Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тени исчезают в полдень.


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.MOLODYKH.ru - ТВОЙ МИР ФОТОГРАФИИ
Компьютерный фотомонтаж, коллаж, тематические галереи

Рассылка новостей
15 августа 2005 года. Выпуск 6

Здравствуйте!
Рад снова встрече с вами. Хочу надеяться, что это взаимно. :-))
Можете меня поздравить! На момент выхода этого выпуска общее число подписчиков превысило 2500 человек. Я понимаю, что для кого-то это число может показаться маленьким. Возможно, что и я сам когда-нибудь буду так считать. Но сейчас я рад этой цифре. Много или мало - это мои подписчики. Подписчики, которые выбрали мою рассылку и к которым я отношусь с большим уважением.
Спасибо вам.

Изначально для этого выпуска готовился другой материал, но вопрос, который мне прислали внес некоторые изменения в планы.
 

Вопросы и ответы

05.08.2005 19:26:19
Виктор (Торонто)
Вопрос:
Привет!
Мне нравится, что ты делаешь, здорово получается! Всегда интересовало КАК люди подобное делают :) Особенно абстракции - впечатлен :)
Пока не забыл - вопрос: когда переносишь объекты с одного фона на другой - для реалистичности нужно ведь тени сделать и направление/интенсивность света синхронизировать. Плюс цветовую палитру. Можно подробнее эту тему раскрыть как-нибудь? Спасибо :)
Удачи! Виктор.

Ответ:
Ответить на этот вопрос двумя-тремя предложениями достаточно сложно. Поэтому я решил посвятить этому вопросу весь выпуск рассылки. Надеюсь, мои рассуждения будут полезны как для Вас лично, так и для других читателей.
P.S. Что касается "здорово получается!" и "впечатлен"... Виктор, спасибо, конечно! Это приятно слышать. Но, так считают не все. :-)) Парочка комментариев в противовес: "Контакт", "Свет в конце тоннеля". Одним словом - сколько людей, столько и мнений.
 

От слов к делу

Тени исчезают в полдень. Но, это как раз то, о чем мы сегодня говорить не будем. Наоборот, мы будем пытаться создавать тени.
Начнем с того, что тени бывают разные. Самые простые, наверное - это тени расположенные непосредственно за основным объектом. Например: тень на стене или на другом плоском предмете.
Примечание: Если мы переносим объект на новый фон, подразумевается, что объект этот уже вырезан и перенесен в отдельный слой документа. Новый фон также находится в отдельном слое.
А теперь тени. Для этого делаем копию слоя с основным объектом и корректируем яркость и контрастность (Brightness/Contrast). Если конкретнее, то передвигаем оба бегунка в крайне левое положение. В результате получим темно-серую или черную копию основного объекта. Можно и просто закрасить объект черным цветом, не затрагивая при этом прозрачные пиксели (параметр "Сохранить прозрачность"). Кому как нравится. После этого применяем к слою фильтр Gaussian Blur. Размытие делаем достаточно сильное. Резкие края нам не нужны. Теперь останется выполнить некоторую корректировку размеров тени, изменить ее прозрачность и расположение за основным объектом. Изменить размеры можно используя "Трансформацию слоя". Меняя размеры и расположение тени можно имитировать удаление или приближение основного объекта к фону. Интенсивность (плотность) тени говорит о силе предполагаемого источника света. Не следует забывать - если основной объект изначально был освещен ровным заполняющим светом, то и тень на новом фоне не должна быть очень плотной.
Второй вариант - это тень на земле. Если за основным объектом нет никаких предметов, то тень соответственно ляжет на землю. Чтобы ее создать нам также понадобится копия слоя с основным объектом измененная путем коррекции яркости и контрастности и фильтр Gaussian Blur (как и в первом примере). А вот после этого придется более основательно поэкспериментировать с трансформацией слоя. И в отличие от первого примера, где мы только сдвигали и меняли размер тени, нам придется использовать такие функции, как "Искажение", "Перспектива", "Наклон". При помощи этих параметров мы должны как бы "положить" тень на землю. Не забывая о том, что по мере удаления основного объекта от поверхности, на которой он стоит, будет уменьшаться и сама тень. Также будет уменьшаться и плотность тени. Т.е. тень будет более прозрачная. Помимо этого по мере удаления от точки соприкосновения с объектом придется немного больше размыть и края тени. Это можно сделать либо инструментом Blur, постепенно увеличивая нажим и диаметр кисти, либо при помощи маски и градиентной заливки. В статье "Плавный переход в изображении" уже было рассказано о таком способе. Но я кратко напомню еще раз. Для этого переходим в режим быстрого маскирования (клавиша "Q"). С помощью инструмента "Градиент" создаем линейный переход примерно на 2/3 изображения или немного меньше по направлению тени. Параметры: Foreground to Background. Применяем градацию как выделение (клавиша "Q"). Копируем выделенную область в новый слой. В результате получаем новый слой на котором тень при удалении от основного объекта будет более прозрачной.

