Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Эффективный интеллект. 'Кто виноват' или 'Что делать'? Повышаем конструктивность!


Добрый день, друзья!

Сегодня в выпуске: ссылка на недорогую версию курса "Позвоночник: Мировая Ось", а также - пример ущербного мышления, что, увы, характерен для многих из нас.

Начну с последнего.

Возможно, вы сталкивались с таким вроде бы простеньким тестом для детей, в котором ребёнку предлагается нечто вроде комикса из двух кадров. На обоих кадрах есть мальчик и скамейка, но на первом мальчик бежит, а на втором - спотыкается о скамейку и падает. Показав всё это ребёнку, ему задают вопрос: кто виноват?

Идея теста вроде как заключается в том, что подобным образом можно оценить уровень ответственности. Трёхлетние дети обычно отвечают, что виновата скамейка, так как она помешала мальчику. Более взрослые (и, соответственно, более ответственные) пятилетки же почти всегда говорят, что виноват мальчик - мол, не смотрел, куда бежал.

Такой рост ответственности в сочетании со здоровой самокритикой крайне важен для того, чтобы человек мог качественно усваивать получаемый опыт, делать выводы и в дальнейшем избегать ошибок в подобных ситуациях. Но всё же есть тут нечто, что представляется мне крайне порочным и гадким.

И это - формулировка вопроса "Кто виноват".

Такая формулировка чётко и однозначно подразумевает, что есть кто-то, несущий вину за произошедшее. Кто-то, кого можно обвинить (и, что вполне логично - наказать за это). А подобная логика часто становится деструктивной, так как смещает фокус внимания с решения проблемы на поиск виновных.

Я надеюсь, вы понимаете, что найти выход из сложной ситуации и назначить "виноватых" за попадание в оную - это совершенно разные задачи?

И тестируя детей подобными вопросами, мы как бы поощряем детей к поиску (и наказанию!) виноватых вместо обучения тому, как ситуацию улучшить.

Но тестировать-то надо. И вот тут я бы предложил использовать нейтральные и более творческие формулировки в духе "Как думаешь, почему это произошло? И как можно улучшить ситуацию?"

Ведь, в самом деле, с чего мы взяли, что причина - в скамейке или мальчике? Ведь, может, это какой-нибудь грузчик перетаскивал мебель, и оставил скамейку (ненадолго) на полпути, отойдя за подмогой. Или, быть может, это друзья этого самого мальчика, играющие в казаков-разбойников или кого-нибудь ещё, специально "забаррикадировали" дорожку. И так далее.

А вопрос про улучшение ситуации (здесь - позвать маму или доктора, если коленку сильно ушибли, или просто приложить что-нибудь холодное, или заклеить зарапину пластырем, предварительно промыв) сразу настраивает человека на куда более конструктивный лад, нежели поиски "виноватого".

Кстати, а насколько склонны искать (или назначать) "виноватых" вы сами? Как научили вас, а? Только честно?

Так или иначе, надеюсь, что мои соображения помогут быть вам более внимательными и осознанными в подобных вопросах.

Ну а теперь - обещанная ссылка на позвоночник. Я специально сделал сравнительно дешёвую версию (2799 рублей вместо 7.000) для тех, кому полная стоимость сейчас представляется чем-то неподъёмным. В то же время за меньшие деньги вы получаете полноценный курс в аудио-формате (правда, без обновлений - но обновления сможете докупить и позже, если что).

Ссылка на заказ курса - http://pavelgrigal.justclick.ru/order/IAM-Pozvonochnik-2016/

Ну и в заключение предлагаю вам почитать немного материалов про IAM - https://pavelgrigal.ru/wppage/trening-iam - там и описание весьма развёрнутое, и реальных (и весьма разнообразных) отзывов изрядно. Хотя оформление пока довольно простое - ну да чтобы не отвлекало от чтения. Главная мысль в том, что тренинг IAM - это реальные (ваши!) результаты, а не просто красивые обещания.

И да - приходите на тренинг IAM 28-29 января!

С уважением и любовью,

Павел Григал.



В избранное