Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Светофильтры


Всё о фото ... и ничего лишнего

 

Светофильтры

Светофильтры

В этой статье я хочу коротенько познакомить Вас со светофильтрами, их видами и особенностями использования. Для начала давайте определимся с тем, что такое светофильтр и для чего он существует? «Это такое цветное стекло, которое накручивается на объектив», – скажут многие и будут не совсем правы или совсем не правы. Такое определение освещает форму, а не назначение такой важной вещи, как светофильтр. Главное назначение светофильтра – это изменение (поглощает, поляризует, преломляет) направленного в объектив камеры светового потока. В связи с этим изменением светового потока может поменяться цветовая гамма снимка или создаться неповторимый световой или цветовой художественный эффект.

Давайте разберем, какие существуют типы светофильтров. Их довольно много, классификаций также немало, но я предлагаю остановиться на разборе основных, наиболее часто применяемых в фотографии.

Основные преимущества применения светофильтров заключаются в том, что можно достичь известных эффектов на снимке с помощью насадки, которая (за исключением призматических фильтров и некоторых со специальным эффектом искажения) не изменяет оптическую схему объектива, что позволяет избежать появления нежелательных эффектов вроде хроматических аберраций, оптических искажений и т.п.

Стоит отметить, что светофильтры бывают не только резьбовые, накручивающиеся на объектив зеркального фотоаппарата, но и встроенные в матрицу компактных камер. В частности, это инфракрасные, фильтры цветоделения и низких частот. Действие их достаточно сложно и не требует вмешательства пользователя, поэтому я не буду подробно останавливаться на описании их работы.

Также особняком стоят тепловые, или теплозащитные фильтры. Их назначение – поглощение тепла инфракрасного характера, которое особенно вредно при микросъемке биологических объектов, которые могут нагреваться от воздействия съемочного оборудования и естественных факторов.

Однако большая часть фильтров менее экзотична. В основе их действия лежат физические принципы, которые отражены в их названиях, как то: интерференционные (отсекающие часть спектра), абсорбционные (поглощающие различные лучи светового спектра), поляризационные (позволяющие производить постобработку освещения на фотографии), отражательные (принцип действия схож с абсорбционными, но отсутствуют хроматические аберрации), дисперсные (расщепляющие свет на пучок радужных лучей). При этом важное значение имеет материал, из которого сделан фильтр.

Из каких же веществ производят фильтры? Самыми долговечными и прочными являются стеклянные фильтры. Они имеют самые устойчивые, не меняющиеся с течением времени характеристики. Однако из-за сложности их окрашивания распространение получили желатиновые и пластиковые светофильтры. Желатин как вещество не слишком прочное и быстро теряющее окраску сегодня используется реже, а вот пластиковые светофильтры занимают уверенную позицию на рынке светофильтров во всем мире. Совсем уж редко и преимущественно в научных целях используются жидкостные светофильтры, представляющие собой линзовидный сосуд, наполненный особой жидкостью.

Основная масса общеупотребимых фильтров называется съемочными светофильтрами. Среди них выделяют светофильтры общего назначения и эффектные фильтры.

Светофильтрами общего назначения, считаются защитные, ультрафиолетовые, поляризационные, нейтрально-серые и скайлайт-фильтры.

- Защитный фильтр используется в качестве протекции передней линзы объектива от механических повреждений и пыли. Обычно на него нанесено многослойное просветление. Защитный фильтр визуально никак не влияет на получаемое изображение. Обычно в качестве защитного используется ультрафиолетовый светофильтр.

Защитный светофильтр

- Ультрафиолетовые фильтры в обычных условиях равнозначны защитным, однако в местах, где встречается повышенный уровень ультрафиолетового излучения (в горах или на море), фильтр защитит матрицу фотоаппарата или пленку от его воздействия. Свойства изображения при этом немного изменятся: уйдет избыток синевы, а само изображение станет чуть более контрастным.

Ультрафиолетовый светофильтр

- Поляризационные фильтры применяют для устранения бликов и насыщенности красок неба или воды. При этом воздействие на другие участки кадра не производится. Поэтому поляризационные фильтры пользуются особой любовью фотографов-пейзажистов.

Поляризационный светофильтр

- Нейтрально-серые фильтры позволяют корректировать выдержку и экспозицию за счет задержки густо окрашенной массой стекла части светового потока. Таким образом снижается светосила объектива. Путем применения нейтрально-серого светофильтра можно добиться размытия фона при прикрытой диафрагме или создания эффекта движения при коротких выдержках.

Нейтрально-серый фильтр

- Светофильтры с надписью “skylight” немного смягчают холодные оттенки на изображении за счет своей слабой розовой окраски. Это оказывает хорошее действие на снимки, сделанные в пасмурную погоду или в дождь.

Skylight фильтр Hoya

Как я уже писал выше, Вы должны помнить, что светофильтры общего назначения почти не изменяют изображение. Для достижения хоть сколько-нибудь значительных эффектов, заметных глазу, стоит обратить свое внимание на эффектные светофильтры. Это:
- софт-фильтры, смягчающие изображение;
- туманные фильтры, покрывающие изображение эффектной туманной дымкой;
- радужные, создающие эффект радуги вокруг источников света;
- цветные, в том числе и многоцветные, изменяющие палитру изображения;
- синтезированные голографические, образующие особой формы пятна и блики вокруг источников света. В частности, наиболее известны среди них звездные светофильтры, создающие восьми- или четырехлучевые блики, похожие на звезды и т.п.

Кроме того, из-за схожего способа применения к светофильтрам иногда относят насадочные линзы, в частности, полулинзы, конвертеры и насадки для макросъемки:
Полулинза применяется в макросъемке для создания двух точек фокусировки одновременно на одном изображении. Этот способ очень помогает, когда глубина резкости изображаемого пространства, которая при макросъемке мизерна, не позволяет охватить все необходимые объекты.

Полулинза

Макролинзы – это бюджетная, но не слишком удачная замена макрообъективу. С ее использованием можно получить макроснимки на объективах с небольшим фокусным расстоянием, например, 50, однако по большей части макролинзы, особенно с большими диоптриями (колеблющимися от +1 до +10), дают значительные искажения изображения, например, хроматические аберрации.

Макролинза Marumi

Конвертеры делятся на макро- (почти аналогичные макронасадкам) и широкоугольные. За счет использования последних достигается эффект уменьшения фокусного расстояния.
Как же определить, какой светофильтр где, ведь многие из них очень похожи друг на друга? Вот список основных англоязычных обозначений на фильтрах:

UV – ультрафиолетовый;
C-PL – циркулярный поляризационный;
Fog, Fogeller – туманный;
Macro Adaptor – макроадаптор;
Macro, Close-up – макролинза;
ND – нейтрально-серый;
Pro, Protector – защитный;
Soft – софт-фильтр;
Star – звездный;
Sky – skylight;
Wide angle – широкоугольный адаптер.

В качестве вывода хочется пожелать читателю лично познакомиться с каждым видом светофильтров, потому что к фотографии идеально применим принцип «один раз увидеть». Пока не сделаешь энное количеств кадров с каждой насадкой, не прочувствуешь эффект, даримый каждой из них.

Метки: оптика, светофильтр, статьи, Фототехника
Друзья, если Вам понравилась статья, то Вы можете получать новые материалы Ifotoblog.ru по RSS, или можете получать RSS на e-mail. Также приглашаю Вас подписаться на мою e-mail рассылку, в каждом выпуске полная статья!

Навигация по сайту:


В избранное