Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психоаналитик.Ру: новые статьи на сайте - Эдипальное поражение и развитие (продолжение)


::a:: Психоаналитик.Ру

Часть 2. Эдипальное поражение и развитие (продолжение)

Стимулы к развитию

Кроме страха кастрации в статье “Торможение, симптом, тревога” Фрейд описывает еще два страха, которые ждут ребенка в процессе его развития – это страх потери объекта любви и страх потери любви объекта.

Манипуляция любовью

Страх потери любви уже описанный ранее – является основным стимулом для развития. Ребенок может развиваться только во имя любви к своим родителям и благодаря любви своих родителей к его развитию (или надежды, что он когда-нибудь заслужит эту любовь). К проявлениям потери любви можно отнести равнодушие, разочарование, неодобрение со стороны родителей. Но если страха много, а любви очень мало, этот страх потери любви будет способствовать формированию чувства стыда, низкой самооценки, невроза и депрессии.

По сути, воспитание является манипуляцией любовью. Термин манипуляция в психологии носит подчеркнуто негативный характер. Конечно, если за манипуляцией любовью стоит только ненависть или, просто, равнодушие – то это бездушный акт психического насилия. Если же родитель искренне любит своего ребенка, и даже если сердится на него, то в душе, все равно, умиляется им. В этом случае манипуляция любовью только подчеркивает любовь родителя, в противоположность тем ситуациям, когда родитель сильно злится на ребенка.

Но для того, чтобы стало возможным стимулировать ребенка к развитию страхом потери любви – этот страх не должен превращаться в страх потери объекта любви. Для этого ребенок должен быть достаточно психически автономен – иметь уже сформированное константное Эго. А для этого должен быть благоприятно пройден самый ранний период психического развития ребенка – период безусловной любви в младенчестве. Если такого благодатного времени у ребенка не было – стимулирование к развитию страхом потери любви будет только запугивать и ретравмировать такого ребенка, и не принесет ожидаемых результатов.

Наказание и чувство вины

Другими составными компонентами внутрипсихического конфликта являются страх наказания и чувство вины. Для Фрейда страх наказания существовал только в виде угрозы кастрацией или в виде страха потери любви, но Чарльз Бреннер дополнил перечень бедствий, которые ждут ребенка в процессе его развития "просто" страхом наказания, но не объяснил, чем "просто" наказание отличается от потери любви, а лишь указал возраст, когда этот страх доминирует:

«Самое раннее – потеря объекта – происходит иногда в первые 18 месяцев жизни, потеря любви, в большей или меньшей степени, – в следующие 18 месяцев, а кастрация и страх наказания – во время генитального или эдипова периода, примерно с 3,5 до 6 лет. Тем не менее важно помнить, что, однажды появившись, каждое из этих бедствий продолжает иметь важное значение на протяжении всей последующей жизни человека.»

Всем известно, что наказание для ребенка – это репрессия, которая может осуществляться посредством лишения (сладкого, прогулки, планшета) или физического воздействия. Получается, что это тоже лишение любви, но усиленное репрессией. Фрейд придерживался именно такой точки зрения:

«Сознание вины было сначала страхом перед наказанием родителей, правильней – перед лишением их любвиhttps://www.psychoanalyst.ru.»

Физические наказания являются проявлением крайней нетерпимости со стороны родителей (хотя, еще в начале прошлого века считались необходимой составляющей воспитания, а в некоторых семьях и сегодня считаются нормой). Физические наказания иногда бывают эффективны для того, чтобы ребенок стал послушным, но с их помощью нельзя заставить его развиваться, потому что физические репрессии добавляют избыточный стресс к стрессу, и так вызванному лишением любви, а такой двойной стресс тормозит умственную деятельность.

Но иногда приходится прибегать именно к наказанию, когда у ребенка сформировалась твердая уверенность, что он никогда не будет лишен любви своих родителей. В целом, такая уверенность свидетельствует о благоприятном личностном развитии ребенка, но накладывает определенные сложности на процесс воспитания: психически здоровые дети – непослушные дети (см. подробнее Страх наказания). Если ребенок не боится лишения любви – наказание для него является только наказанием. Да и родители таких детей не прибегают к излишним строгостям. Так что, чем является наказание для ребенка – зависит от уровня личностного развития ребенка.

