20 встреч, избавляющие от проблем. Психологические новеллы. Встреча четвертая
Разговор о конфликтах на работе
(Встреча четвертая)
Прихлебывая дедов травяной чай, который хорошо сочетался со вкусом принесенного ими торта, супруги с нетерпением ждали, когда Миролюбзаведет разговор о конфликтах на работе. Однако напоминать ему об обещании сочли неудобным, а дед, как будто специально, медлил. Наконец он заговорил.
- Как мы уже говорили, устроился я на работу, и назначили меня небольшим начальником – в подчинении 6 человек всего, в основном молодежь до тридцати лет.По отдельности все ребята хорошие, но вот в коллективе не дружно живут, постоянно какие-то выяснения отношений происходят. Мне, как няньке, разбираться приходится
то с одним, то с другим, кто кого обидел. Вот, хочу с тобой посоветоваться, как коллектив сплотить, как их всех примирить.
- Первое, что ты должен учесть – это то, что любой коллектив отражает проблемы того, кто им управляет. Это может быть начальник, его заместитель или просто лидер, за которым идет весь коллектив. Помнишь пословицу «Рыба гниет с головы». Она как раз и отражает эту ситуацию.
- Ты хочешь сказать, что конфликты в моем коллективе отражают каким-то образом мои личные проблемы?
- Совершенно верно! Любое событие, с которым мы сталкиваемся, нас либо чему-то учит, либо нас в чем-то ограничивает. Последнее возникает тогда, когда мы что-то делаем неправильно, чтобы так сказать, дров не наломали.
- Интересная у тебя версия. Значит, кто-то ссорится в коллективе, а эта проблема имеет отношение ко мне?
- Именно так. Давно уже замечено, что коллектив при определенной численности, представляет собой единое целое, со всеми присущими самостоятельному организму частями, со своей психологией, которую, естественно, определяет его голова.
- И что же мне теперь делать?
- Для начала, вспомни конкретную конфликтную ситуацию и постарайся понять, какие чувства и эмоции она у тебя вызвала.
- Вот, например, недавно сцепились два молодых человека. Ситуация пустяковая, каждый старался показать, что он умнее другого, и оба скорее работали на публику. У меня это вызвало агрессивную реакцию на одного из них, и я очень резко его одернул.
- Но ты же только что сказал, что они оба одинаково умные, тогда почему ты отреагировал на поведение только одного из них? Хочешь, я сейчас предскажу твой ответ?
- Давай, это интересно.
- Этот молодой человек, вероятно, давно вызывает у тебя раздражение, и ты ни впервые выражаешь относительно него агрессию. И, мне кажется, у тебя неоднократно возникало желание его уволить. А ко второму у тебя нет претензий. Это так?
- Ну, дед, откуда ты это знаешь?
Дед только ухмыльнулся.
- Вспомни такой пример: ты идешь по улице. У тебя плохое настроение. Идущие навстречу люди улыбаются, а тебе кажется, что они над тобой надсмехаются, и настроение портится еще больше. Но в ком в этом случае проблема, в людях или в тебе?
- Во мне, конечно.
- И ещё, представь, что твой ребенок не умеет обращаться с хрупкими вещами и в результате постоянно что-нибудь ломает. Как ты поступишь?
- Пожертвую какой-нибудь вещью, например, кружкой. Сначала дам ей попользоваться, чтобы ребенок осознал её ценность, а потом сломаю её на глазах ребенка и покажу, что восстановить её нельзя. После этого покажу окружающие предметы, которые также могут сломаться от неосторожного обращения. Думаю, что для первого урока это будет достаточно.
- А если он не поймет?
- Тогда повторю урок, только вещь возьму более ценную для ребенка, чтобы еще более обострить его ощущения.
- Хорошо, а теперь представь, что ребенок – это ты, а наставник твой сама природа. И если ты способен на разрушения, то как должна поступить с тобой природа?
- Она должна показать мне разрушения, производимые мной и, по-видимому, такие, которые вызовут у меня неприятные ощущения.
