Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Знамение


Знамение

Суббота Январь 14, 2012 

Если опасаешься заговора, организуй его, тогда все, кто мог бы к нему присоединиться, окажутся у тебя под колпаком.

Умберто Эко. Маятник Фуко

Подсознательное кусает и своих надсмотрщиков.

Умберто Эко. Маятник Фуко

Замечено, что часто, если не всегда, диалог оказывается феноменальным концентратом противоречия: общаясь во имя обмена мнениями, информацией или настроением, собеседники слышат не то, что им говорится, а то, как они интерпретируют услышанное. Причём, чем выше интеллект, тем глубже эта интерпретация и тем глуше мы в разговоре. В словах другого люди склонны искать подтверждения своему мнению, осведомлённости или настроению, и исключения из этой склонности редки даже среди психологов. Заранее сложившийся взгляд на вещи продиктован нам обстоятельствами, при которых у нас не было возможности высказываться в ответ: впиталось то, чему нельзя было противопоставить свою значимость. Книги, фильмы, Интернет, телевизор или даже подслушанный разговор влияют на нас больше, чем общение с мудрецом, по той простой причине, что внимая мудрецу, каждый всё же заботится о том, чтобы не выглядеть в его глазах идиотом. Полученное же безответным путём внедряется в голову подспудно, минуя этот барьер.

Вот почему электронные коммуникации с таким успехом отгрызают у реальности огромный кусок: виртуализация избавляет нас от тягостной необходимости заботиться об имидже. Но – не освобождает этим, как может показаться на первый взгляд, а напротив, порабощает информационным давлением, от которого нельзя защититься, поскольку тогда уже просто не возникает нужды в этом. Чиновник в мэрии вынужден значительную часть своих доходов и времени тратить на то, чтобы выглядеть и слыть презентабельным и компетентным. Но стоит ему уволиться и стать фрилансером, как труд в пижаме и поедание супа непосредственно из кастрюли быстро снизят его сопротивляемость информационному прессу.

К чему приводит снижение такой сопротивляемости? К тому, что всякое явление реального мира человек становится склонен воспринимать в качестве подтверждения своим костенеющим установлениям, полученным из непроверенных источников. Если же реальность вступает в противоречие с убеждениями, то она игнорируется. Так появляются теории заговоров, эзотерические учения и философии успеха. Те, кто попроще, начинают искать подтверждения приметам, изучать фэн-шуй и обсуждать битвы экстрасенсов. Художники же к этой категории не относятся, и поэтому пытаются обратить открытые ими законы себе на пользу. Но фикус в том, что творить-то приходится для тех, кто засыпает под ящик, утомлённый научно обоснованным передвижением мебели в пределах своей квартиры. Как быть?

Выход напрашивается сам собой: чтобы тебя ценили, подыграй ожиданиям толпы, надели свои работы тревожной символикой, внедри знамения в свои работы, и пусть у каждого твоего зрителя останется свобода личной интерпретации, а у каждой группы – свобода мировоззренческого толкования. А сам с таинственным видом стой в сторонке, никогда не раскрывая рта по поводу того, что это было и как это было на самом деле. Народ любит читать знаки и ощущать себя сопричастным таинственным истинам. Задача художника – всего лишь пробудить это чувство в зрителях и не дать ему угаснуть своей неуместной болтовнёй. И если он последует по этому пути, то может стать пророком.

Знамение

Знамение

Знамение

Судьба стучится в двери, лезет в окна,
Забилась в уши, ноздри и глаза,
Налипла на ноги, испачкав потолок, но…
Намёк не ясен. Вот так чудеса!

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Анатолий Ящук
Название изображения: «Скворцы улетают»
Источник изображения

Бесценное «Ага, я же говорил!» должно прозвучать в жизни каждого человека хотя бы раз. Художник, уже в силу самого рода своей деятельности, наделён средствами спровоцировать это восклицание в устах зрителя. И тут уже неважно, что будет предметом его творческого внимания: апокалипсические завывания или ловко подмеченный ракурс, главное – суметь это преподнести с самым таинственным видом. Упустить такую возможность непростительно для художника. И в этом смысле представленная работа, конечно же, ни в коем случае не имеет права быть перечеркнутой с такой безжалостной прямолинейностью: «Скворцы улетают». Куда элегантнее было бы, всё-таки, «Знамение».

Filed Under: Животные, Пейзаж, Ракурс, Символизм, Факт, Фотография

В избранное