, а затем, чтобы выразить обиду, ребёнок может ударить взрослого или укусить. Малыши показывают двойственность своего поведения. Ребёнок хочет контакта, добивается его, но вместе с тем сопротивляется ему.
- Тревожно-избегающий тип. Ребёнок мало контактирует с матерью, либо избегает контакта. Такой малыш может не проявлять реакции на приход или уход родительницы. Ребёнок мало интересуется окружающей средой, независимо от того, кто находится в комнате.
- Дезорганизованный тип. Если поведение малыша не кажется для экспериментатора естественно связано с этапами достижения хоть какой-то близости со значимым взрослым, то такой тип привязанности считается дезорганизующим, и указывает на разрушение (например, страхом) самой системы привязанности. Поведение младенцев в процедуре «Незнакомой ситуации» кодируется как дезорганизующее / дезориентированное, если включает в себя явные проявления страха, противоречивое поведение или если есть признаки происходящих одновременно или последовательно разнообразных движений следующих видов: стереотипные, асимметричные, резкие или «застывающие», а также кажущаяся разобщенность.
Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи А. И. Баркан
А. И. Баркан предлагает ряд опросников (шкал) для выявления особенностей жизни ребёнка в семье. Одним из таких опросников является «Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи», предназначенный для детей старшего дошкольного возраста. С точки зрения автора, они должны использоваться в комплексе с анализом рисунков «Моя семья», «Семья, которую я хочу».
В каждом вопросе испытуемому ребёнку необходимо подчеркнуть только один ответ. Варианты ответов заключены в скобки.
Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи
Данные ребёнка
Ф. И. О.___________________________________________________________
Возраст __________________________________________________________
С кем проживает ребёнок в одной квартире __________________
При выборе ответов на нижеприведенные пункты шкалы привязанности ребёнка необходимо подчеркнуть только один ответ на каждый пункт. Варианты ответов заключены в скобки.
Если бы я был(а) волшебником, то…
- Я бы никогда не расставался(лась) с мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
- Я бы ходил(а) по пятам невидимкой за мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
- Я бы придумывал(а) сны, где всегда был(а) бы мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).
- Я бы поделился(лась) своим волшебством с мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
- Я бы подарил(а) необычный подарок маме (папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).
- Я бы создал(а) сказочную машину для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
- Я бы построил(а) самый красивый дворец для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
- Я бы взял(а) с собой на необитаемый сказочный остров маму (папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
- Я бы испёк(екла) вкусный пирог для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
- Я бы одел(а) в самый лучший наряд маму (папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
После ответов ребёнка на все 10 пунктов подсчитывается общее количество выборок для каждого члена семьи. Для простоты подсчета одна выборка приравнивается к одному баллу. Эти выборки ранжируются. Как правило, член семьи, набравший наибольшее количество баллов, является тем, к кому больше всего привязан ребёнок. Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта для ребёнка в семье.
Например: из 10 возможных вариантов ответов ребёнок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза – папе и ни одного раза сестре. Вывод: этот ребёнок очень привязан к маме, гораздо меньше – к папе и явным источником его дискомфорта является младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества. Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что папа отдает предпочтение сестре.
Методика «Птичье гнездо»
Методика «Птичье гнездо», разработанная в 1996 году арт-терапевтом Донной Кайзер, подходит для детей старшего дошкольного возраста (5,5 — 7 лет).
Для проведения потребуются лист бумаги, фломастеры или карандаши. Диагностика проводится с ребёнком индивидуально.
Предложите дошкольнику нарисовать гнездо и птичек, проживающих в нём, место, где гнездо находится.
Когда малыш закончит, обсудите рисунок. Ни в коем не просите сравнивать гнездо и птиц с членами семьи, задайте ребёнку вопросы касательно рисунка.
Спросите у малыша, что это за птички, где они живут. Попросите рассказать о птичках подробнее: кем они друг другу приходятся, что делают, как себя чувствуют, о чём мечтают, чего боятся, что будут делать в случае опасности? Спросите, ждут ли птички кого-нибудь? Почему гнездо пустое (если оно пустое), почему оно нарисовано так, а не иначе? Безопасно ли в гнезде? Поинтересуйтесь о местоположении всех персонажей на рисунке и почему они находятся именно на этих местах.
Обработка результатов
Надёжная привязанность | Нарушение привязанности |
Использование четырёх или более цветов, преобладание зелёного цвета на рисунке | Использование менее четырёх цветов Преобладание коричневого цвета на рисунке |
Небольшое количество штриховки в изображении гнезда, равномерный, не сильный нажим на линии | Большое количество штриховки в изображении гнезда, сильный или неравномерный нажим говорят о тревожности и неуверенности в себе. Линии в изображении гнезда повторяющиеся исключительно по форме круга, указывают на склонность к хроническим неврозам и навязчивым состояниям. |
Гнездо расположено ровно и устойчиво, имеет надёжную опору, выглядит защищенным. | Гнездо, нуждающееся в дополнительном укреплении или защите, уже чем-нибудь защищено, к примеру находится под крышей, поднято повыше или рядом существо, охраняющее его от напастей, например орёл, который защищает птичек от врагов, — указывает на поиск поддержки со стороны малыша. Гнездо расположено под наклоном, может находиться на дереве, но размещено на конце ветки или же на тонких веточках, балансирует и может упасть. Отсутствие надёжной опоры, например дерева указывает на ощущение недостатка поддержки и стабильности, неуверенность в себе. |
На рисунке изображены птицы-родители, если их нет, но в беседе ребёнок объяснит, что они улетели за кормом, то, можно сказать, что они есть. Птенец находится в центре гнезда. Целая птичья семья, в том числе яйца. | Пустое гнездо или гнездо без дна указывает на ощущение одиночества, нехватку тепла, поддержки и заботы со стороны близких взрослых. Также гнездо может быть разрушено внешними угрозами. Птицы-родители отсутствуют или находятся на расстоянии от гнезда и занимаются своими делами, при беседе ребёнок должен это объяснить. Гнездо покинуто. Птенец, находящийся на краю гнезда, указывает на тревогу и неуверенность ребёнка. В семье, помимо ребёнка, есть и другие дети, но он не рисует дополнительных птенцов или яйца, что может указывать на отсутствие привязанности к братьям и сёстрам, и даже негативные чувства к ним, такие как ревность или зависть. |
Заключение
В статье были рассмотрены три метода диагностики привязанности и её нарушений у детей дошкольного возраста. Также, для получения более точных результатов, при работе с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать вместе сразу две методики: шкалу привязанности ребёнка к членам своей семьи и «Птичье гнездо».
Источник: https://psychology4all.ru/psihologiya/diagnostika-privyazannosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/