Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Послевкусие


Послевкусие

Понедельник Июнь 11, 2012 

Вибрация двери, захлопнутой мною, долго отзывалась у меня в каждом нерве, что было слабой заменой той заслуженной оплеухи наотмашь по скуле, которую она бы получила на экране по всем правилам теперешних кинокартин.

Владимир Набоков. Лолита

Послевкусие – один из важнейших элементов художественного произведения. Нечто потустороннее, за пределами текущего мгновения. То, что невозможно почувствовать, внимая ощущаемому. То, чего нельзя ни предположить, ни квалифицировать здесь и сейчас, пока мы любуемся изображением, плывём на волнах мелодии или погружаемся в глубь стихотворения. Послевкусие наступает после того, как мы распробовали художественное, приходит только лишь по окончании восприятия. Вот – мы отвернулись от картины, закончила звучать музыка, закрыта книга. Произошло расставание с творением художника. И только тогда наша душа, оглушённая впечатлениями, медленно прозревает, начинают различаться тончайшие узоры, творимые уже нашим собственным воображением, пробудившимся под воздействием того, что только что закончилось.

Не все произведения наделены послевкусием (вот вам ещё один признак художественности). Не всегда его можно ощутить даже там, где оно есть: после расставания с произведением необходима роскошь одиночества, иначе яркие краски, громкие звуки и навязчивая информация заткнут всколыхнувшееся было воображение, не дадут ему разродится невесомыми паутинками фантазии. В конце концов, не каждому дано испытывать это ощущение: оно требует творческой энергии, которая есть не у всех.

Послевкусие нельзя путать с художественной выразительностью, это разные явления. В некоторых случаях второго может и не ощущаться, а первое возникает. Как, например, в рассказе Юрия Пахомова «Тесть приехал» и в фильме «Послесловие», почти буквально снятом по этому рассказу Марленом Хуциевым. Невыразительная история, навязчивое гостевание престарелого родственника, который и чужой, и непонятный, и раздражает. До тех пор, пока внезапно не уехал. Но на этом история и кончается! И тут неожиданно перед читателем (или зрителем) раскрывается весь её сочный художественный смысл, никак, вроде бы, не подготовленный содержанием. Чтобы состоялась такая громадная творческая удача, художник должен испытать истинное озарение. Испытать – и суметь воплотить его. Воплотить, не подав и виду, что озарение зрителя подспудно готовится, ибо оно произойдёт лишь потом, после того как финальный аккорд повествования отзвучит и будет поставлена точка.

Если говорить о фотографии, живописи, графике, скульптуре – об искусстве, предназначенном для зрительного восприятия, то проявлением послевкусия здесь будет навязчивое, непреодолимое желание взглянуть на изображдение вновь. С ощущением, будто было в нём что-то такое, что не поддалось осознанию сразу, и где-то в глубине засело и не отпускает, манит, притягивает к себе, чтобы наконец проявиться. Мы возвращаемся к изображению, но вновь отступаем, не в силах понять, что же нас влекло к нему. И так может произойти не однажды. Возможно, жизнь, как произведение искусства, тем и ценна. Ведь каждое утро мы открываем глаза с невыразимым недоумением: ну что в ней такого, в нашей жизни, что мы так дорожим ею, почему, ну почему же так хочется жить, даже если жизнь порой и невыносима? Может быть, потому, что каждое событие жизни ценно не только предвосхищением и переживанием, но и послевкусием, которое заставляет нас вновь и вновь возвращаться к ней, не в силах понять что-то самое главное.

Послевкусие

Послевкусие

Послевкусие

Как ни терзает жажда,
Напиток жизни пей
Не торопясь: ведь дважды
Не повториться ей.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Алексей Лихоманов
Название изображения: «Чайная церемония»
Источник изображения

На первый взгляд, в этой фотографии нет ничего такого, что могло быть заставить зрителя переживать что-либо, с ней связанное, после того, как он перестанет на неё смотреть. Кроме, разве что, эффектного жеста персонажа, мастерски укрощающего струю кипятка. Но если по расставанию с кадром не выбить увиденного из сознания новым ярким впечатлением (например, просмотром следующего достойного внимания изображения), то удержаться от возвращения к нему будет сложно. Есть в этой фотоработе несколько тонкостей, разобраться с которым можно, лишь прекратив смотреть на неё. Стоит попробовать! Ведь её автору улыбнулась несомненная творческая удача, имя которой – послевкусие.

Filed Under: Люди, Ракурс, Фотография, Художественная

В избранное