Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как работают иностранные фоторепортеры.


 Фотография: вчера, сегодня, завтра   

Как работают иностранные фоторепортеры.

Эта статья попалась мне не так давно на страницах «Советского фото» за 1929 год. Похоже, в работе фоторепортеров с тех пор мало что изменилось. Итак...


Как работают иностранные фоторепортеры.

Взаимная конкуренция капиталистической печати и погоня газет за сенсацией во что бы то ни стало накладывают свой отпечаток и на работу заграничного фотографа-репортера, которому приходится главное внимание обращать не на фотографическую сторону своей работы, а на экстренное изготовление и доставку снимков в редакцию: он должен опередить всех «конкурентов» — своих же товарищей по профессии.

Заграничному читателю сенсацию нужно подавать каждый день. В результате – незначительный в общественном отношении факт возводится в газетное «событие», и на его описание и засъемку направляется энергия газетных работников.

Например, после полудня где-нибудь в центральной Германии обрушился мост, а уже на следующее утро в берлинских и гамбургских газетах появляются подробные снимки этого происшествия. Читатель к такой быстрой подаче материала привык и даже не задумывается над тем, какой путь совершила иллюстрация в течение 18 часов, прошедших с момента происшествия до ее появления в утренних газетах.

Когда весной 1927 г. в Сильтере (Германия) состоялось открытие нового мола имени Гинденбурга, в 11 часов утра специальный поезд привез к молу самого Гинденбурга и почетных гостей, а в 3 часа 10 минут того же дня (то есть через 4 часа!) на улицах Гамбурга уже продавался вечерний выпуск гамбургской газеты, в иллюстрированном (меццо-тинто) приложении к которой был помещен снимок момента прибытия Гинденбурга на мол. Каким образом удалось это сделать?

Оказывается, в 9 час. 30 мин. утра из Гамбурга вылетел специальный аэроплан с репортером и фотографом газеты. За четверть часа до прибытия поезда с Гинденбургом аэроплан находился уже над молом, покружил над ним, спустился почти к самой воде, на лету заснял подошедший поезд и умчался обратно в Гамбург. Пластинки проявлялись в кабине аэроплана, и к моменту прибытия самолета в Гамбург негативы были совершенно готовы. Автомобиль, дежуривший на аэродроме, тотчас же доставил негативы в фотомеханическое отделение газетной типографии. Тут началась столь быстрая работа по изготовлению диапозитивов и травлению медных валов ротационной машины тифдрука, что за несколько минут до 3 часов дня первые экземпляры иллюстрированного приложения уже лежали на редакционном столе, а в начале четвертого часа газета продавалась на улицах города.

Здесь уже поражает быстрота полиграфических (в данном случае меццо-тинто) процессов, и здесь есть чему позавидовать. В наших условиях от момента сдачи фотоснимков в типографию до момента начала печатания вкладных иллюстраций меццо-тинто, даваемых в текущем году читателям «Советского Фото», проходит... две недели. А ездившие недавно в Японию советские журналисты вспоминают, что когда они явились для осмотра одного крупного японского газетного предприятия, то при входе они были сфотографированы; после тридцатиминутного осмотра типографии — журналистов пригласили к завтраку, при чем у каждого прибора лежал свежеотпечатанный номер газеты с фотографией гостей, снятой у входа за полчаса до этого. Проделать в полчаса путь от фотоаппарата до газетного листа — это действительно завидное достижение.

Однако, вернемся к фоторепортерам. Пока еще не существует широко развитой и вполне совершенной передачи фотографических изображений по радио, заграничным фоторепортерам приходится быть в постоянном нервном напряжении, вечно ловить секунды и случай. В работе могут произойти различные затруднения: министры могут выйти через другой выход, зрители могут толкотней помешать съемке, в помещении может не хватить света для съемки. Современные аппараты, оптика и негативный материал делают фотографа почти независимым от погоды при съемке на открытом воздухе: дождь, туман – все это сейчас не может сделать съемку невозможной. Но в закрытом помещении (зал заседаний, рабочий кабинет) фотограф не может работать без искусственного освещения; с магнием не везде позволяют работать, и часто приходится организовывать сложное электрическое освещение, устанавливать прожекторы. Большинство исторических моментов проходят теперь не в торжественной тишине, а под гул юпитеров и прожекторов, яркими снопами освещающих снимаемое. Впрочем, большей частью фотографы пользуются светом за счет производящих киносъемок.

Но подлинная спешка заграничного фоторепортера начинается только тогда, когда снимок уже сделан. Пластинки проявляются в номере гостиницы, в кладовке при ближайшей пивной или тут же на месте съемки в переносном приспособлении, или же отвозятся в кассетах на вокзал, а если возможно, то на аэродром. Железнодорожное и воздушное расписание должны быть изучены фотографом, все транспортные и почтовые возможности должны быть точно учтены, чтобы никто другой не опередил, чтобы пластинки были доставлены в редакцию наискорейшим путем. Подпись к снимкам и описание события передаются по телефону. И когда, в результате напряжения сил и воли и ряда технических ухищрений – все, казалось бы, закончено, и фотограф готовится ехать домой в Берлин, - иногда он получает телеграмму в роде: «Немедленно вылетайте Париж, там обвал дома, шлите три снимка»...

Обвал дома сам по себе не такое уж событие, но читателю нужна очередная «сенсация», другие газеты могут опередить, - и работа фоторепортера начинается сначала.

В большинстве случаев – спешка, гонка за временем – в работе заграничного фоторепортера сенсационнее, чем сама сенсация, за которой гонятся.

Поэтому не следует удивляться, что в то время как у нас читатели знают имена ряда выдающихся советских фоторепортеров, знают их работы и их «лицо» — имена заграничных фоторепортеров публике неизвестны: все они спешат, все они работают под один шаблон, и даже журналы, помещая их снимки, подписывают их обычно не фамилией фотографа, а названием агентства, для которого фоторепортеры работают.

Е.


 

До встречи,
Анатолий Белоусов.


Правила переписки:
Ваше письмо может быть процитировано в рассылке. Гарантированно не публикуются только письма, авторы которых специально об этом просят. Если e-mail находится в теле письма, он тоже может быть опубликован.

В избранное