Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Азбука счастья

  Все выпуски  

Азбука счастья


Ценность авторского метода С.М. Пеуновой сквозь призму традиций самосовершенствования Востока и Запада

Ценность авторского метода С.М. Пеуновой сквозь призму традиций самосовершенствования Востока и ЗападаПроисходящие в стране и мире социальные и экономические перемены сказываются на всех системах отношений человека. Глобальная ломка социальных стереотипов, разрушение семейных ценностей в конечном итоге приводят к утрате базового чувства безопасности. Мы живем в такое время, когда катастрофы и кризисы в различных сферах жизнедеятельности буквально рушатся на человека, стремительно растет смертность, преступность, снижается нравственность, духовность, вера. Который год мы наблюдаем в жизни общества все указанные признаки:разрушаются старые системы ценностей, а новые представления о мире и человеке складываются с трудом.

Идеологическое разложение общества, утрата духовных и нравственных ориентиров, потеря внутренней целостности человека способствуют возникновению таких тяжелых переживаний как одиночество, изоляция, внутренний вакуум, потеря смысла жизни. Это приводит к росту агрессии, социальной напряженности, патологических зависимостей (алкогольной, наркотической и др.). Подобные социально-стрессовые расстройства приводят к появлению психосоматических и иных хронических часто неизлечимых современной медициной заболеваний.

Ценность авторского метода С.М. Пеуновой сквозь призму традиций самосовершенствования Востока и ЗападаЧеловечество готово сделать скачок в своем развитии. Но для этого нужна ориентация на духовные ценности, формирование новой философии человека, в особенности, для западной и российской культуры. На протяжении всего развития цивилизации делались попытки понять потребности человека и построить гуманное общество. Возникали и умирали религии, философии, культуры. Безусловно, без них процветание человечества было бы невозможно. Но в современном обществе, живущему по законам мультимедийных и компьютерных технологий, где свободное время часто является роскошью, становится актуальной проблема реанимации утраченных духовных ценностей на базе формирования нового мировоззрения. Ни одно человеческое общество не может существовать без подобной основы. Если она пошатнулась, начинает прогрессировать деградация нации. Не имея духовно-нравственного стрежня, человек не может стать подлинной личностью, ему трудно состояться, реализовать свое предназначение.

Рыночные, материально-индивидуалистические ценности внедряются в русское общество на протяжении последних 30 лет. Прививаются они с огромным трудом, вызывая психологический дисбаланс у большей части взрослого населения страны. В связи с этим разработки в направлении психологической помощи большим контингентам практически здоровых людей имеют чрезвычайно важное практическое значение. Особенно те методики, в основе которых лежит нравственное усовершенствование, духовное развитие человека, разработанные на основе богатейшего философского и культурного наследия цивилизации.

Среди методов и школ данного направления выделяется авторский метод коррекции характера и восстановления естественного гармонического состояния здоровья человека, защищенный кандидатской диссертацией по клинической психологии как «Программа неспецифической профилактики социально-стрессовых расстройств» (Санкт-Петербург), на основе которого уже по всей стране пятнадцать лет работает Академии развития Светланы Пеуновой. Это метод не только психологической помощи, но и «нравственной» реабилитации. В процессе его освоения приобретается стройная система духовных ценностей и ориентиров, что позволяет человеку не только успешно справляться с повседневными стрессовыми ситуациями, но и становиться подлинной личностью, так необходимой для формирования высокоорганизованного общества.

Как любой научный метод он опирается на серьезную философскую базу и имеет ряд методик и инструментов, направленных на решение стоящих перед слушателями задач – основные принципы буддийской философской и христианской традиции, западной и российской школы психологии, а также авторские находки. И это не случайно, так как практически вся религиозная метафизика и социальная философия человека подчинены целям достижения гармонии и счастья, снятию неудовлетворенности, другими словами, помогают жить без стресса и развиваться духовно. Единственный путь к этому - перестройка внутреннего мира человека. На пути совершенствования личности первым этапом всегда стоит развитие умения контролировать свои эмоции и мысли при условии усвоения человеком основных нравственных законов и ценностей. Без этого – нет движения вперед.

В авторском методе базовым компонентом программы является создание «объективной картины мира» с общечеловеческими ценностями, зафиксированными в основных духовных и религиозных учениях. Это ступень познания мира (слушания, чтения, восприятия и размышления). Далее (так же как в буддизме, как и в христианской традиции и во многих психотерапевтических школах) идет рефлексивный самоанализ адекватности личностных установок человека «объективной картине мира». Этот процесс основан на самонаблюдении и самоконтроле, облегчаемых с помощью практики авторского медитативного аутотренинга, аналогичного аутогенной тренировки в психологии, медитации в буддизме, молитве в христианстве. Это этап познания и понимания себя.

Когда выявлены несоответствия в собственной картине мира, ошибки отношения и восприятия, происходит реконструкция мировоззрения в направлении сближения его в основных ценностных смыслах с «объективной картиной мира», результатом этой работы становится коррекция характера и улучшение здоровья. На этой ступеньке очень важно иметь четкое понимание происходящих в жизни и в себе процессов, своей взаимосвязи с миром, собственных искажений внутренних представлений, приводящих к стрессам и дезадаптации, а также желание и стремление работать над собой ежедневно.

