Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фонд "Петербургские Фотомастерские"


Молодые фотографы в зеркале беззеркалья


Ученичество – важный этап. С одной стороны, человек формирует себя как автора: вырабатывает стиль, тренирует подачу, получает первые оценки от фоторефери, а напутав что-то с печатью в темной комнате, первые желтые карточки. С другой стороны, чуть позже появляется желание себя «расформировать». Эйфория от первого успеха проходит, и фотограф обнаруживает, что его работы отражают что-то… что-то чужое. Или свое. В общем, человек попадает в западню. Стоит в комнате, в которой на двух параллельных стенах висят зеркала. Стоит – загипнотизированный тупиковой бесконечностью взаимных отражений: слева – зеркало чужих идей, справа – своих, узких, «одинаковых с лица». В какой-то момент очень хочется выпасть из этой комнаты смеха и забвения, оставить алисе алисино и пойти расформировать, уничтожить так тщательно накопленные знания. Тогда невольное подражание сменится вольным отстранением, а затем и свободным творчеством.

Интересно смотреть на первые удачные, законченные снимки учеников Фонда и Школы «Петербургские Фотомастерские». Большинство из авторов, находясь на стадии «выпадания», экспериментируют. И уже не различить – то ли молоко на губах, то ли так умело блик пойман.

Виктория Катаева – развороты, повороты, углы, плавная геометрия, композиция в десятку, десяток скул, подбородков, увиденных, проакцентированных как-то по-женски – мягкие, скромные, долгие. Склоненные головы, практически прорисованная фактура тканей. Что-то очень феминное, «из чего сделаны девочки».

Елена Михновская работает с «вечными» символами – сложными, любимыми, но (как это случается со всем любимым и вечным) немного заезженными: маска, ракушка, яйцо и т.д.. Тем не менее, снимки хочется разглядывать, читать. Фотограф попадает в какое-то мрачно-карнавальное настроение, усугубленное специальными «ручными» эффектами; да еще и тексты, помещенные на полотно изображения, как блесны – колышутся, приманивают. Картинка ловит на слово – крючок.

 

И еще раз о вечном. И еще раз о ручной работе. На сайте Фонда представлена серия Ивана Панневица «Сотворение мира». Серия напоминает инструкцию по применению к сотворению, схему, выраженную в танце: мимика не меняется, меняются «танцевальные» позиции. Безусловно, такой серийно-статичный фотобалет завораживает.

 

Ряд авторов «делает цвет». По-другому и не скажешь – именно цвет доминирует над всем остальным – концепцией, формой и т.д.. Ольга Кантур и Валентина Милина составляют из кубиков-квадратиков колора калейдоскопические пазлы, теплые цвета радуют серый питерский глаз.

 

Нельзя не сказать о работах Евгения Ма. По количеству серий и выставок ясно, что фотограф уже далеко не в начале своего творческого пути. Серии Ма очень разные – и тематически, и технически. Есть история, вызывающая ассоциации с режиссером Дэвидом Линчем, с характерным для Линча же названием «О внешнем и внутреннем». Есть «Поп-арт» – саркастически-нежная серия про игрушки и их пластик и пластику. Есть серия «Тело-рыба», наиболее любимая – уж очень точно попадает фотограф в мой лейтмотивный образ-метафору (на полях обычно не пушкинские профили рисую, а человеко-рыб). Еще «Тело-рыба», пожалуй, самая оригинальная история: игрушки кто только не эксплуатировал – и чтобы комического эффекта достигнуть, и чтобы оживить, и чтобы в детство впасть; цвета и эмоции «закрытых» барышень в закрытых помещениях, опять же, – любимое-заезженное. А вот с млекопитающей рыбой, «русалкой наоборот» получилось про загадку, про то, что никогда не поймешь.

 

 

Кто-то из начинающих авторов останется фотографическим Робертино Лоретти – с сопрано-работами о молодости, от молодости и для молодости. У кого-то тембр не изменится, и первые серии станут не единственным маркером.

 

Ждем.

 

 

Текст: Дарья Туминас.

Работы других молодых фотографов – учеников Фотомастерских можно посмотреть на сайте Фонда.

 


В избранное