Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: В подарок дар


В подарок дар

Воскресенье Июль 31, 2011 

Искание Бога: тоска всякого пса по хозяину; дайте мне начальника, и я поклонюсь ему в огромные ноги.
Владимир Набоков. Дар

Мы не боги, в самом деле, чтобы страдать всеми страданиями мира, печалиться всеми его печалями!..
Сергей Снегов. Люди как боги

В мире человеческих взаимоотношений подарки обратились в ритуал и обросли корыстью: они либо вынужденны, во имя соблюдения приличий, либо подразумевают ответную благодарность в различных формах. И только Бог, казалось бы, бескорыстен: он наделяет без разбору подарками судьбы любого, взамен не требуя отдачи и не боясь показаться бестактным. Ещё бы, зачем Ему это, если Он абсолютен? А молитвы придуманы церковью, это всего лишь ритуал, обычно не осмысляемый. Но это только на первый взгляд так. В действительности, всё гораздо хуже: человек, получая от Бога подарок, проявляет свою неблагодарность не тем, что не выражает благодарности, а тем, что втайне надеется быть сверх того вознаграждённым за праведные порывы, вызванные высокими помыслами. Вот это уж и в самом деле свинство. Причём, не в отношении Абсолюта, Он необидчив, а по отношению к себе.

Но, увы, такова природа веры, да и человеческого в целом: Бог, Абсолют и Высшая истина в нашем понимании – всего лишь вершина иерархической лестницы, что-то вроде стратегического ориентира в карьерном росте. Если не позволить людям задуматься над ответом, а только констатировать ощущения большинства, то Бог у нас окажется всего лишь тем, у кого всё есть, и кто может себе позволить всё, что пожелает. И вот, возможность обустроить собственную судьбу в этой плоскости представляется, как способ зарекомендовать себя в глазах высшей инстанции, договориться о ренте и получить в иерархии наивысшее из возможных мест при наименьших усилиях для его получения. Чтобы, в результате, у тебя было, по возможности, всё, и чтобы с этим всем ты бы мог, по возможности, делать то, что тебе заблагорассудится.

И очень редко кому приходит в голову, что приближение к истине, как и расширение возможностей, возлагает на приближающегося и располагающего такое бремя, которое с каждым шагом всё сильнее придавливает и, в конце концов, расплющивает. Это та самая печаль, что кроется во многом знании, та самая ответственность, что налагается свободой, и та бездна греха, что отравляет любую власть. Так не разумнее ли было бы вначале распробовать то, что и так подарено каждому – жизнь собственную, прежде чем неизбежно подавиться безграничностью манящих перспектив? Пьянящим ароматом свежих яблок страсть к жизни врывается в наши ноздри, и мириады сочных плодов, разбросанных по саду судьбы у нас под ногами, так соблазнительно отвлекают нас от одного-единственного, лежащего перед нами, одного – но единственного своего.

В подарок дар

В подарок дар

В подарок дар

Судьбу любую можно примерять
К своей судьбе, и в том искать печали,
И за печалью той не замечать
Вкус жизни собственной, дарованный вначале.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Антон Сеньков-Мельник
Название изображения: «Дар»
Источник изображения

Что же это? Чья божественная кисть коснулась полотна? Дюрер? Рафаэль? Леонардо? Быть может, это Магритт скрывает под маской ренессанса свой парадоксальный подвох? Или Вермеер прокрался в современность сквозь пороги авангардизма? Почему преследует устойчивое ощущение давнего знакомства с этим сюжетом, но не удаётся найти первоисточника, с которого сделан ремейк? Женская фигура, нежность которой угадывается под барельефом грубой ткани. Полуулыбка, обращённая к яблоку, расположившемуся на фоне изобильной россыпи ему подобных. Стена с окном, отделяющая фигуру от лаконичного сада. Небесная зелень, обрамляющая обездвиженные руки. И яблоко. Нет, это не плод познания добра и зла, это – дар судьбы, который предстоит принять, сосредоточившись на нём, или отвергнуть, соблазнившись прочими дарами, преподнесёнными другим. И, похоже, уже отвергнутыми ими. Принять подарок Бога – великое искусство, доступное немногим. Ибо вкус его часто горек, а вид предназначенного другим – соблазнителен… Бесспорно, выдающаяся работа, достойная восхищения.

Filed Under: Компьютерная живопись, Символизм, Фотография, Художественная

В избранное