Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психоаналитик.Ру: новые статьи на сайте - Комплексные психологические защиты


::a:: Психоаналитик.Ру

продолжение статьи Психологическая защита

Комплексные психологические защиты

Идентификация с агрессором

Способность к идентификации является врожденной у высокоразвитых животных. В мозге существуют специальные нейроны, которые отвечают за идентификацию, названные зеркальными. Это способ становиться таким же, как тот, кто для тебя важен. Для высших приматов, включая людей, идентификация – это один из самых важных психологических механизмов, обеспечивающих адаптацию в социуме. Идентификация является не защитой, а врожденной потребностью в формировании чувства принадлежности. Этот процесс может быть частично осознаваемым, но в большей степени он протекает бессознательно. См. подробнее Идентификация.

Идентификация подготавливает другой важный простой психический процесс: превращение пассивности в активность. Благодаря этому человек становится таким же, как тот, кто для него важен, а именно, он делает то же, что делает тот, кто для него важен.

Идентификация – простой процесс. Идентификация с агрессором – комплексная психологическая защита.

Представим, что после того, как отец выдворял из спальни маленького Ганса, он приходил в свою комнату и запрещал своему плюшевому мишке спать с собой. Ганс был послушным мальчиком, и отец был для него авторитетом, поэтому Ганс обращался со своей злостью на отца так, чтобы не омрачать его образ своей злостью. Для этого он поступал со своим плюшевым мишкой также, как поступал с ним отец. Можно сказать, что маленький Ганс идентифицировался с отцом. Изгоняя плюшевого мишку из своей постели, он избавлял себя от тягостного чувства стыда, испытанного им в процессе этого эдипального поражения, превращаясь из пассивно претерпевающего унижение в активно унижающего – превращение пассивности в активность. Изгоняя мишку, он проявлял в его адрес агрессию, что является смещением – это помогало Гансу успокоить свой праведный гнев.

Так Ганс избегал и интрапсихического (внутреннего) конфликта, связанного с отцом, и интерпсихических (реальных) конфликтов с ним.

Мы используем термин идентификация с агрессором, а не просто идентификация потому, что Ганс хотел спать с родителями, а вместо этого ему пришлось идентифицироваться с отцом, который выражал в его адрес агрессию, чтобы справиться со своей собственной агрессией в его адрес. Идентификация – это потребность, вызывающая удовольствие при ее реализации. А идентификация с агрессором – вынужденный комплекс психических процессов, для того чтобы справиться с неудовольствием, поэтому он считается защитой.

Воспитание ребенка очень непростой процесс, в котором невозможно обойтись без агрессии: осуждение, порицание и запреты – это неизбежные его составляющие. Что делать ребенку, чтобы сохранить любовь родителей? Приходится подчиняться. Подчиняясь родителям, которых ребенок любит и идеализирует, он формирует комплекс норм и правил, который аккумулирует в себе весь тот негатив, который получает ребенок от своих родителей в связи с воспитанием. Этот, в большей степени, бессознательный комплекс, благодаря аккумулированной негативной энергии, приобретает огромную власть над Эго. Поэтому Фрейд назвал этот комплекс Супер-Эго. И как можно видеть, Супер-Эго формируется в результате идентификации с агрессором. Именно аккумулированная негативная энергия, полученная в процессе воспитания, формирует аффективную составляющую, называемую муками совести. Это неизбежное зло, необходимое для того чтобы воспитать социально адаптированного члена общества, а также для того, чтобы индивид смог противостоять многим искушениям, которые были бы для него опасны или смертельны, а также и для того, чтобы он смог развиваться в ущерб сиюминутным удовольствиям и формировать необходимые условия для получения более сложного и глубокого удовольствия от жизни. Однако чрезмерно жесткое Супер-Эго влечет за собой невозможность наслаждаться жизнью, формирует невроз и депрессию (см. Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа).

Если человек принципиален и бескомпромиссен – говорят, что у него жесткое Супер-Эго. Поведение Ганса в нашем воображаемом случае, где он запрещает спать с собой плюшевому мишке, свидетельствует именно о том, что у Ганса уже начало формироваться жесткое Супер-Эго. Когда Ганс вырос бы и стал отцом, он был бы строг и бескомпромиссен со своим ребенком (как и его отец). Он был послушным сыном и стал бы требовать того же от своего ребенка – в этом суть идентификации с агрессором. Этой теме будет посвящена следующая статья.

Читайте подробнее Идентификация с агрессором. Читайте также Превращение пассивности в активность.

