Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта ФотоФорум.ru


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Доброго времени суток, уважаемый подписчик!

Из произведенных на сайте изменений хочу отметить следующее. Изменен порядок посылки (постинга) сообщений в конференции сети ФидоНет, которые зеркалируются на сайте (fido7.ru.photo и fido7.ru.photo.digital). Ранее я установил щадящий для посетителей порядок, согласно которому не надо было проходить процедуру регистрации на гейте (шлюзе) Интернет-Фидо. Однако, данный упрощенный порядок позволял некоторым товарищам посылать тестовые сообщения, не указывать своего реального имени (что противоречит правилам ФидоНет), а также указывать анонимный адрес e-mail. Старый порядок вызвал законное недовольство модератора и мне пришлось ввести более длинный, но тем не менее, правильный и законный порядок постинга сообщений в конференции Фидо.

Цифра прочно вошла в жизнь большинства фотографов, хотят они этого или нет. Моя собственная точка зрения постепенно менялась с осторожного неприятия до осознанного желания заниматься цифровой фотографией (однако, от желания до реализации возможен достаточно долгий путь). На первых порах, основными мотивами неприятия цифровой фотографии были для меня низкое качество, непомерная дороговизна и слишком быстрая смена поколений оборудования. На последнем пункте хочется остановиться особо. Во времена безраздельного господства пленки покупка качественной аппаратуры позволяла вложиться по крайней мере на 10-15 лет вперед. Цифра сродни процессорной гонке - новые поколения появляются каждые полгода-год, через пару лет не захочется смотреть на безнадежно устаревшую модель. Поэтому при существующих (пусть уже и не заоблачных, но все равно высоких) ценах, оборудование цифровой домашней фотолаборатории для любителя несколько дороговато, учитывая то, что многое придется сменить через пару лет. Однако, перспектива избавиться от минилабов весьма и весьма воодушевляет. Ну что-же, подождем, когда цифровые камеры подешевеют до уровня обычных периферийных компьютерных устройств.

Это было вступление перед началом публикации цикла статей о сканировании Константина Бочкова (http://scanclub.narod.ru/), которые, надеюсь будут полезны подписчикам и посетителям сайта. Вскоре эти статьи (с разрешения автора) появятся и на ФотоФоруме.

Сканирование - это просто

Оригиналы для сканирования

На сегодняшний день изобретено много способов ввода информации в компьютер. Это традиционный набор текста с клавиатуры, нетрадиционный, но стремительно развивающийся голосовой ввод и текста, и команд управления компьютером, когда разнообразные датчики передают информацию в инженерных приложениях.

Мне бы хотелось поговорить в этой статье о сканировании. Именно сканер стал тем устройством, с помощью которого в компьютер попадает огромное количество информации. Например в цветной полиграфии изображения, полученные сканированием имеют долю близкую к 95% по отношению к объему всей информации, заключенной в публикации. Мегабайтный "вес" изображений это еще не все, важнее трудоемкость обработки этой информации. Практика показывает, что доля трудоемкости сканирования и обработки изображений доходит до 50% общей трудоемкости допечатных процессов. Учитывая также то обстоятельство, что сейчас издательской деятельностью занимается большое число людей, прежде занятых инженерным трудом и вынужденных в силу современных реалий искать другое приложение своих сил, хотелось в этой статье помочь именно этой части новообращенных полиграфистов.

Задача сканирования обычно заключается в наиболее полном считывании информации с оригинала, т. е. его тонового и цветового диапазона, а также разрешения. При этом желательно по необходимости скорректировать недостатки оригинала с точки зрения последующего использования изображения. Например компенсировать нежелательный цветовой сдвиг, тоновый дисбаланс или подавить полиграфический растр оригинала.

Оригиналы

Слайд

Наилучшим является слайд профессионального формата (5х6 см, 8х11 см). Слайды обладают наибольшим диапазоном плотностей (разница между прозрачной пленкой и полностью засвеченной в единицах плотности равна 4). Для справки: у полиграфического оттиска этот диапазон равен всего 2. Из этого факта ясно, что мы должны очень тщательно подходить к выбору белой и черной точки (самого светлого и самого темного места на изображении). Об этом мы поговорим ниже. Слайды обладают наибольшим разрешением из всех видов оригиналов (эта величина характеризует количество мелких объектов, например штрихов, на единицу длины, различимых на оригинале). Для слайдов эта величина близка к 100 линиям на миллиметр. Отсюда можно сделать вывод, что разрешение слайд-сканера не должно превышать 2540 dpi (1 мм - 100 линий, 25,4 мм - 2540). Это не совсем так. Здесь тот же вопрос что и с выбором коэффициента качества сканирования (об этом тоже поговорим ниже), для качественного воспроизведения деталей желательно иметь 2х - 3х кратный запас по разрешению сканера. Это даст возможность передать все детали оригинала и подавить зерно пленки.

Фотография

Следующими по качеству после слайдов идут фотографии. Их диапазон плотностей намного ниже и близок к полиграфическому, поэтому проблема сохранения тонового диапазона стоит еще острее. Так же намного крупнее зерно фотобумаги и увеличение при печати фотографий на самом деле ухудшает детальность оригинала. Только в том случае, когда ваш сканер не обладает достаточным оптическим разрешением при сканировании прозрачных оригиналов, следует предпочесть фотоотпечатки. Еще одна проблема - сканирование цветных негативов. В наше время широко распространилась технология цветной фотопечати таких фирм как Kodak, Fuji и др. Обычно в нашем распоряжении есть и негативы и отпечатки с них.

