Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психоаналитик.Ру: новые статьи на сайте - Первичный нарциссизм по Фрейду


::a:: Психоаналитик.Ру

(читать на сайте)

Первичный нарциссизм по Фрейду

Фрейд, наблюдая за младенцами (вероятно, за своими детьми), пришел к выводу, что младенец способен удовлетворять себя аутоэротически и галлюцинаторно (Фрейд не описывает подробности, возможно, он имел в виду сосание пальца или края одеяла, или младенческую мастурбацию). Всё, что нарушает это блаженное состояние младенца, по мнению Фрейда, – приводит к протесту, выраженному недовольным плачем. Такое состояние младенца Фрейд назвал первичным нарциссизмом.

«Любовь берет свое происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений аутоэротически, испытывая наслаждение от функции органов.
Как проявление отношения к объекту ненависть старше любви, она соответствует самому первоначальному отстранению нарциссическим Я от внешнего мира, доставляющего раздражения.»

Под объектами Фрейд имеет в виду ближайшее окружение младенца: мать, няню, бабушку, отца и т.д. 

Аутоэротизм

По мнению Фрейда, внешние объекты доставляют младенцу лишь ненужные раздражения, потому что у младенца объектом любви является свое Я, поэтому он ни в ком не нуждается, как Нарцисс из легенды, полюбивший себя самого.

Надо подчеркнуть, что для Фрейда любовь – это либидо, т.е. сексуальное влечение. Соответственно, для Фрейда, аутоэротизм младенца – это и есть любовь к себе.

Мать или лицо, ее заменяющее, в психоанализе закономерно называют первичным объектом любви, но было бы правильно назвать ее вторичным объектом любви, потому что, по мнению Фрейда, ребенок изначально аутоэротичен, и объектом его любви является он сам. Поэтому, если основываться на концепции первичного нарциссизма по Фрейду – первичным объектом любви следует считать Я младенца, почему он и не сразу проявляет нуждаемость во внешних объектах, которые, по мнению Фрейда, вызывают только раздражения.

Возможно, ребенок и остался бы монадой, замкнутой только на себе в своем первичном нарциссизме, если бы не голод.

Влечения к самосохранению

Фрейд выводит влечение самосохранения из биологических причин:

«По природе своей оно относится к области биологии, пользуется понятием тенденции (или же целесообразности) и гласит: нервная система представляет из себя аппарат, на который возложена функция устранять доходящие до нее раздражения, низводить их по возможности до самого низкого уровня, или же, если бы это только оказалось возможным, этот аппарат стремится к тому, чтобы вообще избегать каких-либо раздражений
(Фрейд. “Влечения и их судьба”)

Также Фрейд использует в качестве синонима к термину влечения к самосохранению термин влечения Я. Надо заметить, что для перевода немецкого слова Ich, мы используем здесь русское слово Я, а не английскую транскрипцию Эго, для того, чтобы подчеркнуть, что не следует ассоциировать Я со структурной моделью психики по Фрейду, включающей в себя триединство инстанций Ид, Эго и Супер-Эго. В тех работах Фрейда, на которые мы здесь ссылаемся, термин Ich (Я) означает не подструктуру психики, а всю целокупную психику, включая телесные переживания – то, что теперь называют Самостью (Self).

«Я не нуждается во внешнем мире, поскольку оно аутоэротично, но оно получает из этого мира объекты вследствие переживаний влечений  к самосохранению и не может избежать того, чтобы не воспринимать в течение некоторого времени внутренних раздражений влечений как неприятных.»
(там же)

По сути, Фрейд имеет в виду, что первоначально младенец вступает в отношения с матерью или кормилицей только из-за голода (см. Теория сосания первичного объекта). Именно из этих взаимоотношений, вызванных голодом, рождается первичная любовь (как выразился Балинт).

«При поисках объяснения огромное значение имеет очевидное противоречие между влечениями, которые подчинены сексуальности [либидо], достижению сексуального удовольствия, и влечениями, нацеленными на самосохранение индивида, или влечениями Я. Все органические влечения в нашей психике могут быть разделены, как сказал поэт, на Голод и Любовь
(Фрейд. “Психогенное нарушение зрения в психоаналитической концепции”)

Сам Фрейд нигде не дает определение или список влечений к самосохранению, как бы подразумевая, что это понятно само по себе. Только однажды вскользь упоминает поиск пользы и избегание вреда:

«Как стремящееся к удовольствию Я может только желать, искать удовольствия и избегать неудовольствия, так стремящееся к реальности Я должно искать пользы и застраховать себя от вреда
райское блаженство

Естественно полагать, что влечения к самосохранению должны включать в себя другие потребности младенца, кроме утоления голода – это и регуляция температуры тела, и чистота тела, и чувство безопасности, и общий телесно-психологический комфорт, когда младенец блаженно засыпает на груди матери, но Фрейд в явной форме упоминает только голод.

