Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Эффективный интеллект. Типы мировоззрения + информация для коучей и консультантов


Здравствуйте, друзья!

Сегодня я намерен рассказать вам про типы мировоззрения и про то, какие риски есть в том, чтобы подобную информацию не учитывать при планировании собственного обучения и при анализе информации.

В конце выпуска вы найдёте важную информацию, предназначенную для специалистов – психологов-консультантов, коучей и некоторых других. Но, полагаю, для большинства из Вас, дорогие мои читатели, она будет не особо актуальна – потому и выношу её в конец.

Для начала давайте определимся, что называть мировоззрением. Я предлагаю следующий вариант: мировоззрение – это способ организации имеющихся у человека фрагментов информации (будь это неопровержимые факты, чьи-то мысли или домыслы, слухи-сплетни или что-то ещё) у него в голове в более-менее целостную картину мира.

Забегая вперёд, скажу, что целостность картины можно оценивать по тому, насколько реально домыслить недостающие фрагменты информации этой картины и сделать прогноз развития ситуации. И чем более целостна и адекватна картина мира – тем точнее окажется прогноз.

Так, например, физически реально создать боевые системы, позволяющие оперативно определять, откуда была выпущена пуля или артиллерийский снаряд. И если рядом с таким комплексом засядет какой-нибудь снайпер и один лишь раз выстрелит куда-нибудь в направлении комплекса, то с высокой вероятностью тот район, где он засел, через считанные минуты (если не секунды!) накроют артиллерийским огнём или какими-нибудь ракетами. В зависимости от того, насколько важный объект охраняется. Это, кстати, даже не такая уж и фантастика – баллистическая экспертиза в криминалистике позволяет довольно уточно установить, из какого оружия была выпущена пуля, с какого расстояния… Правда, это происходит отнюдь не в режиме реального времени.

Вернёмся к мировоззрению и фрагментам информации.

Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. Когда кусочков информации в нашей голове много – встаёт вопрос, как всё это организовывать. По алфавиту? По времени поступления? По размеру фрагмента информации? Как-то ещё?

В точных науках такого вопроса довольно часто не возникает вовсе. Скажем, в математике есть система аксиом. На них строятся теоремы. На теоремах – следующие теоремы. Затем – ещё более сложные, и так далее. Новая система аксиом породит новую математику.

В физике – нечто похожее. Только в физике есть ещё эксперимент, который, как известно, мерило истины (не всегда, а только когда он корректно поставлен – вам про «закрывателей открытий» слышать не доводилось?). Правда, в физике в то же время и сложнее – если какой-то экспериментальный факт не вписывается в имеющуюся систему знаний, его так и тянет объявить то «кривизной рук экспериментатора», то просто «неведомой хренью».

Как бы то ни было, точные науки естественным образом тяготеют к тому, чтобы выстраивать факты в некие системы, упорядочивая их.

Именно поэтому, кстати говоря, физики, приходящие в менее системные науки (скажем, в ту же психологию) зачастую производят в них настоящий фурор – мало того, что такие люди заведомо склонны искать взаимосвязи, так ещё и частенько неплохо владеют языком математики!

В жизни обыденной  мы редко пользуемся математикой или иными хитрыми способами описания окружающего мира. Но с многочисленными фактами, домыслами и прочей информацией сталкиваемся постоянно. А дальше возникает вопрос – как с ней быть?

В целом способы обхождения с информацией можно свести к двум: мозаичный способ (или мозаичное мировоззрение) и способ калейдоскопичный.

С мозаичным способом дело обстоит как в точных науках. Если есть некий факт, то он должен быть увязан со всеми остальными фактами. Между фактами есть причинно-следственные связи. Каждый факт – это как кусочек в детском паззле-мозаике (такие продаются во многих магазинах и могут состоять как из нескольких десятков, так и из двух-пяти тысяч (!!!) кусочков).

Калейдоскопичный способ – это вообще забавная штука. Помните, что такое калейдоскоп? Замечательная игрушка, в которую насыпаны цветные стекляшки. И вставлены зеркала, многократно повторяющие их узор. Перетряхнул калейдоскоп – стекляшки остались те же, а узор в целом изменился. При этом какие-то стекляшки оказались закрыты другими или просто за пределами видимости, другие – наоборот, «вылезли» в видимую область.