Изоляция аффекта

Во всех приведенных выше примерах защит происходило вытеснение репрезентации (кроме обращения против себя). Но возможно и такое, что вытеснения не происходит и репрезентация остается осознанной. Но как было подчеркнуто выше, репрезентация сама по себе не имеет энергии, это просто воспоминание, просто набор образов, которые без аффекта лишаются всякого смысла, потому что произошло отнятие связанной энергии.

Если бы маленький Ганс был склонен к подавлению аффекта без вытеснения репрезентации (изоляции), он мог бы с полным равнодушием рассказать своей бабушке, что он хотел поспать с родителями, но отец его выгнал – так, будто это случилось не с ним, а с другим мальчиком, который ему совершенно безразличен. Если бы Ганс еще добавил, что отец сделал правильно, что выгнал его, потому что он бы мешал спать родителям – это было бы рационализацией, частной формой изоляции аффекта. В рационализации мы видим след аффекта, которым была "заряжена" репрезентация. С остатками этого аффективного "заряда" пытается справиться Супер-Эго, навязывая маленькому мальчику разумность и альтруистичность – такую комплексую психологическую защиту называют альтруистической капитуляцией.

Соответственно, подавленный аффект в этом случае также, как было описано выше, может в дальнейшем сформировать невроз, соматизироваться или быть обращен против себя, вызвав депрессию. Но люди, склонные к изоляции аффекта, обычно не бывают склонными к смещению в виде явного отыгрывания или явного садизма, т.к. у таких людей обычно сформировано жесткое Супер-Эго, которое им это "запрещает". Но они могут быть до садистичности требовательными к себе и к своим домочадцам. См. подробнее Изоляция аффекта.

Реактивное образование

Реактивное образование очень сложная комплексная защита, которую многие психоаналитики чрезмерно упрощают, преподнося ее просто как превращение в противоположное. Так Нэнси Мак-Вильямс пишет:

«Очевидно, что человеческий организм способен повернуть нечто совершенно в противоположную сторону для того, чтобы свести угрозу к минимуму. Традиционное определение реактивного формирования подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие содержит в себе много общих трансакций.»

Конечно, никакой трансформации ненависти в любовь быть не может – чудес не бывает. Как это не было бы грустно, превращение содержания в противоположное имеет место только в одном случае – превращение любви в ненависть (Фрейд. “Влечения и их судьба”). Да и в этом случае все оказывается гораздо сложнее, чем считал Фрейд, см. об этом подробнее Превращение в противоположное: от любви до ненависти один шаг.

«Возможно, самый ранний возраст, когда у ребенка можно наблюдать этот процесс [формирование реактивного образования] – 3-4 года. Если в семье появляется новорожденный и происходит оттеснение старшего ребенка, ему нужно иметь достаточную силу Эго, чтобы сдержать чувства ревности и гнева и обратить их в сознательное чувство любви к новорожденному.»
(Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Многие дети просят мать родить братика или сестренку, потому что они хотят получить себе постоянного партнера по играм, а получают маленькое существо, которое не умеет играть, все время, или спит, или кричит, и, главное, забирает все внимание мамы. Не все матери способны любить младенцев (см. Депривация), поэтому ждать от маленького ребенка любви к младенцу, который отнял у него любовь матери, не приходится.

Оставим нашего маленького Ганса и рассмотрим подробно пример про девочку, у которой родился братик. Конечно, она очень разочарована рождением братика. Она потеряла любовь матери, и теперь она хочет вернуть эту любовь. Девочка видит, что мать любит младенца, значит и она должна демонстрировать свою любовь к нему, и она пытается идентифицироваться с матерью (это вынужденная защитная идентификация – идентификация с агрессором). Для этого включаются уже хорошо нам известные защитные механизмы: вытеснение репрезентации и подавление аффекта. Агрессивные мысли в адрес братика вытесняются, и теперь девочка с чистой совестью говорит, что очень его любит. А подавленный аффект становится свободным, и может прорываться в виде агрессивных действий против младенца, сделанных невзначай:

«Сестра дошкольного возраста, которую оттеснил младший брат, может проявлять особую привязанность и заботу, "любить ребенка до смерти": обнимать слишком сильно, петь ему слишком громко, баюкать его слишком агрессивно и так далее. Многие взрослые помнят истории, когда старшие щипали своих младших братьев и сестер за щечки, пока те не начинали плакать, или предлагали им что-то очень вкусное, явно вредное и опасное для здоровья маленьких, или совершали другие подобные действия, оправдывая себя тем, что они это делают из любви.»
(Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Но, как нам уже известно, судьба свободного аффекта неисповедима – девочка может также бить своих кукол или других детей (смещение), начать болеть (соматизация), а также могут появиться невротические симптомы. Поэтому очень важно, чтобы после рождения второго ребенка было кому уделять повышенное внимание первому, это должен быть отец или любимая бабушка (няня здесь не поможет, ведь ребенок знает, что она не член семьи). Но, все равно, они не смогут заменить маму, которая ее бросила ради маленького пришельца – травматизация, увы, неизбежна, но не бессмысленна (об этом далее).

