Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Академия жизни

  Все выпуски  

Академия жизни. Человек в мироздании. Часть 16.


Продолжение лекции М.В.Пшеничнова (доктора философских наук, профессора).
Информация, которая может изменить вашу жизнь!
 Начало можете посмотреть в архиве
.

Естественным считается то,  что не выпадает за рамки коллективных норм, правил, законов. Тот, кто не соблюдает их или выпадает из них, считается ненормальным.  Возникает вопрос, а кто же определяет эти нормы,  где и каков критерий того,  что они правильны и оптимальны. Ведь они устанавливаются толпой,  не имеющей индивидуальности, в которой преобладает посредственность, серость, которая устанавливает норму в  зависимости  от своего низкоуровневого мировосприятия.  Толпа нивелирует людей - более высокого опускает до среднего  уровня,  более низкого как бы поднимает до уровня середняка. Именно поэтому толпу так любят низкие люди, в ней они чувствуют себя выше, т.е. "как все" и это льстит их самолюбию. Никому не обидно, все великие.

Толпа, стадо формирует свои программы и диктует их всему сообществу. Происходит программирование или, как сейчас принято говорить, кодирование, зомбирование. Интеллект в этом случае жестко программируется, а человек уподобляется машине, которой достаточно просто управлять. И управлять в таком случае ей может не только Великий Программист,  но и "младший технический персонал" - человек с немного более высоким уровнем развития интеллекта, чем уровень толпы.

В качестве примера, убедительно показывающего, как охотно человек подчиняется приказу, можно  рассказать о потрясающем  эксперименте, проведенном еще в 1974 году американским психологом Милгрэмом. Суть его в следующем.

Испытуемому добровольцу,  пришедшему  в  лабораторию,  предлагалось выступить  в  роли  Учителя,  который  должен  проверить  другого участника эксперимента  Ученика.  Перед  Учеником  ставилась  задача  заучить  список иностранных  слов.   Организовывал   процедуру  и  управлял  ею  сотрудник лаборатории,  представлявшийся  как  Руководитель  и  одетый в белый халат. Ученик  садился  в  кресло,  его  прикрепляли  ремнями  и  на руку помещали металлические электроды.

В  соседней комнате Учитель располагался за пультом, на котором было 30 тумблеров  с  указателями  от  15  до  450  вольт.  По  знаку Руководителя, сотрудника  лаборатории,  Учитель начинал экзаменовать Ученика по переговорному  устройству.  В  случае  ошибочного  ответа  Учитель  нажимал тумблер   и  Ученик  получал  удар  током,  причем  "наказание"  за  каждую последующую  ошибку  возрастало  на  15 вольт. Обычно до уровня в 105 вольт электрошок  не  причинял  Ученику  особого  беспокойства.  При уровне в 120 Ученик   жаловался   на  резкую  боль,  после  150  кричал  в  переговорное устройство:   "Хватит!   Выпустите   меня!",   далее   крики   усиливались, превращались  в душераздирающие вопли, мольбы о прекращении испытаний и пр. На все это Руководитель никак не реагировал, а предлагал Учителю продолжать "экзамен...".

На  самом  деле никаких ударов тока не было - тумблеры ничего не включали!  Ученик  боли  не испытывал, да и вообще это был не доброволец, а специально  приглашенный актер, задачей которого было изображать мучения от электрошока.

Экспериментаторов  интересовал вопрос,  сколько  мучений  и физических страданий готов причинить обычный человек  другому,  совершенно  невинному,  если  это  предполагает  решение порученной ему задачи?

Ответ  оказался  обескураживающим. Почти 80% участников эксперимента включили в ходе опыта  все  30  тумблеров  по  указанию  Руководителя, не взирая на крики и мольбы  жертвы.  Проверка  показала,  что  результаты  не  зависят  от пола участников,  и  женщины  готовы  быть  столь  же  послушно жестокими, как и мужчины.   Участники   эксперимента  по  психологическим  тестам  оказались совершенно  нормальными  людьми,  разных профессий и возрастов, не имевшими никаких садистских тенденций, такие же, как и мы с вами. И, тем не менее, они готовы   были   нанести   столько  ударов  током,  сколько  было  в  их распоряжении,  даже  в  той  серии эксперимента, когда Ученик кричал, что у него больное сердце и что ему плохо!

Продолжение следует

 Другие мои материалы смотрите здесь >>>


В избранное