Калейдоскопичное мировоззрение – это «как посмотреть». Данные вроде бы одни и те же, на если «так посмотреть» - то одно выходит, если «так» - то совершенно другое. Калейдоскопичное мировоззрение замечательно (в саркастичном смысле, если кто не понял) тем, что с его помощью можно объяснить что угодно чем угодно. Нужно лишь достаточно креативно «тряхнуть калейдоскоп». Кроме того, с использованием калейдоскопичного мировоззрения можно построить десятки и сотни разнообразнейших прогнозов, местами противоречащих друг другу (что характерно, на одном и том же наборе исходных данных). В общем, весело.

Только вот чертовски неэффективно. По крайней мере, если вы сами хотите понимать, что творится с вашей жизнью и что вам с ней делать дальше, не вращая какую-нибудь нелепую шестерёнку в чьей-то машине (системе), а развивая и реализуя свой потенциал (звучит пафосно, но так оно и есть).

Если утрировать, то можно сказать ещё и так: калейдоскопичное мировоззрение – это способ жизни обезьяны, мозг которой «внезапно» разросся до размера человеческого. А мозаичное мировоззрение – это попытки уже человека осмыслить и упорядочить жизнь вокруг себя.

Но на этом история не заканчивается!

Хочу предостеречь вас от одной распространённой ошибки: очень часто, услышав про некое деление или классификацию, начинаем применять её направо и налево. Держу пари, и сейчас вы уже думаете что-то вроде «ну вот у меня-то мировоззрение точно мозаичное, и я столько мозаики вижу! А вот у Ивана Васильевича – ну чистый калейдоскоп…»

Не надо так. Во-первых, лесть себе, любимому – это верный способ превратить своё Эго из эффективного инструмента познания и воздействия на мир в мелкопоместного тирана-самодура.

Во-вторых – и это куда важнее – практически не бывает чисто мозаичного и чисто калейдоскопичного мировоззрения. Скажем, маститый учёный может демонстрировать высочайшую систематичность (мозаичность) во всём, что касается его области науки. И быть исключительно «калейдоскопичным» в вопросах, в которых он не хочет разбираться, будь это семья, политика или способы завывания в полнолуние при средней облачности.

В отношении политики мы, кстати говоря, вообще практически все сильно калейдоскопичны. Иначе не выигрывали бы избирательные компании разные сомнительные личности, уже неоднократно поправшие собственные обещания (это я про ЕБН говорю, с ВВП всё гораздо интереснее).

Тут, кстати, могу рекомендовать очень простой подход. Если воспринимать как факты всю ту околесицу, что несут по телевизору, радио и так далее, то недолго и… в полную калейдоскопичность свалиться. Иначе просто не выжить с заведомо противоречивыми «достоверными» (ибо «по телевизору сказали») сообщениями. Но все эти сообщения переформулировать по образцу «по такому-то канало сообщили, что …» - то это уже вполне пригодный для рассмотрения факт. В общем, не нужно доверять тому, что говорят с экрана. Но следить за тем, кто и что пытается нам внушить, зачастую очень познавательно и интересно.

На этом на сегодня всё про мировоззрение.

А теперь – обещанная информация для специалистов.

После недавно пройденного тренерского курса по метафорическим картам я взялся за проведение семинаров для желающих участников (тех, кто решил стать тренером). И с коллегой мы провели уже две живых встречи и ещё я устроил один вебинар.

Тематика уже прошедших живых встреч – качественная проработка внутренних взрослого, родителя и ребёнка (а три этих внутренних фигуры сказываются буквально на всём, что мы делаем  - от отношений с родителями и партнёрами до того, как мы учимся и откуда берём – или не берём – энергию). Для проработки мы давали подход двуслойного типа - сначала работа с метафорическими картами, затем работа с пространством.

Тематика вебинара – нюансы работы со вторичными выгодами (а также кое-что про так называемые первичные и третичные выгоды) – то, что удерживает травму или проблему, когда, казалось бы, исходные травму успешно отработаны и осознаны. Зачастую на вторичные выгоды не обращают внимания, хотя именно они удерживают проблему в настоящем, и довольно простая процедура (которую я и давал, подробно разобрав, на вебинаре) позволяет получить массу инсайтов касательно проблемы и того, с чем она на текущий момент связана.

Информация эта сейчас имеется в виде видео- и аудиозаписей. И цена пока выставлена весьма скромная. Но – ещё раз – она предназначена только для специалистов, так что пока в открытом доступе ничего не выкладываю. Но если вы серьёзный психолог-консультант, коуч или процессор – пишите, ссылку на чуть более подробное описание могу предоставить.

Кстати, если вы не специалист, для вас интересное будет чуть позже.

И вот на этом совсем всё на сегодня.

До скорого!

С уважением и любовью,

Павел Григал.


В избранное