Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Вынужденный живой


Вынужденный живой

Пятница Апрель 1, 2011 

Никакого толка в тебе не видно. Так всю жизнь наверху и проторчишь.
Аркадий и Борис Стругацкие. Град обреченный

Когда человек появляется на свет, его никто не спрашивает, хочет ли он быть. Наоборот, обычно все при этом присутствующие делают всё возможное для того, чтобы вновь прибывший внезапно не прекратил своего хрупкого существования. Его родители тоже не слишком задаются подобными вопросами: на счастье или на беду себе появляется их стараниями новая жизнь? Так надо. И даже на смертном же одре, если вообще такая возможность предоставляется, человек оказывается не в состоянии преодолеть привычных оценочных категорий, чтобы осмыслить пройденный путь: ну, дерево, ну, дом, ну, сына, ну и ладно. А то – и того нет. Но что же тогда есть? Чего ради, собственно, каждому человеку приходится преодолевать путь мучительных противоречий, кроме как для продолжения жизни на земле?

Универсального ответа не существует. Но зато есть множество персональных и групповых концепций, используемых в качестве ориентиров каждым человеком. Персональные ориентиры многообразны. Страх божий и подготовка к царствию вечному. Самопознание и развитие. Познание и преодоление. Любовь. Творческий экстаз. Созидание. Упоение властью. Стремление к свободе. Последовательное достижение локальных целей. Получение впечатлений. Чувственное удовлетворение. Потребление материальных удовольствий. Грёзы. Забытьё… Групповые ориентиры тоже различны. Религиозный экстаз. Мораль. Массовая культура и зрелища. Законы. Государство. Патриотизм. Пацифизм. Политика и борьба за власть. Общественная активность и борьба за материальные блага. Наука. Эзотерика. Объединения. Трудовые коллективы. Война…

Заблудиться в таком лабиринте немудрено. Слишком мощно и пёстро обрушивается на новорождённого мир. И у крошечного пищащего комочка, который счастливая мать прикладывает к груди, и который спустя несколько лет свяжет свою самоидентификацию с одним из перечисленных установлений, имеются все шансы попасть не туда, промазать, ошибиться и, в конце концов, прожить ту самую жизнь, единственной опорой которой станет слепое следование традиционным ценностям и нарочитое, панически-категоричное отрицание малейшего сомнения в правильности избранного пути. Ибо такое сомнение чревато фатальным обессмысливанием и без того достаточно бессмысленной жизни. Пусть уж идёт, как идёт, хоть так, чем совсем уж никак.

И вот шагают по улицам городов-миллионников, плетутся по задворкам периферийных трущоб, месят сельскую грязь и топчут пыль бесконечных дорог потерянные люди, избравшие в качестве ориентира заимствованный сценарий, одну из пёстрых карнавальных лент общечеловеческой круговерти, не своё, чуждое, постороннее. И маются ежедневно, гонимые будильником заскорузлых истин на ненавистную работу, общаясь с отвратительными для себя персонажами, делая то, что не приносит никакой радости, вынужденно живя. И маются еженощно, не в силах заснуть по давлением пугающей пустоты, замещающие её вселенское молчание телевизионными иллюзиями и заглушающие звон тишины в ушах алкоголем. И ищут спасения в общении с такими же, как они, потерявшимися, в дружбе ли, в семье ли, и не находящими его, бессильно скрежещущие во сне зубами от абсолютной невозможности что-либо изменить. Потому что дом, семья, работа, привычки, насиженные стены, социальный статус, смутная вера в разделённость мира на добро и зло, а главным образом, навязанные личным опытом иллюзии не пускают их, вынужденно рождённых, к свободе от себя самих.

Вынужденный живой

Вынужденный живой

Вынужденный живой

Раз уж родился – так гони
навязчивую мысль:
«Я бог», «Я раб», «Я благ», «Я наг»,
«Я червь» иль «Я министр».
Кем бы тебя ни нарекли,
кем бы себя ни счёл –
Не суть, но роль, того, кто в мир
неназванным пришёл.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Enisey A.
Название изображения: «***»
Источник изображения

В этой фотоработе – редкий случай, когда отсутствие названия действительно значимо, действительно имеет смысл. Смешение полов – один из самых простых и выразительных способов социального обезличивания. Смешение чувств зрителя, вызываемое таким эпатажным способом – всего лишь крохотная щель в сплошном заборе общепринятых установлений, на которых держится общественное бытие и которыми уничтожается бытие личное. Через эту крохотную щель пробивается луч света, слепящий каждого, кто рискнёт припасть к ней, чтобы лицезреть свободу от навязанных иллюзий. Для многих такая интенсивность света будет смертельной, ибо лишит возможности ориентироваться в привычном кротовом полумраке реальной действительности. Но это единственный способ преодолеть вынужденность существования и наполнить его осознанным смыслом. Другими словами, быть свободным и счастливым может лишь тот, кто действует в соответствии со своим предназначением, а не с требованиями навязываемых ролей. Только кому-то удаётся сходу уловить это своё предназначение и заботиться лишь о том, чтобы не отступать от него, кто-то ищет его всю жизнь, преодолевая и себя, и обстоятельства, а множеству и множеству несчастных сей поиск чужд, потому что и страшен, и болезнен. Они суть вынужденно живые, и град их обречён, и участь их печальна, как участь всех мертворождённых.

Filed Under: Модернизм, Фотография, Эротика, Юмор (фото)

В избранное