Фрейд не зря называет влечения к самосохранению влечениями Я, этим он подчеркивает функцию Я (или только одну её часть) следовать принципу реальности, а значит, заботиться о самосохранении, в противоположность сексуальным импульсам, которые идут из бессознательного, в котором царит принцип удовольствия (читайте подробнее Положение о двух принципах психической деятельности).

В работе “По ту сторону принципа удовольствия” Фрейд сожалеет, что в психоанализе недостаточно развит анализ Я, в результате чего не удалось обнаружить другие действующие в Я влечения, кроме влечения к самосохранению.

Анаклитический объект

По мнению Фрейда, благодаря голоду и инстинкту самосохранения младенец оказывается вынужденным обратиться к груди матери, и, в результате, грудь оказывается очень ценной для ребенка или, как говорят психоаналитики, грудь катектируется (инвестируется либидо младенца). Благодаря этому, младенец постепенно обращает свое сексуальное влечение (либидо) на грудь матери.

«Находясь во власти принципа удовольствия, Я проделывает дальнейшее развитие. Оно воспринимает в себя предлагаемые объекты, поскольку они являются источниками удовольствия…»
(Фрейд. “Влечения и их судьба”)

По мнению Фрейда, грудь для младенца не столько источник пищи, сколько источник сексуального наслаждения, благодаря рту, который является эрогенной зоной, – так грудь становится либидинозным объектом. Весь этот процесс Фрейд назвал анаклитическим объектным выбором. Так влечение к самосохранению приводит к удовольствию и, в конце концов, – к объектным отношениям (сначала с грудью, а потом с матерью).

«…уже совсем в ранние годы развивается в отношении матери объектный катексис, который исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером анаклитического объектного выбора…»;
(Фрейд. “Я и Оно”)

Младенец может часами призывать анаклитический объект (мать) своим криком, пока не будут удовлетворены его потребности, или впасть в нарциссизм, когда это завершается неудачей. Младенец кричит и кричит, краснеет, а потом синеет, и если он не умирает, то становится нарциссичным (тихим и удобным). На русский язык греческое слово anaklitos можно перевести как отзывный (например, в ответ на писк птенца раздался отзывный крик его матери). Анаклитичность – врожденная потребность младенца, которая может удовлетворяться в полной мере, частично или не удовлетворятся вовсе (в случае госпитализма).

Фрейд считает развитие нарциссизма во взрослом возрасте следствием конституциональных факторов (врожденных особенностей психики) и даже свободным выбором младенца, потому что Фрейд не придавал особого внимания реальным взаимоотношениям ребенка с матерью.

«Мы вовсе не пришли к решению, что все люди распадаются на две резко различные группы в зависимости от того, имеется ли у них нарциссический или анаклитический тип выбора объекта, а предпочитаем допустить, что каждому человеку открыты оба пути выбора объекта, и предпочтение может быть отдано тому или другому. Мы говорим, что человек имеет первоначально два сексуальных объекта: самого себя и воспитывающую его женщину, и при этом допускаем у каждого человека первичный нарциссизм, который иногда может занять доминирующее положение при выборе объекта.»
(Фрейд. “О нарциссизме”)

Так Фрейд описывает дихотомию нарциссического и анаклитического выбора.

Конечно, ребенок ничего не выбирает, если мать оказывается эмоционально недоступной, ребенок остается нарциссичным (или, точнее, становится нарциссичным). Если мать способна предоставить себя ребенку для катексиса (способна проявлять свою любовь в адрес младенца) – он катектирует мать и оказывается от нее зависимым. Ребенок, попавший в ситуацию эмоциональной депривации, остается псевдонезависимым, т.е. нарциссичным. Нарциссизм – это нарушение развития, которое является следствием эмоциональной депривации; это дефицит, а не защита. Сам по себе нарциссизм не является гиперкомпенсацией, но приводит к гиперкомпенсации, например, к гиперкатексису Я-Идеала.

