Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Таинство женственности


Таинство женственности

Воскресенье Октябрь 3, 2010 

Не существует критериев, чтобы знать с самого начала, хороша аналогия или плоха, ибо любая вещь напоминает любую другую вещь под определенным углом зрения.
Умберто Эко
. Маятник Фуко

Наше мышление структурировано так, что впечатления о мире укладываются в систему восприятия по механизму подобия, как если бы каждый камень, укладываемый в стену, обтачивался по шаблонам тетриса. В этом нет ничего удивительного. Ведь если бы разум вынужден был оперировать элементарными единицами, среди которых нет ни одной идентичной уже известным, то он бы перегорел. Удивительное состоит в другом: те камни, которые не укладываются в шаблоны нашего логического тетриса, отбрасываются в сторону. Те микрочастицы восприятия, что не соответствуют заданным критериям, опускаются разумом, как несуществующие. В результате вокруг возводимого мировоззрения образуются горы мусора, изначально невидимого шлака, и мироздание постепенно начинает напоминать некий террикон, гору шлака вокруг угольной шахты. Здание растёт, мы становимся умнее, опытнее, мудрее, но вместе с ним растёт и пирамида вычеркнутого из восприятия шлака.

Вот почему временами, когда случается увидеть нечто неожиданное или стать участниками событий, к восприятию которых не выработано готовых схем, нас накрывает растерянность, парализует дезориентация, заклинивает в эмоциональный ступор. Результатом такого сбоя может стать прорыв в развитии (шлак обрушается оползнем) или психическая дисфункция (шлак погребает под собой). Поэтому его масса не должна становиться критической: время от времени каждому необходимо переключаться на нечто кардинально отличающееся от привычного, и тем перезагружать систему. Одна из ключевых функций искусства как раз и состоит в том, чтобы предоставить нам такую возможность. Именно для этого мы посещаем театры и музеи, открываем книги и вслушиваемся в симфонии. Те, кто попроще, довольствуются походом по магазинам, отпуском и бутылкой – но смысл действия тот же: мозг должен переключаться.

Но микроуровнем восприятия и житейской перезагрузкой структурирование не ограничивается. Оно распространяется и на более высокий уровень: общечеловеческой культуры, общественных установлений, морально-этических норм. Всё это точно также схематизировано и периодически зашлаковывается. Перезагрузками служат экономические кризисы, войны и революции: человечеству надо периодически выпускать пар, чтобы разглядеть, куда мчится паровоз истории и успеть подстроиться под грядущее. И тогда искусство активно включается в перестройку, выдавая затрещины общественному сознанию, чтобы то вовремя взбодрилось и не подвело в критический момент. Так в своё время расцвела Античность, грянуло Возрождение, вгрызся в сознание безжалостный XX век.

Сегодня под вопросом оказались сами основы бытия: человечество склеивается в информационный улей, и при этом взрывается индивидуалистическим размежеванием. Искусство на этой почве лихорадит, бросает в крайности, бьётся в судорогах. Одновременно наблюдаются невиданные доселе взлёты человеческого гения – и тут же разверзаются невообразимые бездны низости и цинизма. И к тем художникам, которым вдруг удаётся обратить заполонившую сознание товарность бытия простейшими нравственными истинами, спешит удача, и дух времени вкладывает в их руки невероятную силу.

Так, например, торгуя женственностью, современность утратила трепетную глубину этого понятия, выставив на показ «нехилые буфера без диет и тренировок» и всякого рода физиологические тонкости типа менопауз, овуляций и прокладок. Незаметно в общественном сознании женственность растворилась в лавине эпиляций, липоксаций, соблазнительности и чувственности. Никто толком себе уже не представляет, что женственность не имеет ничего общего с сексуальностью, гендерным равноправием, финансовым успехом или конкурсами красоты. Всё это как-то липко и отвратительно перемешалось, превратившись в дурно пахнущую бурую массу неопределённого состава и назначения. Как вдруг посреди этой печальной и безысходной картины выстреливает чьё-то выстраданное откровение (или случайный пассаж – неважно), который не кричит, не заставляет и не обещает сделать всё приятно и задёшево, а просто мягко – так мягко, что этого многие и не заметят – указывает на умопомрачительно простую мысль: а ведь для выражения женственности совсем не обязательно женское (или любое другое) тело.

Таинство женственности

Таинство женственности

Таинство женственности

Крыши Парижа. Безлюдно. Тихо.
Таинство западных грёз.
Женственный шёпот твой слишком тих, о
Белое Воинство Роз!

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Anna Gatling
Название изображения: «Белое Воинство Роз»
Источник изображения

Аналогия с женственностью зиждется в этой работе на тайном союзе монашеской чистоты с безупречным совершенством царского цветка. Женщина, посвятившая себя Богу, вдвойне притягательна, ибо одухотворена, и втройне – когда разделяет своё самоотречение с символом красоты и любви. И если вам до последней секунды не было понятно, что же перед вами изображено, значит, тест на чистоту образности пройден успешно, и теперь предстоит отстоять незапятнанную нежность своего восприятия перед лицом циников, которые решили, что на этой фотографии нет ничего, кроме сложенных зонтиков уснувшего кафе.

Filed Under: Город, Модернизм, Ракурс, Символизм, Фотография, Художественная

В избранное