Академия лидерства Элемент лидерского стиля: коммуникации 47
Подчеркивая
важность коммуникаций, мы понимаем, что это звучит банально. К
сожалению, руководители многих компаний не просто не умеют выстраивать
общение — они вовсе этого не делают. Успешная компания расцветает
благодаря коммуникациям. Успешные руководители поощряют постоянные и
стабильные коммуникации: вверх, вниз и по горизонтали, на уровне
компании, в группе и индивидуально, письменно, устно, формально и
неформально. Руководители в организации обеспечивают стабильность и
непрерывность коммуникаций.
Используйте образы и аналогии.
Используйте живые образы, чтобы объяснить, чего компания старается
достичь. Используйте конкретные примеры для иллюстрации восхождения
компании к высоким целям. Рассказывайте истории, которые иллюстрируют
ценности и дух организации. Аналогии, метафоры, притчи, особенно
воплощенные в графические изображения, — все это мощные способы
коммуникации. Используйте их. Не старайтесь объяснить все буквально.
Делайте рисунки. Рассказывайте истории. Используйте аналогии. Не
беспокойтесь о том, корректны ли ваши аналогии с точки зрения логики: в
общении главное — эффективность воздействия, а не логичность.
Добавьте
личную нотку к формальным коммуникациям. Деловые письма и речи по
большей части скучны, напыщенны и безлики. В них нет жизни, нет огня. Им
не хватает некой личной нотки. Стремясь соответствовать канонам
бизнес-переписки, некоторые менеджеры полностью сводят на нет какие бы
то ни было надежды на эффективное общение. Вы когда-нибудь замечали,
что хорошие книги создают ощущение, будто писатель разговаривает лично с
вами? Или что хороший оратор увлекает вас своей речью, создавая
ощущение некой близости, даже если аудитория полна людей? Вот такой
эффект вы и должны стараться воссоздать.
Существуют два основных способа
достичь этого. ∙ Во-первых, раскройте себя. Не бойтесь поделиться
собственными наблюдениями и историями. Рассказывая кому-то о себе,
собственном опыте или вашей точке зрения на мир, вы налаживаете связь с
собеседником, даже при отсутствии личного контакта между вами. ∙
Во-вторых, говорите прямо, просто, в свойственной лично вам манере.
Используйте местоимения «мы», «вы», «я», а не безличные «кто-то»,
«некоторые». Употребляйте теплые слова: «друзья», «товарищи», «коллеги». Говорите
и пишите, обращаясь прямо к адресату, как будто он находится перед
вами. Употребляйте короткие предложения. Будьте выразительны.
Используйте ясный язык, точные слова. Называйте вещи своими именами и
ничего не скрывайте. Большую ошибку совершает тот, кто пытается
преподнести неприятные новости в позитивном свете. И еще хуже, когда
управленцы стараются уклониться от ответственности за сообщение
неприятных фактов. Лучше говорить честно и прямо. Люди не любят, когда
их вводят в заблуждение. Они терпеть не могут, когда их держат за
идиотов. Руководители, которые не могут быть честными и открытыми с
подчиненными, быстро теряют уважение. Повторим: совет уделять
внимание коммуникациям может показаться банальным. Тем не менее
коммуникации — крайне важный аспект, и многие руководители совершенно не
умеют их выстраивать. Если уж ошибаться, то лучше в сторону слишком
активных коммуникаций. Здесь невозможно перегнуть палку.