Однако, уже ученик Фрейда Шандор Ференци подчеркивал важность роли родителей в развитии ребенка: Необходимы необычайная любовь, нежность и забота, чтобы ребенок простил родителям свое, без его ведома, появление на свет. Задача матери – быть рядом, окружить ребенка любовью и заботой, и показать, как мир прекрасен (необходимое условие для формирования базового доверия к миру).

Если ребенок не получает любовь и внимание – он перестает развиваться и может даже умереть (см. Эмоциональная депривация). Поэтому, на самом деле, нет никакого выбора у ребенка между нарциссическим и анаклитическим "выбором" – все решает первичный объект (мать или лицо ее замещающее).

Нарциссическое и объектное либидо

По мнению Фрейда, первичный нарциссизм – это резервуар нарциссического либидо, которое может расходоваться, превращаясь в объектное либидо, т.е. катектировать объекты. Для того, чтобы проиллюстрировать превращение нарциссического либидо в объектное, Фрейд приводит наглядный пример:

амёба
«Вспомните о тех простейших живых существах, состоящих из мало­дифференци­рованного комочка прото­плазматической субстанции. Они протягивают отростки, называемые псевдоподиями, в которые переливают субстанцию своего тела. Вытягивание отростков мы сравниваем с распространением либидо на объекты, между тем как основное количество либидо может оставаться в Я, и мы предполагаем, что в нормальных условиях либидо Я беспрепятственно переходит в объект-либидо, а оно опять может вернуться в Я.  С помощью этих представлений мы теперь можем объяснить целый ряд душевных состояний или, выражаясь скромнее, описать их на языке теории либидо; это состояния, которые мы должны причислить к нормальной жизни.»

Катексис объектов по своей сути является привязанностью, и даже любовью, которая основана, по мнению Фрейда, только на сексуальном влечении. Так Фрейд описывает единство нарциссического и объектного либидо.

«Я должно рассматриваться как обширный резервуар либидо, устремляющегося оттуда к объектам: оно всегда готово вновь принять в себя либидо, когда оно отхлынет от объектов.»
(Фрейд. “Психоанализ и теория либидо”)

Когда человек влюблен, он инвестирует либидо в объект (катектирует его), как амёба захватывает частички пищи. Когда любовь оказывается невозможной – он вбирает в себя либидо обратно, возвращая его в резервуар нарциссизма. При нормальном развитии, значительная часть либидо должна быть выведена наружу и катектирована на объектах: мать, отец, друзья, авторитеты, супруг(-а), дети и т.д.

Другая часть либидо должна быть направлена на катексис Я-Идеала, который носит нарциссическую природу, и в случае вторичного нарциссизма, оказывается гиперкатектирован. Поэтому у нарциссов развивается гипермотивация к достижениям, чтобы соответствовать своему Я-Идеалу.

По мнению Фрейда нарциссическое либидо – это не просто любовь к себе, а энергии Я, которая стоит на службе инстинкта самосохранения. Субъект подвергает себя определенному риску, полюбив объект и родив детей. В то время как нарцисс, эгоистичный по своей природе, как считает Фрейд, не выходит за рамки собственной безопасности.

Влечения к самосохранению стоят на службе индивида, а либидо – на службе вида. Либидо ведет к рождению детей, а значит, к продолжению рода. А нарциссизм для Фрейда равен эгоизму.

«Нарциссизм в этом смысле не является перверсией, а либидинозным дополнением к эгоизму инстинкта самосохранения, известную долю которого с полным правом предполагают у каждого живого существа.»
(Фрейд. “О нарциссизме”)

В “По ту сторону принципа удовольствия” Фрейд становится совсем категоричен и сравнивает нарциссизм с раковой опухолью.

«Возможно, что и клетки злокачественных новообразований, разрушающих организм, нужно объяснить в том же смысле нарциссически

Именно поэтому слово нарцисс приняло ругательный характер (хотя сегодня пишется все больше и больше статей в "защиту" нарциссов и, прежде всего, тонкокожих нарциссов).

Монизм и дуализм Фрейда

Фрейд постоянно подчеркивает, что либидо (сексуальное влечение) отличается от влечений к самосохранению, которые, для Фрейда связаны, прежде всего, с питанием:

«Мы выработали себе понятие о либидо, как о меняющейся количественной силе, которая может измерять все процессы и превращение в области сексуального возбуждения. Это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов, в отношении ее особого происхождения, и этим приписываем ей также особый качественный характер. Отделением либидинозной психической энергии от другой мы выражаем наше предположение, что сексуальные процессы организма отличаются от процессов питания организма особым химизмом.»