Если ребенок успешно прошел период младенчества, обусловленный необходимостью безусловной любви, а в дальнейшем был соблюден баланс между любовью и страхом потери любви – у него формируется зрелое Супер-Эго и зрелое чувство вины. В этом случае родителям уже не нужно применять ни лишение любви, ни наказания, если у ребенка сформировано адекватное чувство вины, которое и становится внутренним стимулом для развития (этой теме будет посвящена одна из следующих статей).

Но не все люди доходят до стадии развития интернализированной зрелой мотивации, когда личные ценности интегрированы, благодаря чему создается устойчивая мотивация к развитию (или поддерживается достигнутый достаточно высокий статус). Для многих людей даже во взрослом возрасте основным стимулом к деятельности остается страх репрессий (например, увольнение с работы) и страх последствий (например, остаться без денег, испортить свою репутацию). Для некоторых людей Супер-Эго в большей своей степени остается внешним (обусловленным угрозой наказания со стороны людей, облеченных властью), и если они будут уверены, что не будут наказаны, они станут демотивированными и даже антисоциальными.

Эдипов комплекс

Если абстрагироваться от фрейдовской концепции Эдипова комплекса как результата сексуального желания к одному из родителей и ревностной ненависти к другому, если допустить, что основной потребностью ребенка является получение внимания, восхищения и любви (нарциссической потребности), а не сексуального удовлетворения, мы получим совершенно другую картину Эдипова комплекса.

Эдипов комплекс, с этой точки зрения, возникает из неравномерности, перекоса количества и качества нарциссического удовлетворения ребенка родителями: когда один родитель больше любит, чем другой; когда один родитель меньше требует от ребенка, чем другой; когда один родитель балует ребенка, а другой строг; когда одному родителю интересно с ребенком, а другому не очень. Чем больше удовольствий и чем меньше фрустраций получает ребенок от одного родителя - тем больше он его любит. А другой родитель, препятствующий получению удовольствий – оказывается ненавистным. И это не зависит от сексуального влечения и пола родителя, но может влиять на половую ориентацию. Большинство детей больше всего любят своих бабушек, которые их балуют – ведь бабушкам легко баловать своих внуков, т.к. ответственность за их воспитание лежит на их родителях.

Эдипов комплекс – это убежище для ребенка, куда он сбегает от тягот воспитания, когда он ищет защиты у одного родителя от другого. Если родители выстраивают симметричную стратегию жесткого воспитания или просто безразличны к ребенку, то такого убежища он не находит – тогда происходит эдипальная катастрофа.

Злость и ненависть

Когда возникает непреодолимое препятствие удовлетворения желания (фрустрация) – нормальный ребенок испытывает злость. Но не все дети способны выражать злость на своих родителей, потому что многие родители считают это недопустимым и немедленно пресекают такое проявление агрессии со стороны ребенка с помощью собственной агрессии, что было подробно описано в статье Агрессия и аутоагрессия. Именно подавление злости ребенка создает депрессивный аффект. А возможность повторного проявления злости со стороны фрустрирующего родителя вызывает тревогу. Все это формирует обиду (беспомощную злость), которая может превратиться в ненависть – так возникает эдипов треугольник, в котором один родитель любимый, а другой ненавистный (при этом пол не имеет значения). Например, большинство детей хотят спать с родителями, но некоторые отцы против этого категорически возражают.

«Этот отец стоял у него поперек дороги к маме. В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик. Гансу пришлось испытать, как это хорошо, когда отец находится в отсутствии, и желание устранить отца было у него вполне оправдываемым.»