Обучаясь вроде бы достаточно несложным элементам психологического самоуправления, человек, тем не менее, может их освоить в полной мере, только понимая, принимая и осознавая свою глубокую взаимосвязь с миром и другими людьми. Только тогда становятся понятны многие простые истины, например «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», «не плюй в колодец, из которого воду будешь пить», и т.д. Согласно К. Юнгу, чем более продвигается человек по пути совершенствования, тем ярче выражается его индивидуальность. Избавляясь от ограничивающих рамок «я» и «мое», человек расширяет свое сознание. Его «я», по сути, трансформируется в «мы».

Именно поэтому многие слушатели авторского метода, применяя его в своей жизни, успешно решают свои личные проблемы и затем обращают свое внимание и заботу на общество, занимая активную гражданскую позицию. Отсюда и одно из основных положений метода – путь к совершенному обществу лежит через усовершенствование природы человека, что близко и буддийской философии, и русской (Владимир Соловьев и другие), утверждавшей, что «царство божие внутри нас».

В авторском методе, важным является положение о расширении своего сознания от узко материальных интересов до более глобальных масштабов. Существует изначальная взаимосвязь человека и мира. Сознание человека ответственно за все катастрофы и бедствия на планете. Чтобы улучшить мир, надо улучшить свое сознание.

В процессе знакомства с методом в Академии развития Светланы Пеуновой на консультациях можно не один раз услышать о том, что человек сам ответственен за все, что есть у него в жизни, в какой-то степени и за то, что есть в жизни членов его семьи, в коллективе и т.д. А если так, то человек может и сам все изменить за счет внутреннего понимания проблемы и нахождения ее решения в самом себе, в своем поведении и отношении. И для каждого человека решение одной и той же ситуации будет совершенно разным, - единых решений не существует.

В основе метода и его работы лежит задача показать слушателю закон причин и следствий (в буддийской философии - закон кармы, в христианстве – понятие греха) в действии. С помощью этого приходит более глубокое понимание ответственности за свои поступки, а, значит, формируется желание работать над собой, что позволяет быстрее освоить навыки эмоционального самоконтроля и позитивного мышления. В свете этого закона разрешается и вопрос о том, почему психологическая работа над собой может изменить жизнь человека, почему так важно прощение, раскаяние, добросердечность.

Если следствия создаются не только поступками, но и нашими мыслями, чувствами, тогда подобно поступку раскаяние, прощение тоже есть действие. И это действие имеет последствия, которые могут уравновесить последствия проступка. На этом принципе в христианстве основано отпущение грехов – человек раскаялся, и грехи ему простились, - само пространство уже изменилось, если человек искренне в чем-то покаялся. Качество мышления может изменить и даже совершенно освободить человека от влияния «плохой судьбы». Вопрос в том, кто и куда свою волю и энергию направляют. И здесь уже встают вопросы этики социальной метафизики и принципы нравственности, которые вписаны в концепцию мировых религий и философий.

Первенство этики и общечеловеческих ценностей, безусловно, утверждается и в авторском методе. Какими ценностями будет руководствоваться слушатель, такие мысли и действия он будет производить в пространстве. Выработка понимания личной ответственности за состояние общества - важный момент изучения метода.

Положение о равенстве возможностей и неповторимости каждого человека очень важно в современном мире. Поняв это, человек понимает свою самоценность и может выбирать в каком направлении ему развиваться, какие таланты в нем скрыты. Человек может изменить в жизни очень многое, но часто не пользуется этим в силу сложившихся традиций.

В современном мире стремительно развиваются процессы глобализации - стираются границы между различными культурами, мировоззрениями, религиями, конструктивные элементы которых объединяются для решения назревших мировых проблем. Преодоление симптомов духовного кризиса человечества требует не только быстрого усвоения основных нравственных ценностей, но и незамедлительного претворения их в жизнь. Иначе человечество окажется вымирающим видом.

Синтез традиций Востока и Запада- это вопрос о возможности интеграции свойственных им культур непроизвольно идет в наше время, принося в одних случаях заметную пользу и оздоровление населения, в других – увеличивая заблуждение и нанося вред сознанию человека.

На мой взгляд, вышеупомянутая методика С.М.Пеуновой по коррекции характера и восстановлению естественного гармонического состояния здоровья человека, удачно интегрировала в себе элементы восточной буддийской и западной христианской традиции, психологические и авторские находки. Она реализует целостный подход к личности. В результате применения метода в жизни нравственное совершенствование, эмоциональный самоконтроль, позитивное мышление становятся для человека неотъемлемыми потребностями, т.к. человек на практике своей жизни убеждается в их позитивном влиянии. Но самое главное – человек находит смысл жизни в улучшение мира внутри и вокруг себя. Именно поэтому появляется уверенность в себе, а за счет этого повышается материальное благосостояние. Проходят «неизлечимые» психосоматические заболевания, нормализуется микроклимат в семье и рабочих коллективах. Эта методика позволяет перевести философские религиозные споры в плоскость практической психологии, дающей реальные плоды в виде счастья и здоровья, как отдельных людей, так и общества в целом.

Маришина Екатерина Валерьевна

кандидат философских наук



В избранное