Так Фрейд описывает дуализм психических энергий: влечений к самосохранению и сексуального влечения (мы здесь не рассматриваем более поздний дуализм, описанный Фредом: либидо и инстинкт смерти, к которому Фрейд отнес и влечения к самосохранению).

«Наконец, что касается различных видов психической энергии, то мы полагаем, что сначала в состоянии нарциссизма оба вида энергии [инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт] cлиты воедино, и наш грубый анализ не в состоянии их различить, и только с наступлением привязанности к объектам появляется возможность отделить сексуальную энергию в виде либидо от энергии влечений Я..»
(Фрейд. “О нарциссизме”)

Поэтому, если смотреть на динамику развития психических энергий по Фрейду, мы обнаружим, что она монистична: влечения к самосохранению и голод порождают либидинозное влечение к груди матери, а потом и к самой матери – так формируются объектные отношения. Нарциссическое либидо (влечение к Я) может превращаться в объектное либидо и наоборот. Получается, что источником всех психических энергий является инстинкт самосохранения. Но Фрейд об этом никогда не писал, иначе бы он признал, что Юнг был прав, что либидо носит универсальный, а не только сексуальный характер.

«Но если, по примеру К Г. Юнга, слишком расширить понятие либидо, отождествляя его вообще с двигающей психической силой, то благодаря этому пропадают завоевания всех психоаналитических наблюдений
(Фрейд. “Теория либидо”)

Хайнц Кохут в своих поздних работах перестал разделять либидо на нарциссическое и объектное. Большинство современных психоаналитиков, когда говорят о либидо – подразумевают общий (не только сексуальный) характер этой психической энергии, но уклоняются от признания правоты Юнга, который об этом писал еще в 1912 г. (“Либидо, его метаморфозы и символы”), из-за чего и рассорился с Фрейдом.

Критика первичного нарциссизма

Наблюдения за младенцами с момента рождения не подтверждают мнение Фрейда об их отстраненности от внешнего мира, если под внешним миром считать мать или, точнее, ее грудь. Если мать кормит ребенка соской, то младенцу нужны прикосновения матери, тепло ее рук. И, конечно, важен ласковый голос матери. Уснуть на груди матери, даже если ребенка кормят соской, является целью любого младенца с первых минут рождения, а вовсе не отстранение от желанного объекта.

«Если такого [новорожденного] плачущего ребенка взять на руки, то часто бывает так, что он прекращает плакать; но если его снова положить в кроватку, он опять начинает плакать. Для объяснения этого повседневного опыта привлекались самые фантастические гипотезы... , но только не тот наивный факт, что речь здесь идет о желании телесного контакта. Признание такого желания означало бы признание существования объектных отношений, но тем самым была бы поставлена под сомнение гипотеза о первичном нарциссизме»
(Микаэл Балинт. “Первичная любовь и психоаналитическая техника”)

Психоаналитик Рональд Фэйрберн прямо связал детский аутоэротизм с неудовлетворительными объектными отношениями:

«Почему младенец сосет свой палец?.. Если мы ответим, что ребенок сосет собственный палец, потому что его рот является эрогенной зоной, а также потому, что сосание приносит ему эротическое удовольствие, это может звучать достаточно убедительным, но так ли это? Мы должны задать себе еще один вопрос: Почему собственный палец? И ответим на это: Потому что нет возможности сосать грудь. Даже младенец должен иметь либидинозный объект и, если он лишен своего естественного объекта (груди), он вынужден обеспечить себе объект самостоятельно. Таким образом, сосание пальца – есть техника для обращения с неудовлетворительными объектными отношениями; тоже самое может быть сказано и о мастурбации.»

Хорошо, что большинство современных матерей готовы давать грудь по первому требованию младенца.

От рождения младенец может продуцировать только крик, мочу и кал. Но в ребенке заложена способность любить, которую нужно развить. Мать своей любовью награждает ребенка способностью любить. В случае хороших взаимоотношений с матерью к шести месяцам мы видим счастливого влюбленного в мать розовощекого добродушного малыша, радующегося жизни.

 

читайте также:
 
Либидо
 
Принцип удовольствия по фрейду
 
Положение о двух принципах психической деятельности
 
Эмоциональная депривация
 
Тихие дети: интроверсия и аутизм
 

 
© 2023 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт
© 2023 Татьяна Реброва психоаналитический психотерапевт

® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: https://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.


В избранное