Негатив

Если ваш сканер обладает достаточным разрешением и его программное обеспечение позволяет корректно компенсировать сдвиг цвета в эмульсионном слое пленки конкретного производителя, то следует предпочитать негативы. Нужно только помнить, что при сканировании негатива градационная кривая меняет направления осей на 180 градусов и стандартная гамма равная 1,5 должна быть изменена до 1/1,5=0,67. Отпечатком можно пользоваться как справочным материалом, если конечно ваша система правильно откалибрована и Preview адекватно отображает результат последующего сканирования.

Полиграфический оттиск

Наихудшим из оригиналов считается полиграфический оттиск. Помимо того, что он обладает самым узким диапазоном плотностей, зависящим от типа бумаги, подачи краски, ламинирования и других причин, бумажный оригинал содержит полиграфический растр, точнее четыре растровые структуры, развернутые под различными углами. При сканировании эти растры накладываются на матрицу, генерируемую сканером, а в дальнейшем при выводе фотоформ растрируется в третий раз. Эти многократные наложения растровых структур приводят к муару - возникновению нежелательной регулярной структуры низкой частоты на оттиске.

Муар

С муаром приходится бороться на этапе сканирования при помощи операции descreen или сглаживанием blur в программах типа Adobe Photoshop. Это приводит к потере резкости и такое изображение можно использовать только с уменьшением. Надо сказать, что муар проявляется в разных каналах по-разному и часто бывает достаточно подавить его в некоторых каналах. Кроме этого полиграфические оригиналы обладают очень низким разрешением, равным линиатуре печати - 80-175 lpi и сканировать их с более высоким разрешением имеет смысл только с точки зрения подавления муара. Уголковая дифракционная решетка С этой целью можно посоветовать отсканировать один и тот же оригинал в пакетном режиме с различными значениями разрешения и descreen, а затем отобрать наилучший вариант. Образование муара можно увидеть на экране монитора, если наблюдать изображение в реальном масштабе, т. е. в таком как оно будет сверстано в публикации. Обычно для разрешения изображения в 300 dpi это 33%, а для 225 dpi - 50%. Линиатуру печати на глаз для начинающего полиграфиста определить трудно, и для этого можно воспользоваться уголковой дифракционной решеткой. Ее обычно можно получить в сервисных бюро, вместе с массой других полезных линеек и приспособлений. При наложении этой решетки на оттиск возникают все те же муаровые узоры, центры которых, совпадают или кратны линиатуре полиграфического растра.

Сканированные реальные объекты

Так как многие сканеры обладают значительной глубиной резкости, то можно рассмотреть в качестве оригинала реальные объекты. Мне известны случаи, когда на этикетках появлялись отсканированные свежие яблоки и апельсины. Надо только позаботиться о более равномерном освещении, например накрыть это яблоко конусом из белой бумаги. Некоторые умельцы умудряются сканировать этикетки не отклеивая их с бутылок. Для этого они прокатывают их по стеклу сканера со скоростью движения лампы. К сожалению на выбор оригиналов мы часто не можем повлиять как нам бы этого хотелось. Приходится выбирать из того что есть у Вас и вашего заказчика, так как на оригинальную съемку бюджет не запланирован.

Монтаж

Теперь перейдем к монтажу оригиналов на рабочей области сканера. У сканеров офисного и домашнего класса с этим моментом дела обстоят плохо. Они часто укомплектованы лишь 2-3 рамками не очень подходящими для продуктивной работы. При монтаже слайдов очень важно выдержать тонкий равномерный воздушный зазор между пленкой и стеклом сканера.

"Кольца Ньютона"

В противном случае Вы можете получить на отсканированном изображении "кольца Ньютона". Это дефекты, подобные муару, но имеющие замкнутую концентрическую структуру, по форме повторяющие пятно контакта слайда со стеклом. Ретушировать подобные дефекты крайне сложно, особенно если этим дефектом поражены области изображения, насыщенные деталями. Для борьбы с "кольцами Ньютона" предлагаются различные спреи и масла. Их наносят между стеклом и слайдом и тем самым устраняют воздушный клин. Масло также помогает бороться с царапинами на пленке. Но это не очень удобные средства. После их применения необходимо мыть и слайд и стекло сканера.

Рамки для слайдов

Лучше и дешевле изготовить самостоятельно достойные рамки для слайдов. Для этого подойдет мелованный картон, например от упаковок бумаги к струйным принтерам EPSON. Макетным ножем вырезаются рамки 3-х типоразмеров: под 35-мм пленку, под слайды 5х6 см и под слайд 9х11 см. Слайды или неразрезанная пленка задвигаются по направляющим и это дает возможность максимально полно использовать площадь стекла, направляющие не дают возможность пленке коробиться от тепла лампы в процессе сканирования и создают гарантированный равномерный зазор между ней и стеклом. Наилучшим решением было бы конечно совмещение подобных фабричных рамок с технологией фирмы AGFA Duoscan. В этой технологии отсутствует стекло при сканировании прозрачных оригиналов, но рамки в этих сканерах таковы, что позволяют сканировать только 4 слайда 5х6 см. Непонятно почему фирма UMAX в своем популярном полупрофессиональном сканере PowerLook 3000 не пошла по этому пути. Достаточно было лишь сделать стекло съемным, с возможностью замены его на набор рамок различного формата. Неплохо было бы сделать еще подсветку под стекло для удобства монтирования и контроля установок сканирования, а так же закрепить зеркало на крышке, для удобства работы оператора. Впрочем я рискую здесь предлагать известные вещи, уже реализованные на других более серьезных моделях.

Продолжение следует...

Константин Бочков
(http://scanclub.narod.ru/)

По всем вопросам, связанным с данной статьей, обращайтесь к автору.


Обухов Николай
admin@photoforum.ru
http://www.photoforum.ru/


Рейтинг ресурсов УралWeb



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное