Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фото-путешествия

  Все выпуски  

Люцерн. Очаровательный город Центральной Швейцарии, поэтически воспетый Гёте и неизменно привлекающий к себе как именитых, так и обыкновенных любителей природной красоты.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Фото-путешествия

Выпуск 16

 

Здравствуйте!

Много времени прошло с прошлого выпуска. Увы! Виновата. Жизнь набирает обороты, нарушая спокойный и неспешный ход предыдущих месяцев, позволявший мне тогда, в своё удовольствие, заниматься то тем, то этим. Но о своей приятной обязанности рассказывать о Швейцарии я не забыла.

Город Люцерн – это место, притягивающее к себе и иностранных и “местных” туристов; это город, который именем своим вошёл в историю культуры не одного европейского государства. В марте, когда я ходила по утреннему, покрытому туманной дымкой Люцерну, вместе со мною то там, то здесь бродили небольшие группки швейцарских семейных пар, иногда даже с экскурсоводом.

Гор не было видно и город, слегка сонный и тихий, по мере того, как покрывало туманной дымки таяло под лучами утреннего весеннего солнца, из иллюзии вырастал в реальность. Как оказалось, не у меня одной этот маленький город, весьма безыскусный, если судить о нём лишь по его материальным составляющим, отразился в памяти, (очевидно в силу своего местоположения) как город-иллюзия. Он есть, но он растворяется в окружающем его величии природного пространства.

Конечно, когда я бродила по городу, открывая путеводитель на страницах с описаниями достопримечательностей Люцерна, я многое не знала о городе. Первая мысль была: что же здесь есть такое интересное, что вызывало и вызывает такой интерес у людей, чьи имена на первых местах в иерархии имён европейской культуры?

Под впечатлением о Люцерне Шиллер написал легенду о Вильгельме Теле. Гёте воспевал Люцерн и его окрестности в своих поэмах. Город притягивает музыкантов: Люцерн - центр всемирно известного международного музыкального фестиваля, ставшего известным благодаря выдающимся коллективам и солистам, в частности, оркестру Берлинской филармонии, Владимиру Горовицу, Никите Магалову, Святославу Рихтеру, Мстиславу Ростроповичу, Владимиру Ашкенази, Натану Мильштейну, Игорю Ойстраху, Исааку Стерну и, очевидно, многим другим, чьих имён я не знаю. Кроме фестиваля классической музыки, здесь также проводятся, пользующиеся большим успехом, фестивали музыки в стиле “Блюз”. Напомню, в городе 63 тыс. собственных жителей.

Из разных источников (когда задаёшь себе вопрос, всегда приходит ответ) выяснилось, что отдыхать в Люцерне любила приезжать королева Виктория. Здесь Рихард Вагнер в 1866-1872 гг. на своей вилле Трибшен (Richard Wagner Weg, 27 в южной части города) заканчивал ”Зигфрида” и “Нюрнбергских мейстерзингеров”. Cейчас это музей, работающий ежедневно, кроме понедельника, с апреля по октябрь.

“Здесь были …” – такие надписи могли оставить в этом городе известные нам Чарли Чаплин, Сергей Прокофьев, Марк Шагал, а также Пикассо, Эрни, Тосканини, Шагал, Бальмонт, Тургенев, Рахманинов - всего несколько имен выдающихся личностей, жизнь которых так или иначе была связана с Люцерном.

Лев Толстой своё пребывание в городе отметил описанием нелицеприятного облика Люцерна того времени в “Записках князя Нехлюдова”: "…Я пошел шляться по городу, - писал Лев Николаевич, - грязные улицы без освещения, встречи с пьяными работниками и женщинами, идущими за водой или … шмыгающими по переулкам, не только не разогнали, но еще усилили мое грустное расположение духа". Лев Николаевич пребывал, очевидно, в скверном настроении, которое усилилось после увиденной им уличной сценки осмеяния нищего певца перед самым роскошным отелем города. Он описал события одного дня - 7 июля 1857 г. Этот фешенебельный отель был построен, к слову, в 1845г. В те времена дорога из Базеля в Милан пролегала через Люцерн и путешественники для промежуточного отдыха останавливались и в этой гостинице. Об этом упоминается в сохранившемся расписании гужевого транспорта от 1850г.