Функция реактивного образования заключается не в том, чтобы устранить амбивалентность, как считает Мак-Вильямс. Для того, чтобы существовала амбивалентность необходимо два противоположных чувства. А реактивное образование именно потому и возникает, что есть только одно чувство, негативное, а демонстрировать надо позитивное.

В благоприятном случае, по мере того как девочка и ее братик будут расти, у нее может сформироваться истинное чувство любви к нему. Поможет смирение с произошедшим и, главное, идентификация с братиком. В данном случае имеется в виду не потребность стать похожим на другого, а другой аспект идентификации – способность в другом находить те же чувства, что и у себя (см. Идентификация).

Но прежде всего мать должна быть искренне благодарна и рада помощи дочери в уходе за братиком, а не воспринимать это как должное, – в результате возникнет истинная (не защитная) идентификации с матерью (если, конечно, мать искренне любит младенца, а не имитирует любовь). Мать должна на своем примере научить любить, ведь дети не умеют это делать от рождения – тогда травматизация будет не бессмысленна.

При этом мать не должна вводить в семье неравноправные правила, не твердить постоянно старшей, что братик маленький, уступи ему, и не отсылать старшего ребенка к бабушке, оставаясь с младшим. Если мать будет забывать, что у нее два ребенка с равными правами, одинаково претендующих на ее любовь, – старший не только не избавится от фальшивой любви и бессознательной ненависти в адрес младшего, но и будет страдать от невроза или депрессии.

В благоприятном случае у девочки сформируется осознанная амбивалентность – она будет искренне любить братика, но и не бояться негативных чувств в его адрес, сможет отстаивать свои права и границы в отношениях с братиком, не подавляя беспомощно злость.

Возникает закономерный вопрос, всегда ли реактивное образование представляет собой "превращение" ненависти в любовь? Любовь является заведомо позитивным, социально одобряемым чувством, поэтому нет необходимости совершать с ней какие-то защитные маневры. Впрочем, в детском возрасте, а иногда и в более старшем, чувство влюбленности может быть совершенно неожиданным и вызывать, порой, парадоксальную реацию, например, когда мальчик дергает за косичку девочку, которая ему нравится. Но мы нередко видим, как любовь "превращается" в ненависть.

::

Следует особо подчеркнуть, что невроз, соматизация или депрессия не возникают от одного единственного случая умеренной травматизации, такой, например, которую испытал маленький Ганс, когда отец его выгнал из спальни. Психопатология развивается или в результате травмы запредельной силы (например, изнасилования), или в результате хронической травматизации (кумулятивной травмы). Травмы развития являются результатом совокупных обстоятельств развития ребенка, совместного влияния отца и матери и других значимых для ребенка людей на протяжении длительного промежутка времени. Но драма развития заключается в том, что если родители склонны травмировать ребенка или попустительствовать его травматизации – они продолжают это делать на протяжении всего его детства (и в его взрослой жизни), потому что, как правило, они не ведают, что творят.

Возвращаясь к случаю маленького Ганса, хотелось бы отметить, что ребенок травмировался от совокупного влияния матери и отца: мать брала Ганса спать с собой, когда мужа не было дома, а когда муж возвращался, то он выдворял сына из спальни. (Читайте также критический анализ этого случая, сделанный российским психоаналитиком Мариной Арутюнян "Маленький Ганс" как случай семейной терапии).

::

Этот список комплексных защит, конечно, не является полным, но мы на этом закончим психодинамический анализ защитных механизмов, т.к. размер статьи превысил все разумные пределы для публикации в интернете.


 
читайте статью полностью
 
 
читайте также:
 
Эдипальное поражение и развитие
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни. Часть 3. Защита и Супер-Эго
 
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии
 
Психическое и психологическое: в чем разница?
 
Три основные формы страха
 
Сопротивление психоанализу
 
Агрессия и аутоагрессия
 
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
 
Принцип удовольствия и избегания неудовольствия
 
Идентификация с агрессором
 
Превращение пассивности в активность и наоборот: о значении пениса для мальчика
 
Изоляция аффекта
 
Превращение в противоположное: от любви до ненависти один шаг
 
Травма рождения
 
Регрессия либидо, задержка и фиксация
 

 
© 2020 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт
© 2020 Татьяна Реброва психоаналитический психотерапевт

® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : https://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.


В избранное