Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поэтические комментарии к лучшим художественным изображениям: Почему тайна страшная


Почему тайна страшная

15.04.2009 от Игорь Якушко

Хочешь, я открою тебе страшную тайну? С такими словами мальчик склоняется к ушку девочки и шепчет ей жаркое и озорное, бегая глазами по сторонам. Девочка возводит очи горе, затем прыскает в ладошку, краснеет. Потом они вместе смеются или… разбегаются по своим углам…

Всё вокруг нас кишит тайнами. Мы задаем вопросы, на которые нет ответа, но мы не можем смириться с тем, что ни одно существо на свете не знает на них ответов, что эти ответы нигде не зафиксированы и, что вполне возможно, этих ответов не узнает никто и никогда. Поэтому наше воображение рисует нам таинство, сущность которого зиждется на хранении ответов на вопросы, не имеющие ответов. Так рождаются легенды о Святом Граале, Всемирном Заговоре и инопланетянах. На этом ощущении рождаются и процветают религии. В отсветах этой уверенности мелькает перед внутренним взором последний блик умирающего сознания, если такая последняя вспышка вдруг оказывается дарована судьбой… Вот почему все настоящие тайны – страшные. Вот почему великие мудрецы желают лишь мудрости. Вот почему жрецы и вожди окропляют паству и подданных кровью невежества, дабы сжинать ее всходы в образах раболепия и идолопоклонства. И именно это положение вещей, неискоренимо утвердившееся в глубинном сознании человека, позволяет любому мошеннику, шутнику, проходимцу, и даже хитроумному похотливому молокососу провоцировать учащенное сердцебиение в собеседнике, предмете своего внимания, жертве. А, взволновав, возобладать и овладеть.

Впрочем, как и всякое явление во внешней и, тем более, внутренней жизни человеческой, ощущение Тайны пристально изучается, глубоко осмысливается и остро переживается в искусстве. В том числе – и изобразительном. Кажется, что нет в мире ни одного великого полотна, ни одной глубокой художественной фотографии, не сопричастных институту Тайны в нашем сознании. Что тогда говорить о художественных работах, прямо ей посвященных? Вероятно, то должна быть некая квинтэссенция культурного опыта в этой сфере?

Увы, нет. Тайна – она на то и тайна, чтобы быть неуловимой. Лучше всего она – угадывается. Но никогда о ней нельзя говорить прямо. И если художественное произведение имеет центральным своим предметом именно феномен Тайны, то вытекающая из этого феномена ипостась владения одного сознания другим, влияния одного интеллекта на другой, власти одной личности над другой, – эта ипостась будет лишь отдаленно ощущаться, погребенная под массой эстетических форм и аналогий, в которые заключен предмет изображения.

Так и сегодня, воспринимая работу под названием «Тайна», давайте попробуем преодолеть естественное очарование формы и разглядеть под нею ужасающий смысл.

Тайна

Тайна

Тайна

Мне сокровенное тобой передано,
Из жарких уст вливаемое в уши.
Я сопричастен. Как теперь смешно
Все то, что прошлым было мне дано.
И как кошмарен будущего ужас.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: GoodkOFF
Название изображения: «Тайна»
Источник изображения
Литературная иллюстрация

Вот эта самая ключевая точка, отделяющая каждого несведущего от осведомленного на бесконечной линии времени, и есть мгновение осознания, мгновение, когда тайна перестает быть тайной, мгновение перехода из прошлого в будущее. Каждый из нас, каждый миг нашей жизни пропускает через себя гигантскую или микроскопическую тайну: мы узнаем, что произошло с нами и с миром в следующую секунду. Ведь этого никто не знал прежде. Потому что эта точка – наше настоящее. А ужас такого положения вещей хорошо передается старинным присловьем: «Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Поэтому настоящая тайна и страшна. И, как всегда, для преодоления этого страха у нас в запасе есть несколько способов. Какой выбираете Вы?

Рубрики: Люди, Ракурс, Символизм, Фотография |


В избранное