Желание ребенка спать с матерью, конечно, можно рассматривать как сексуальное только условно, главное, что получает ребенок от сна с матерью – это чувство любви, нежности и защищенности. Если отец не будет столь категоричен, как отец Ганса, ребенок с еще бо́льшим удовольствием будет спать с обоими родителями. Но, все же, не стоит злоупотреблять таким удовлетворением желания ребенка, потому что это будет мешать его психологическому отделению от родителей и обретению независимости (сепарации). Засыпание в отдельной кроватке приучает ребенка самостоятельно справляться с ночными тревогами, которые являются остатками дневных переживаний. В конце концов, не будет же он всю жизнь спать со своими родителями! Привычка супругов спать вместе – является реализацией детского желания спать с родителями. Чтобы ребенок мог спать со своим партнером – он должен изгоняться из родительской спальни. Но, конечно, иногда это можно ему позволять (например, когда малышу приснился страшный сон).

Выводы

Страх кастрации у мальчиков не является результатом прафантазий, как считал Фрейд, а переносится из эдипальных переживаний мальчика на его пенис, как на очень ценный для него орган, доставляющий сильное удовольствие. Родители, так или иначе, запрещают мальчику использовать его для самоудовлетворения и этим привлекают к пенису особое внимание, что может формировать у мальчика тревогу и даже страх потерять этот орган.

Для девочек все оказывается проще – нет пениса, и нет проблемы. В эдипальной ситуации девочка задумывается о значении пениса, только если проигрывает конкуренцию за любовь и внимание своему брату. При этом пенис для нее является, скорее, атрибутом успешности, чем особым органом, доставляющим удовольствие, как для мальчика, потому что она об этом ничего знать не может. Но если даже в детстве все было хорошо, став женщиной и, испытав определенное поражение в семейной жизни или карьере, связанное с унижением со стороны мужчины, у нее может развиться ненависть и зависть к мужчинам, как к хозяевам этого мира, которая может быть принята за зависть к пенису. Но для женщины пенис всегда останется "просто" пенисом. Правда, некоторые женщины во время секса выказывают такую страсть в адрес пениса, что это может показаться подтверждением их кастрационного комплекса, но как раз именно эти женщины, как правило, оказываются вполне женственными, для того чтобы не иметь зависть к пенсу; пенис для них – забавная сексуальная игрушка. Пожалуй, только женщины с нарушенной поло-ролевой идентификацией, любящие использовать страпон, явно демонстрируют свою зависть к пенису, хотя и они не могут представить каково это, иметь настоящий пенис, они могут только копировать движения.

Развитие Эдипова комплекса нельзя наблюдать изолированно от процесса воспитания, поэтому, утверждение Фрейда, что гибели Эдипова комплекса у мальчиков способствует только страх кастрации, а для девочек, которым нечего терять, важно только воспитание, видится подогнанным под концепцию кастрационного комплекса.

Фрейд пишет, что благодаря воспитанию Эго узнает, что неизбежно придется отказаться от непосредственного удовлетворения, отложить получение удовольствия, пережить неудовольствия, а от определенных источников наслаждения вообще отказаться. Воспитанное таким образом Эго становится разумным, оно не позволяет больше принципу удовольствия владеть собой, а следует принципу реальности (“Введению в психоанализ. Лекция 22. Представление о развитии и регрессии. Этиология”).

На пути развития ребенка ждет много фрустраций, в результате которых он будет испытывать злость, депрессивный аффект, тревогу и чувство вины. Эти переживания действуют как спусковой механизм, запускающий эдипов конфликт, который возникает в связи с эдипальным поражением. Все это происходит не однажды, а является чередой переживаний ребенка, сопровождающих его на протяжении всего развития, включая старший подростковый возраст. Поэтому определенные эдиповы победы очень важны для ребенка, и родители обязательно должны позволять ребенку побеждать, но это не должно успокаивать его настолько, чтобы он блаженно почивал на лаврах, теряя всякий интерес к развитию.

С эдиповыми конфигурациями человек сталкивается и во взрослой жизни, например, в любовном треугольнике или конкуренции в рабочем коллективе за признание начальства – все отношения, в конце концов, состоят из треугольников. Ну и конечно, человек вновь сталкивается с Эдиповым комплексом, когда становится родителем.

Для того, чтобы ребенок благополучно прошел эдипов конфликт и был подготовлен ко взрослой жизни, родителям нужно провести его между Сциллой эдипальной победы и Харибдой эдипальной катастрофы.

 
читайте статью полностью:
Эдипальное поражение и развитие
 


В избранное