Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

on-line фотоклуб FotoWay

  Все выпуски  

on-line фотоклуб FotoWay Свет и съемочная камера


Доброго времени суток!

В этом выпуске рассылки мы поговорим об основах.

***

Основой любой фотографической системы является фиксированная непосредственная взаимосвязь между тональными и цветовыми параметрами сюжета и получаемого в итоге изображения. Теоретически идеальная система отображения такова, что внешняя реальность воспроизводится точно: каждый цвет, каждый оттенок света и тени без каких-либо изменений. На практике этого не бывает. Цвет слегка меняется, а контраст в целом всегда уменьшается. Изображение остается реалистичным, поскольку эти изменения определенным образом взаимосвязаны с оригиналом.

В черно-белой фотографии цвета сводятся к серым тонам, которые более или менее эквивалентны по видимой плотности исходным тонам сюжета. В противоположность цветам тона воспроизводятся в несколько более «сжатой» шкале, которая не охватывает самих ярких светов и наиболее глубоких теней.

 В цветной фотографии для передачи всего диапазона возможных оттенков используются три основных цвета. С их помощью добиваются наилучшего воспроизведения, особенно если дело касается обычных цветов, таких, как оттенки кожи, цвет зеленой травы, небесно-голубой и нейтрально-серый. В то же время некоторые чисто красные цвета могут выглядеть слишком оранжевыми или некоторые розовато-лиловые тени казаться розовыми; каждая фотосистема обладает собственными особенностями воспроизведения цветов.

 Поскольку у разных людей восприятие цветов существенно различается, лишь у немногих находятся основания быть недовольными результатами съемок, если, конечно, нет очень грубых искажений. Никакие фотографические системы нельзя считать совершенными средствами воспроизведения или оценки цветов.

Закон взаимозаместимости

Закон взаимозаместимости гласит о том, что изменение освещенности пленки в фотографической системе не повлияет на конечный результат съемки при соответствующем противоположном изменении времени экспонирования.

В фотографии на основе этого закона регулируются четыре параметра: светочувствительность пленки,

Количество освещения (экспозиция),

апертура объектива (диафрагма)

и выдержка.

Все эти параметры выражаются в виде шкал удваивающихся значений, хотя для шкалы диафрагм объектива это удваивание выражено в неявной форме. Ниже приведены возможные шкалы рассматриваемых параметров.

Светочувствительность пленки или матрицы, выраженная в единицах ИСО/АСА: 12 25 50 100 200 400 800 1600 3200 6400.

Количество освещения, выраженное в световых числах (LV): 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17.

Диафрагма объектива, выраженная в диафрагменных числах: 2 2,8 4 5,6 8 11 16 22 32.

Выдержка, выраженная в долях секунды: 1 2 4 8 15 30 60 125 250 500 1000.

Все эти шкалы имеют одинаковые направления изменения.

Низкие значения чувствительности и количества освещения соответствуют левой части шкал, высокие - правой. Значения диафрагмы и выдержки, соответствующи низкой чувствительности или слабому свету - слева; соответствующие высокой чувствительности или яркому свету - справа. В настоящее время переход на одно деление покаждой из этих шкал принято называть изменением на «одну ступень». Фотографы часто, не задумываясь, применяют термин «деление» (stop), относящийся к шкале диафрагм, имея в виду переход до соседнего значения по шкале светочувствительности пленки или изменение, например, на два деления по шкале количества освещения, когда солнце прячется за облако.

Ступень - более точный, менее путаный термин.

В фотографии закон взаимозаместимости означает, что изменение любого из рассмотренных показателей на одну ступень можно скомпенсировать противоположным изменением любого другого параметра также на одну ступень.

Поскольку значения выдержки и диафрагмы являются конкретными физическими параметрами, а светочувствительность является постоянной установленной величиной для той пленки, которую вы приобрели или выбранного значение ИСО, то с помощью экспонометра остается лишь определить освещенность, по которой можно подобрать необходимое сочетание параметров.

На большинстве съемочных камер управление экспозицией осуществляется изменениями выдержки и диафрагмы. При чем оба параметра изменяются параллельно, что позволяет осуществлять непрерывное их согласование.

После установки чувствительности измеряется освещенность. Эта величина переводится в электронную систему или на шкалу калькулятора. После этого подбираются значения выдержки и диафрагмы. Это общий принцип действия любой экспонометрической системы, в том числе полностью автоматических устройств, встроенных в камеру, которые отличаются тем, что настройка камеры осуществляется по входным сигналам электронной системой без вмешательства фотографа.

***

....продолжение следует


В избранное