Лев Николаевич, сколь бы не был удручён видом города, не смог не отметить красоты окружающей город природы. Его перу принадлежат и такие строки: “Красота этой воды, этих гор и этого неба в первое мгновение буквально ослепила и потрясла меня. Я почувствовал внутреннее беспокойство и потребность выразить как-нибудь избыток чего-то, вдруг переполнившего мою душу. … На первом плане мокрые … берега с … лугами, садами и дачами. На дне скомканная бело-лиловая горная даль с причудливыми … скалистыми вершинами. И все залитое нежной, прозрачной лазурью воздуха. … Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной цельной линии, ни одного цельного цвета, ни одного одинакового момента, везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий, и во всем спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного. … Чего хотеть, чего желать? … Вот она, со всех сторон обступает тебя красота и поэзия. Вдыхай ее в себя широкими полными глотками, насколько у тебя есть силы, наслаждайся, чего тебе еще надо!”

Не знаю, в какое время суток Лев Николаевич сумел увидеть, описанными такими красками, окрестности Люцерна в июле – было ли это ранним утром или в приближающихся сумерках. Это описание близко к моему восприятию туманного мартовского утра, но после того, как туман растворился, озеро и горы приобрели чёткий свеже-акварельный вид.

Да, Люцерн – это не Цюрих. Цюрих – это конкретный, очень реальный город у очень живописного озера, смягчающего его “прямоугольность” и деловитость. Люцерн же представляется мне песчинкой у подножия гор. Здесь природа выступает на передний план. Говорят, что Люцерн и Цюрих очень ревностно относятся друг к другу. Жители Цюриха говорят, что Люцерн находится в пригороде Цюриха, а жители Люцерна говорят то же самое о Цюрихе. Право, это очень забавное соперничество.

Не помню, возможно, я уже говорила, что город в 1978 отмечал своё 800-летие, следовательно, я побывала в год его 825-летия. Огромные деньги были пожертвованы городскими властями и просто добровольцами на обновление города к его 800-летнему юбилею. Говорят, что, следстием этого гражданского порыва, стало полное преображение города.

Были отреставрированы фрески на фасадах домов и сами фасады. Асфальт в старой части города был заменён на булыжные мостовые. Я полагаю, что Люцерн в старинные времена был типичным ”городом контрастов”: с одной стороны нищета, красочно отмеченная в не такие далёкие от нас времена Толстым, с другой – в Люцерне отдыхали от дальних странствий богатые купцы, пилигримы, дипломаты, миссионеры, приносившие, я полагаю немалые деньги хозяевам гостиниц и ресторанов, которых даже к 1450г. было не менее 400.

Вернёмся, однако, к тому, что мы ещё не успели посмотреть в городе. Если вы ещё помните, то в предыдущий раз мы пробежались по одной стороне реки Ройс, - со стороны вокзала. Пришло время перейти по одному из мостов на другую сторону реки. Забыла сказать, что на моём сайте вы найдёте туристическую карту-схему Люцерна. Можете с её помощью сориентироваться “на местности”.

На другой берег я переходила по Мякинному мосту.

Увидев с Мякинного моста на северном берегу Ройса, в так называемом Большом городе, крепостную стену, я двинулась её осматривать. Не скрою своего небольшого разочарования: то, что виделось частью крепости (мною предполагалось как крепость), оказалось сохранившимся участком девятибашенной стены “ Museggmauer” (Музеггмауэр) длиной около 870м. – по описанию, наиболее сохранившееся “оборонительное сооружение Швейцарии”. Побродила по холму, рассматривая башни – на некоторых были весьма хорошо сохранившиеся рисунки, сделала пару снимков. Посмотрела на город с относительной высоты и спустилась вниз на стеклянном лифте – в нём лишь пол был непрозрачным. Лифт опустил меня к очень симпатичным домам современного вида.

Дальше мой путь лежал в сторону творения датского скульптора Торвальдсена (1821г.) - "Умирающего льва” – выбитого в скале льва, олицетворяющего, очевидно львиную мощь швейцарских гвардейцев, которые со всей присущей им мужественной добросовестностью защищали французского короля Людовика 16 при штурме дворца Тюильри в 1792г. Памятник до сих пор вызывает у многих совершенно диаметральные чувства – от резкой неприязни до полного восхищения. Но оставим швейцарцам самим разбираться с отношением к этому памятнику – он для нас лишь материальное напоминание о временах, когда швейцарцы охотно шли наёмниками в чужую армию. Реформация положила конец этому виду “заработка” рослых молодцов. Кстати, это место у памятника используется для проведения музыкальных фестивалей. А в воду возле памятника все туристы, по давнему, неизвестно кем заведённому обычаю, естественно, бросают монеты.

Продолжим в следующий раз.

До встречи! Людмила Жмурина.

Написать. О чём хотелось бы узнать дополнительно?

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.photo.switzspring
Отписаться

В избранное