Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Нежность прошлого


Нежность прошлого

14.05.2010 от Игорь Якушко

Весь их мир постоянной спешки, постоянных заумных разговоров, вечного недовольства и озабоченности, весь этот внечувственный мир, где презирают ясное, где радуются только непонятному, где люди забыли, что они мужчины и женщины, – всё это было далеко-далеко…

Аркадий и Борис Стругацкие. Далёкая Радуга.

Раньше воздух был чище, хлеб вкуснее, а женщины – красивее. В прошлом всё было по-другому, вздыхают старики. Всё было чище, светлее, искреннее. Солнце сияло ласково, вода в реке была прозрачной и колбаса пахла мясом. Всё было настоящее, сокрушаются они. И отчасти они правы: теперь всё какое-то пластиковое, это действительно так. Вокруг – сплошные суррогаты. Вместо макарон – растворимая лапша, вместо пляжа – солярий, вместо таинственной кудрявости – презентативный бикини-дазайн. Конечно, они правы: со всех сторон в мозг ломится сумасшедшая еда и лезут какие-то ненужные безумные предметы, которые надо успеть потребить в бешеном темпе. В себе с удивлением обнаруживаются невиданные доселе насущные потребности, без которых человек превращается в овощ. Кстати, об овощах: таинственные невидимые враги окружают со всех сторон: генно модифицированные организмы, вертикаль с мигалками, диоксиды с нитратами, платное среднее образование, кредитная кабала, излучения с видеонаблюдениями и страх потерять что-нибудь важное (здоровье, работу, фигуру, телефон) или даже неважное (совесть, такт, вкус). Ежедневная борьба с призраками: против коррупции, за модернизацию, как дать, чтоб взяли, как взять, чтоб не посадили, как не попасть в психушку, где добыть ещё денег). И так далее, и так далее. Действительность и в самом деле ужасна. Настоящее невменяемо, считают старики. И они почти правы. Но – не во всём.

Ведь прошлое, которым они живы, которым питаются, в котором черпают свою куцую жизненную энергию, за которое цепляются изо всех своих иссякающих сил, это прошлое на самом деле не было столь прекрасным. Там, за пределами лет, остались свои проблемы, которые не есть основа человеческой памяти, ибо думы о былых поражениях способны свести в могилу, но мысли о победах – от неё уберечь. Прошлое видится через этот оберегающий фильтр всеми, у кого оно есть. А ещё, особенно если это отдалённое прошлое, оно ощущается истинным раем, поскольку переживалось молодыми и здоровыми людьми. Которые бежали вприпрыжку просто от избытка сил, влюблялись без ума от свежести сердца и восхищались закатами от новизны ощущений. Их органы чувств работали на все сто, даря свидание с миром во всей его полноте. И это чистая правда: прошлое прекрасно – если принять во внимание субъективность восприятия действительности. Оно прекрасно только в силу того, что ощущалось прекрасными юными созданиями, а не сгорбленными болезненными ворчунами – в качестве настоящего.

Зато теперь, пытаясь проникнуться непостижимой тайной утраченного рая, жители нынешнего пластикового мира с недоумением и недоверием вертят в руках поблёкшие фотографии, всматриваются в паутину трещин на живописных полотнах, с усмешкой бросают взгляд на чёрно-белое лилипутовое стрекотание первых кинохроник… Им не понять, что же прекрасного в этом искусственном прошлом, даже не пытающемся выдать себя за правду, подчёркнуто ирреальном. Да и какой смысл судить об этом забытом мире мерками потребителя, убеждённого, что красота эквивалентна способности заместить реальность: мол, чем труднее отличить вымысел от правды, тем ценнее творение. Никакого.

Но есть в этом непостижимом ретро одна черта, из-за которой никто и никогда не сможет отвязаться от него. По крайней мере, до тех пор, пока человечество окончательно не переселится в свои системные блоки, ноутбуки и смартфоны, потеряв всякую связь с реальностью. Эта черта – искренность. Искренность, недоступная суррогатному мировоззрению. Искренность, которую нельзя сымитировать, как нельзя соврать правду, зажечь воду или родиться обратно. Эту искренность можно обнаружить по-разному. Например, в движениях совести. В способности жертвовать собой. Или в нежности. Ведь нежность в современном мире вообще, и в искусстве в частности – это неясный туман, умильные мордочки, романтические обводы, а то и вовсе катастрофически бессильные смайлики или минет в качестве высшей формы доверия. В общем, любой околокультурный мусор, свидетельствующий лишь о том, что нежность утрачена. А ведь она – величайшее достояние прошлого. И потому её редкие проблески в современном изобразительном искусстве приходится превозносить – из опасения потерять.

Нежность прошлого

Нежность прошлого

Нежность прошлого

О прошлом ли светла твоя печаль,
О нежности ль, оставшейся в минувшем…
За ретушь памяти и нежности не жаль,
За сладость грёз – и прошлого не нужно.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Алексей Галушков
Название изображения: «Купание. 1»
Источник изображения

Секрет притягательности этого изображения – в стилизованной нежности. Намеренное искажение цветов, характерное для убогой в техническом отношении, но искренней в отношении чувства, ретуши фотографий прошлого. Неестественно-ядовито расцвечены и розовость ткани, и зелень воды, и даже бледность тел – натянуто-пятниста, выстроена на нарочито грубом контрасте коричневого и белого. Необычайно узкий для современной фотографии фокус: резкостью наделены лишь персонажи, а пейзаж намеренно размыт. Благодаря этому обводы человеческих фигур излишне контрастны, что придаёт им прямо открыточную плоскость. Но все эти стилистические изыски – лишь для того, чтобы подчеркнуть её величество Нежность, рождаемую каждым жестом юных купальщиц. И нежность эта чиста, поскольку стилизация под ручную фотографическую ретушь наделила их непосредственностью, которая блестяще выступила в роли искренности. Нежность прошлого врывается в восприятие зрителя и шепчет безмолвными устами художника: мы молоды, пока живём настоящим.

Рубрики: Люди, Фотография, Художественная, Эротика |


В избранное