Тень разумеется может быть как за объектом (правее или левее), так и перед ним. Это такая же горизонтальная тень и создается она теми же способами, о которых говорилось выше. Единственное, о чем я не упомянул - это о цвете. Тень не всегда должна быть обязательно серой. Вполне возможны небольшие цветовые оттенки. Кто может запретить вам это сделать? Я бы назвал это декоративной тенью. Она может повторять как оттенки основного объекта, так и оттенки фона. Может быть как очень четкой и резкой, так и сильно размытой, едва угадываемой. Тут уже все зависит от вашего замысла. И даже если при этом будут присутствовать любимые мной условности, думаю, сюжета это не испортит... :-))

В отдельных случаях используются не цветовые оттенки, а повторения основного объекта (в перевернутом виде). Но это уже не тень, а скорее отражение. Этот прием также очень широко применяется. Например, зеркальное отражение текста создает эффект идеально гладкой и ровной поверхности. Сюда же можно отнести и отражение объекта в воде. Помимо реалистичности это еще и просто красиво. Что, согласитесь, тоже немаловажно.
На вариантах с разного рода отражениями можно подробнее остановиться в другой раз, хотя на мой взгляд они понятны и без дополнительных пояснений.

Я не думаю, что вышеперечисленные способы очень уж сложные, но сколько бы я не говорил об этом, все равно придется собственноручно попробовать сделать это десяток раз. Вообще, что касается реалистичности при переносе объекта на новый фон, то даже в том случае, если тень вообще не предусмотрена сюжетом и характером освещения, все равно края вырезаемого объекта нужно обработать. Одного вырезания и вклеивания будет мало. Я поступаю следующим образом: Обрабатываю края вставляемого объекта инструментом Blur с небольшой степенью нажима (20-25%) и очень маленьким диаметром кисти. После этого делаю копию слоя и использую фильтр Gaussian Blur. Радиус размытия подбирается опытным путем, но он также достаточно маленький. При необходимости можно увеличить прозрачность этого вспомогательного слоя. После этого размытая копия помещается под основной объект. Таким образом перенесенный объект имеет слегка сглаженные края и как бы сливается с фоном. Но не нужно воспринимать все очень буквально. Дополнения эти довольно незначительные, но их отсутствие все же заметно сразу. Попробуйте поочередно отключать и включать этот дополнительный слой и вы увидите разницу. После объединения слоев можно еще раз дополнительно пройтись по контуру основного объекта инструментом Blur очень маленькой кистью и степенью нажима 15-20%.

Теперь можно поговорить о тех случаях, когда нарисовать тень самому бывает достаточно сложно, а то и попросту невозможно. Допускаю, что истинные профессионалы Photoshop возразят мне и скажут, что в Photoshop ничего невозможного не бывает. Но, поскольку я не считаю себя профессионалом, то могу позволить себе такие легкомысленные высказывания. :-))
Итак, если тень нарисовать не получается, можно воспользоваться "старой" тенью. Ведь переносимый объект изначально не висит в воздухе. Он также где-то или на чем-то был расположен и как-то освещен. Соответственно и у него изначально была тень. В ряде случаев такой вариант получается гораздо более реалистичнее и натуральнее, чем создание искусственной тени. Во всяком случае, я сначала пробую именно такие варианты. Единственная сложность - это необходимость подбора нового фона, освещение на котором примерно совпадает с освещением основного объекта. Если перед Вами не стоит сверхзадача - перенести конкретный объект на конкретный фон, то можно попробовать несколько вариантов и выбрать более подходящий. На крайний случай можно воспользоваться, например, зеркальным отражением изображения. Если, конечно, это не критично и строгое соответствие "право" и "лево" не является определяющим условием. Кстати, зеркальным отражением объекта или фона вообще пренебрегать не стоит. Если это допустимо, лучше попробовать все варианты. Может оказаться и так, что то, о чем вы даже не могли подумать окажется гораздо лучше. После того как вы определитесь с новым фоном, можно заняться непосредственно переносом изображения. Как и во всех предыдущих примерах, для начала вырезаем основной объект. Но на этот раз вместе с тенью. Если какие-то участки тени плохо видны - не страшно. В конце-концов тень - довольно абстрактная штука. Отдельные ее участки можно просто дорисовать позже.