- Верно! Только вот ты сам-то можешь не дожидаясь, когда ребенок что-то сломает, научить его не быть разрушителем. То же самое будет делать и природа, если у тебя в характере присутствуют разрушительные модели поведения. Она будет опережать твои поступки. Мы же привыкли копаться в событиях и искать ответ на вопрос: «За что меня наказывают?»Получается, что нас природа не наказывает, а пытается научить еще до того, как мы начинаем причинять вред. Причина лежит в будущем!
- Вот это да! Никогда над этим не задумывался. А ведь очень похоже на правду.
Дед улыбнулся.
- И еще, разрушения, производимые ребенком, видны сразу, а вот те разрушения, которые в природе возникают от наших мыслей и эмоций, увидеть сложно. Только совсем недавно ученые стали наблюдать эти явления, исследуя влияние мысли на воду, различные живые и неживые объекты природы. Поэтому и существовало убеждение, что если я разрушений не вижу, то их и нет.
- Да, кое-что про эти исследования я слышал.
- Хочу сразу предостеречь тебя от неверных действий. Если ты уволишь этого парня, то на его место придет другой, который будет доставать тебя еще больше. Не в нем дело, а в тебе. Все и всё, кто и что тебя окружает, как зеркало, отражают твои собственные проблемы и твои качества. Если ты не обращаешь внимания на то, что происходит вокруг тебя, или не связываешь
это с собой, то неприятности будут возрастать, всё более выводя тебя из равновесия. Таков закон природы – чтобы сделать шаг, надо выйти из состояния равновесия. В данном случае, это происходит без твоего желания. Природа заставляет тебя сделать определенные шаги. Попытаешься сменить работу, и на другой работе ситуация возникнет примерно та же, но, естественно, более неприятная. Есть такое утверждение: «Не важно, что ты делаешь, важно – кто ты».
Мужчина задумался. Женщина, молчавшая до сих пор, оживилась.
- Скажи Миролюб, я правильно усвоила, что в зеркале событий человек должен видеть себя самого, и всё, что происходит вокруг, помогает ему осознать суть проблемы.
- Да, именно это я и говорил. Получается, что у каждого из нас как бы свой мир, и мы являемся творцами этого мира. Если, например, нам свойственно обижаться на кого-либо, то нас постоянно будут обижать, потому что эмоциональная реакция на то или иное событие – это наш выбор. Станете реагировать на события по-другому, обидчики сразу исчезнут, как будто их и не было вовсе. Однако, вернемся к конфликтам.
Дед обращается к мужчине.
- Я понимаю, сложно в одно мгновение изменить отношение к человеку, который тебя раздражает, но вспомните ваш недавний опыт. Эта женщина пришла с проклятиями в твой адрес, - дед улыбнулся, глядя на женщину, - и всего за несколько дней сумела изменить отношение к тебе, заменив ненависть и агрессию на понимание и ответственность. Результат вам известен. Давай разберемся, чем вызвана твоя неприязнь к этому молодому человеку?
- Понимаешь, он слишком много внимания уделяет своей внешности, одежде, присутствует некоторое самолюбование.
- Это мешает работе?
- Нет. Даже наоборот, клиенты относятся к нему очень уважительно, часто отмечают его интеллигентность.
- Тогда в чем причина твоего раздражения? Что тебе в нём не нравится?
- Не знаю, но когда я вижу его, у меня возникает чувство раздражения.
- Хм… «Возникает чувство раздражения». Оно что у тебя, само по себе живет, и от тебя не зависит?
- Нет, конечно, это я раздражаюсь. Кажется, начинаю понимать, куда ты гнёшь.
- И что получается?
- Получается, из-за того, что я способен раздражаться, рядом со мной появился этот человек, который и указывает мне на мою раздражительность. Если бы не было его, то появился бы кто-то другой или что-то другое, вызывающее у меня подобную реакцию. И продолжаться это будет до тех пор, пока я не заменю свою реакцию – раздражительность на что-то другое. А вот на что, пока даже не представляю.
- Ну, что я скажу, почти правильно.- Миролюб улыбнулся.
- А что не так?
- Дело в том, что раздражение занимает особое место в ряду наших эмоций, поэтому поговорим о нем отдельно.