Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«Петербург 1910-х годов. Прогулки в прошлое» - 143 черно-белых фотографии Петербурга начала ХХ века, большинство которых никогда раньше не публиковалось.


Это выпуск рассылки посвящен уникальной книге, изданной небольшим тиражом Российским Институтом Истории Искусств – «Петербург 1910-х годов. Прогулки в прошлое».
Составленный членом Международной Ассоциации Искусствоведов, членом Союза художников и Союза театральных деятелей России Л. С. Овэс альбом, включает в себя 143 черно-белых фотографии Петербурга начала ХХ века (большинство фотографий никогда раньше не публиковалось) и воспоминания художника М.А. Григорьева (1899-1961). Уникальные черно-белые фотографии дополняются точными описаниями художника, детально и ярко описывающего мельчайшие подробности все, что окружало людей, живущих в то время. Изображения на архивных фотографиях насыщаются цветом, звуком и движением. Собранные из небольших записочек, хранящихся в архивах Института Истории Искусств, воспоминания художника были тематически объединены по разным разделам, и перед читателем предстает практически вся панорама Петербургской жизни. Читатель не только увидит как выглядела Нева, главные улицы, Невский, Острова, но и окунется в быт – перед ним предстанут и первые полеты авиаторов, собирающие тысячные толпы зрителей, и ловля рыбы на платформах, стоящих в разных местах Невы и ее рукавов, когда все желающие могли, рискнув 3 рублями заказать заброс сети и, возможно, выловить стаю сигов, откупаемую хозяином сети, и используемые в качестве зимнего транспорта вдоль Дворцовой набережной санки, «толкаемые полярным рикшей» и множество других драгоценных, навсегда ушедших в прошлое деталей.

Кажется, не забыто ничто. Книга состоит из 2 частей. «Топография города» и «Жизнь города». Первый включает главы: «Петербургская сторона», «Адмиралтейская часть», «Васильевский остров», «Выборгская сторона». Второй раздел: «Нева», «Торговля», «Транспорт», «Новая Деревня», «Дачи», «Пожарные и пожары», «Квартиры. Гостиницы. Меблированные комнаты. Ночлежки», «Бани. Парикмахерские», «Военные», «Похороны», «Петербургский двор».
Альбом не только интересно читать и разглядывать, его просто приятно держать в руках - тяжелая мелованная бумага и хорошего вкуса оформление радует своим строгим благородством.
Книга удостоена диплома АСКИ (Ассоциации книгоиздателей) «Лучшие книги года» в 2006 году.



Наблюдающие за полетом аэроплана А.А. Пороховщикова. Коломяжский аэродром. Первая авиационная неделя. Фотоалье Буллы. 25 апреля -3 мая 1910 г.
"Недалеко от Новой Деревни было Коменданское поле, где происходили первые авиационные недели.По городу расклеивались афиши с программой полетов. Тысячные толпы двигались в назначенный день, пользуясь всеми видами транспорта. Все трибуны были заняты. Множество народа располагалось у заборов, заглядывая в щели. Иные залезали на деревья. Тут же сновали всевозможные торговцы в разнос. Полета иногда приходилось ждать томительно долго. Вдруг над забором низко-низко показывалась машина, конструкция которой современному летчику показалась бы по меньшей мере юмористической. Гул моторов заглушался ревом толпы. По большей части, сделав круг, аэроплан в изнеможении садился. Но все-таки человек летал!"


Панорама реки Фонтанки с пристанью, речными судами и баржами. Фото К. Буллы. 1900-е гг.


"Зимой на Неве устраивались переезды. С набережной делали пологий деревянный спуск с перилами, расчищали снег и обставляли дорогу по льду вехами-елочками. Такой переезд был у Дворцовой набережной, дорога шла по Мытнинской набережной на Петроградскую сторону, другой - от "Медного всадника" к Университету. Переезды освещались керосиновыми фонарями. Вдоль "Дворцовой дороги" делали очищенную от снега ледяную дорожку. Изготовлялись специальные деревянные кресла на железных полозьях. За креслом становился дюжий мужик на коньках, в кресло садился пассажир. Живой двигатель бежал на коньках, толкая кресло: получалось что-то вроде полярного рикши. До 1906 года - пуска первого трамвая - вдоль Дворцовой набережной прокладывали зимой временную трамвайную линию. Путь был узкоколейный, единственный маленький вагончик вмещал десятка полтора пассажиров, но эта новинка привлекала много любопытных."


"В овощных лавках продавали картофель, иногда ягоды, квашеную капусту, соленые огурцы. В курятных - куриц, гусей, уток, потроха. В магазинах дичи - всевозмлжную дичь, смотря по сезону, свежую и мороженую, стреляную и силковую. В продаже бывали утки, вальдшнепы, бекасы, перепела, куропатки, рябчики, дупеля, тетерева, глухари, медвежатина (медвежьи окорока), оленина, зайцы. Зимой, когда дичи было особенно много, в этот магазин входили, как внутрь картины Снейдерса.Очень часто торговля зеленью, дичью и курятным товаром объединялись вместе. Дичь привозили зимою санными обозами из самых отдаленных мест Олонецкой и Вологодской губерний; крупные партии русской дичи шли за границу."


В избранное