Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фитнес-клуб для мозга

  Все выпуски  

Фитнес-клуб для мозга Реформа образования 2016


Здравствуйте, уважаемые подписчики! 

“В школах отменили тестирование скорости чтения, так что теперь никому ваши курсы скорочтения не нужны будут, — все чаще слышу от доброжелателей.

Хочу их обрадовать: реформа образования 2016 на наших курсах никак не скажется, а вот на школьниках…И хорошо это или плохо очень спорный вопрос именно с точки зрения влияния на учеников(я сейчас не говорю о реформе в целом. Все мы знаем несовершенство нашей системы образования и то, что с этим давно пора что-то делать. Лёд тронулся и это отлично!)

И вообще интересно чему, собственно, люди радуются? Индульгенции на безграмотность?



Давайте рассмотрим “за” и “против” тестирования скорости чтения или его отмены.

Я вам со своей колокольни скажу — если до реформы(когда тестировали скорость) родители еще задумывались, что что-то не так и что-то надо с этим делать(когда на очередном собрании говорили, что их ребенок не дотягивает до нормы), то теперь можно одеть розовые очки и считать что все хорошо? (я сейчас не говорю про тех, у кого, действительно, все хорошо. Вероятно, не всем нужно скорочтение. Но к сожалению, таких у которых не то, что норма, там такое вопиющее отставание, что хочется навалять родителям, куда же раньше смотрели???) Вот потом и получается, что ребенок в 10 лет мало того, что читает 20 слов в минуту, так из-за такой скорости и понять-то ничего не может. Ну вот представьте, вы когда по слогам читаете, легко ли слепить и понять о чем речь???(про 20 слов в минуту в 10 лет без понимания не шучу) И, к сожалению, таких сейчас очень много. Я вам больше скажу, ни до какого скорочтения на курсах скорочтения с некоторыми вообще дело не доходит(мы поэтому ввели обязательное тестирование и разные уровни, просто нельзя всех по одной методике гнать, некоторым до скорочтения еще много работы надо проделать). Дай Бог технику чтения поставить и научить просто читать и понимать, так все запущено…

 И в очередной раз хочу провести ликбез относительно скорочтения. Не знаю, как на других курсах, но в нашем центре, основываясь на моем 10тилетнем опыте, мы опираемся не только и не столько на скорость, сколько на комплексный подход. В который раз повторяю, скорость без понимания никому не нужна!

Бывало, в погоне за школьными нормативами, к нам попадали дети, которые и в 13 лет при нормальной скорости вообще 2х слов связать не могли, потому что не понимали и не запоминали то, что 1 минуту назад прочли…

Вот здесь минус, на мой взгляд, огромный минус, старой системы: нормативы ставили, а вот про то, что хотя бы пересказ спросить, вот об этом забыли(я уже молчу о том, что вообще надо научить рассуждать, анализировать, мыслить, выделять главное,  суть видеть)…Очень многие дети поначалу очень возмущались, что наш инструктор просит пересказать или ответить на вопросы. Так и говорили; “А нас учительница не спрашивает”. Представьте, не спрашивает раз, другой, год, другой, третий ,четвертый… Так у ребенка вырабатывается привычка механического чтения. А отсюда другие многие беды. Та же нелюбовь к чтению(я уже молчу про собственно умение мыслить). Ну вот представьте себе, вас каждый день заставляют читать, вы делаете действие(поверьте, просто физически очень тяжелое для плохо читающего), а зачем вы его делаете — непонятно — вы же не понимаете, о чем в книге идет речь(чтоб вам совсем ясно стало, представьте, что вас кто-то каждый день заставляет читать на языке народа Бамилеке). Вот как тут не появится отвращению? Делать надо, а смысла в этом нет…

Отменили нормативы скорости — хорошо, так давайте пересказ хотя бы введем, вопросы к тексту, умение анализировать, связно говорить и т.д. Отвергая — предлагай! А теперь что? Никто не проверяет и хорошо? Прейдет себе потом в старшую школу и что, мама за нее/него читать будет???(тоже случай был, девочка в 6м классе, мама уроки ей читает, она слушает и только так понимает, потому что при своем чтении ничего не воспринимает).

А в старшей школе объемы информации не три-пять строк, как в первом, и предметов побольше и посерьезней, иногда по 5 параграфов на один предмет читать надо. Именно поэтому до 4 класса у детей проверяли скорость, это как показатель того, справится ли ребенок с объемами информации в старших классах. Другое дело, что, как всегда у нас, эта система была тоже не совершенна и многие и сейчас почему-то воспринимают, что скорочтение это только про скорость. Может в школе это только про скорость(по моему опыту, к сожалению, в большинстве случаев). Но, по крайней мере, у нас, это про восприятие, понимание, запоминание, умение мыслить.

Поэтому, все очень неоднозначно, может стоило не отменять нормативы как таковые, а собственно, подход к этому изменить? До сих пор, помню ощущения внутреннего страха, когда при тестировании включали секундомер. И сейчас многие дети, если сказать, что будем читать на скорость зажимаются, начинают путаться и переживать. Настоятельно прошу родителей не проверять скорость, особенно, когда у ребенка есть сложности с техникой(путает буквы, слоги, придумывает окончания…). Некоторых на первых занятиях вообще просим замедлятся, они так привыкли гнать(нормы же), что просто глотают буквы, не дочитывают окончаний. Читать не научили, а скорость подавай. Как??? Как с первого класса сразу прыгнуть в 10й??? Скорость можно давать с момента, когда ребенок нормально читает без ошибок и коверканья.

Что-то опять отвлеклась в примерах)) В общем про нормативы я. Или отменить норматив, но поставить обязательным умение пересказать. Хотя, на мой взгляд, итак понятно: прочитал- перескажи, проанализируй. Почему же у нас в школах этого нет?(в большинстве своем).

Минобразования упростило школьную программу для младших классов, пытаясь исправить недостатки обучения. Будем надеяться, что идут в нужном направлении. Хорошо, что лед тронулся и дай Бог, чтобы эти нововведения были, действительно, упрощением для детей и родителей. И самое главное, дорогие родители, нужно помнить, что самый большой спрос за своего ребенка вы несете перед самим собой, поэтому руку на пульсе держать именно вам…

С уважением, команда центра интеллектуального развития "Орфей” www.orphey.com.ua

В избранное