10 октября 1932 года на Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС) состоялся торжественный митинг, посвященный запуску первой очереди станции — пяти энергоблоков.
ДнепроГЭС был построен согласно ленинскому плану государственной электрификации. В его разработке принимали участие свыше 200 инженеров и ученых во главе с Глебом Кржижановским. Планировалось построить 30 электростанций общей мощностью 1,5 млн. кВт.
После смерти Ленина горячим сторонником строительства Днепровской ГЭС стал Лев Троцкий. Сталин любил высмеивать ”фантазии” своего главного конкурента в борьбе за власть. «Построить Днепрогэс, - говорил он, - это все равно, что дать крестьянину иглу от патефона без самого патефона». Впрочем, достаточно много идей Троцкого позже Сталин воплощал в жизнь как свои собственные. Так произошло и с Днепрогэсом.
В 1925 году профессор Иван Александров разработал технический проект электростанции. Автором архитектурного проекта был Виктор Веснин. 15 марта 1927-го возле Запорожья взвился красный флаг с надписью ”Днепрострой начат”.
Кроме выработки дешевой электроэнергии, станция должна была решить проблему судоходства Днепра. Ведь его русло пересекали девять порогов. Ниже были уникальные исторические места — Запорожская Сечь и крепость Кодак. Под затопление попадали 22 населенных пункта. Именно из-за большого количества памятников истории, архитектуры и культуры электростанцию на Днепре не осмелились строить царские инженеры. Но большевиков это не остановило.
Строительство сопровождалось огромной пропагандистской кампанией. По всей стране происходили собрания и митинги. Трудящиеся перечисляли в фонд строительства часть заработка. Уже 1 апреля 1927 года в фонде Днепрогэса был 1 млн руб. Однако только импортное оборудование для ГЕС стоило 30 млн. Потому большевики прибегли к массовым поборам с крестьян: отбирали скот, зерно и другую сельхозпродукцию.
Сооружение велось под эгидой ОГПУ. Самой массовой рабсилой стали «зэки». Рядом с ними работала сельская молодежь, бывшие белые офицеры, анархисты и священники, кулаки и аристократы. Например, в земельно-скальном отделе трудились сыновья двух царских адмиралов и бывшая графиня. Заведовал складом полковник-деникинец, а медицинскую часть возглавляла жена адвоката экс-руководителя Временного правительства Александра Керенского.
Землекопы и чернорабочие были преимущественно из местного населения. Довольно много людей нанимались ради номерка в столовую и места на ночлег в бараке. Дня не проходило без драк, краж, попоек. Милиция по ночам устраивала облавы. Нарушителей дисциплины вывозили за 40–50 км от стройки и там бросали.
Основными орудиями труда были лопата, кирка, тачка и грабарка — подвода, на которой вывозился грунт и доставлялись стройматериалы. Люди вгрызались в землю, долбили каменные глыбы, и метр за метром отвоевывали место для ГЭС.
О технике безопасности никто не заботился, поэтому рабочие часто погибали, получали травмы, неизлечимые болезни. Как-то на укладку бетона поставили 16–20-летних девушек. Они должны были утаптывать его босыми ногами. А, чтобы увеличить вес «топтунов», им на плечи клали мешки с камнями.
Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Однако Сталин посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства Александра Винтера - 10 октября.
На пуск прибыли председатель Всесоюзного центрального исполнительного комитета Михаил Калинин, нарком промышленности Серго Орджоникидзе, первый секретарь ЦК КП(б) Станислав Косиор, французский писатель Анри Барбюс. Из воспоминаний свидетеля, «два дня шли банкеты в ресторанах на правом и левом берегу. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов
стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает!»
После завершения строительства Винтера избрали академиком АН СССР, хотя он не имел опубликованных научных работ. В представлении академики Кржижановский и Крылов написали: «Достаточно того, что он построил ДнепроГЭС».