Итак, объект вместе с тенью вырезан и скопирован в новый слой. Теперь нужно наложить тень на новую поверхность. Делаем копию слоя и не обращая внимания на основной объект начинаем применять режимы смешивания, ориентируясь только на тень. Как правило подходящих режимов может быть несколько.
Например в картинке "Седьмой причал" при наложении тени на каменную набережную использовался режим Multiply (Умножение). Изначально тень от автомобиля была на асфальте. Она была несколько интенсивнее и четче, поэтому в новом варианте пришлось немного размыть края и увеличить прозрачность. А после применения режима Multiply она довольно хорошо "легла" на новую поверхность. Единственное дополнение - это небольшие затемнения инструментом "Burn" (Затемнитель) непосредственно по автомобилем и в тех местах, где колеса касаются поверхности. После того как к теням вопросов больше не возникает, займемся самим объектом. После использования режима Multiply от объекта "мало что осталось". В смысле визуально. Поэтому накладываем поверх (в нормальном режиме) копию основного объекта (которую мы предварительно сделали). Теперь остается только стереть тень в верхнем слое, постепенно уменьшая нажим кисти.

Другой вариант - это картинка "Война-войной". В этом случае свет рассеянный и отбрасываемой тени, как таковой нет вообще. За исключением темных участков под объектом (в нашем примере это танк). Тем же инструментом "Burn" затеняем нужные участки под днищем танка, а также немного вдоль гусениц. Не нужно стремиться сделать все за один раз. На мой взгляд лучше установить небольшой нажим и пройтись инструментом несколько раз, контролируя тем самым интенсивность и качество. Но и в этом примере я не вырезал только сам танк. Я "прихватил" и немного старого асфальта под танком и на отдельных участках использовал способ описанный выше.

Что касается вопросов освещения, направления света и т.д. то и тут оптимальным вариантом я считаю, когда изначально освещение объекта на исходном изображении и освещение на новом фоне будут приблизительно одинаковыми. Если интенсивность света можно подкорректировать достаточно легко, то направление света исправить достаточно сложно, а то и попросту невозможно.
В Photoshop существует довольно сильный инструмент "Lighting Effects" (Эффекты освещения). Это достаточно сложный фильтр с массой параметров, на изучение которых понадобится много времени. Благодаря этому фильтру можно добавлять дополнительные источники света, имитирующие солнечный свет, падающий под разными углами, свет лампы с равномерным освещение пространства, луч прожектора, имитировать отражение света от разных поверхностей и т.д. С помощью этого набора можно получить достаточно интересные эффекты. Я не буду сейчас подробно останавливаться на этом. Это совсем отдельная история...

На этом я хотел бы закончить. Возможно какие-то моменты и упущены, но я надеюсь, что эта статья будет расширена, дополнена новыми примерами и в одном из следующих обновлений появится на сайте.

Самого доброго вам. До новых встреч.

Свои вопросы, замечания и предложения относительно содержания рассылки вы можете прислать, воспользовавшись формой обратной связи на сайте. Я обязательно вам отвечу. Наиболее интересные вопросы появятся в последующих выпусках рассылки.

Все вышедшие выпуски рассылки, а также миниатюры примеров и новых изображений с активными ссылками можно загрузить непосредственно со страницы "Архив рассылки" на сайте.

2003-2005 Vadim A. Molodykh
www.molodykh.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.photo.vphoto05
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное