Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Беззащитность


Беззащитность

11.12.2009 от Игорь Якушко

Большинству проживающих в умеренном континентальном климате, например, в России, и в голову не придёт провести ночь на улице – не побродить, а именно переночевать. Люди не знают, как это сделать даже в городе и даже летом (разве что перебравшие), не говоря уже об осеннем лесе, например. Трудно себе вообразить, что будет с горожанами, если вдруг пропадёт электричество, тепло, вода. То есть, неожиданно и насовсем, без перспектив на возвращение. Наверное, случится страшное: дикость, мародёрство, убийства и людоедство. Потом – комендантский час, толпы беженцев и диктатура. И всё только потому, что человек беззащитен физически и дик социально. Голый безоружный человек в объятиях природы беспомощен: ему способна навредить любая козявка, в то время как сам он не сможет убить даже зайца. И потому-то обнажённое тело на лоне природы столь символично. Если это тело, конечно, изображено в художественной, а не порнографической манере.

Журнал «Фотография в США»Где-то в 70-80-х г.г. прошлого века в СССР попадался журнал под названием «Фотография в США». Сейчас уже невозможно вспомнить, было ли это периодическое издание или просто книга. Он содержал удивительно яркие и техничные для своего времени снимки: капля молока, разбивающаяся в корону на красной скатерти, регбисты в полёте за продолговатым мячом… А на одной из последних страниц был напечатан чёрно-белый снимок, по художественной силе превосходящий все остальные, действительно очень интересные работы. Там, посреди леса, в листьях папоротника лежал обнажённый ребёнок, девочка лет трёх или пяти. Она лежала на животе, и зрителю были видны лишь её спина и волосы. Поражало чувство беззащитности, которое буквально кричало из этого снимка.

С тех пор прошло много лет, и за это время подобная трактовка обнажённой натуры встречалась крайне редко. Почти каждый художник или фотограф, помещающий свою модель в объятия дикой природы, стремится подчеркнуть её, модели, эротизм: мелькнуть соском или лобком, приманивая взгляд зрителя совсем не тем, чем следовало бы. В погоне за дешёвыми утилитарными решениями художники забывают об истиной силе художественного, рождающейся на контрасте гладкости кожи и – грубости коры, корней и земли. Для них природа – лишь фон для половых органов, никак с телом не связанный. И в этом их трагическая ошибка: субретка в постельной позе, место которой на диване или на сцене, попала у них на свежий воздух, и оттого природа выглядит лишь ширмой на фоне эротики.

Истинная сила такой композиции проявится лишь тогда, когда всякий эротизм будет намеренно вычеркнут из полотна. Только тогда картина заиграет трагическими красками и пленит зрителя по-настоящему. Но для этого художнику придётся отказать себе в соблазне эротического обжорства, а сосредоточится на пейзаже и гармонии.

Беззащитность

Беззащитность

Беззащитность

Туманом опровергнут горизонт.
Осеннее безмолвие нечётко.
Застыла нимфой ты над гладью вод.
За утро сизое не шелохнулась лодка.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Николай Никитин
Название изображения: «Тишина»
Источник изображения

Величественное спокойствие воды на этом снимке невероятно выразительно. Туман навевает таинственности. Поза модели беспомощна. И не задуматься над тем, что же произошло, просто невозможно. Отказ от эротизма открыл дорогу сюжетности и подчеркнул гармонию пейзажа. Теперь природа перестала быть ширмой, превратившись в персонажа загадочной истории, события которой зритель домысливает сам.

Рубрики: Пейзаж, Символизм, Фотография, Художественная, Эротика |


В избранное