Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ваша Фотовспышка-2


Здравствуйте!

Продолжаем разговор о фотовспышке.
В прошлый раз мы рассматривали как использовать вспышку, а теперь рассмотрим в каких ситуациях её можно использовать, и каким образом.

Часто можно услышать мнение, что “вспышка зло, и способна  только испортить кадр”. Доля истины в этом конечно есть.
Но во-первых чаще такое утверждение относится к профессиональной съёмке, где используются другие решения правильного освещения, а во-вторых кадр действительно можно испортить неграмотным использованием вспышки – как встроенной, так и внешней. И мы  обсуждаем здесь любительскую фотосъемку.

Когда же вспышка нам действительно поможет?

Чаще всего вспышка используется начинающим фотолюбителем независимо от его желания. Т.е. при съемке в автоматическом режиме. Многие даже не знают (при съёмке “мыльницами”), что они её используют!
В автоматическом режиме вспышка срабатывает в большинстве случаев, независимо от замысла фотографа (даже если таковой и существует), и её мощность определяется мозгами фотоаппарата. Полученный результат сильно зависит от конкретной камеры, и может быть даже вполне удовлетворительным (если вы пользуетесь рассеивателями), но это воля случая…

 

Но вспышка может стать очень полезным инструментом для создания интересных и креативных снимков, или просто может улучшить качество кадра, если использовать её сознательно.

А результат и режим использования во многом зависит от условий съёмки. Условно можно разграничить такие условия на несколько основных:

  • Внешнего освещения достаточно для нормальной экспозиции, и вспышка используется как подсветка.
  • Света недостаточно даже для самых высоких ISO, и вспышка является главным источником света в закрытых помещениях относительно небольшого размера.
  • Ночная съёмка на открытых пространствах (или больших залах) со вспышкой, как с основным источником освещения.

Это не жесткое разграничение. Последний вариант самый неблагоприятный, и мы рассмотрим сначала его, как самый распространенный.

Ночная съёмка со вспышкой на открытых пространствах

Используя в этих условиях только одну вспышку в авто режиме, результат всегда предсказуем – яркий передний план на тёмном фоне. 

Софтбоксы и рассеиватели, конечно, избавят объект от резких теней и красных глаз, но без дополнительных источников света вы получите именно такую картину.
Что тут можно посоветовать?

Постарайтесь просто избегать таких условий, подыскивайте освещенный (хоть как-то) задний план, фотографируйте в ручном режиме.

Кстати о параметрах ручного режима. Если у вас в камере есть такая возможность, то это самый лучший способ.
Поставьте выдержку в пределах от 1/20 до 1/60, ISO установите довольно большое – 600-800 ед (это обеспечит довольно резкую картинку, если нет быстро движущихся объектов), и принудительно включите вспышку в автоматический режим E-TTL или аналогичный.

Такие параметры дадут проработанный в какой-то степени фон, и почти не смазанное изображение. Разумеется фотографировать надо с довольно близкого расстояния, на минимальных фокусных расстояниях – 25-60 мм. 

Почему не стоит здесь снимать в любых режимах “авто”?

На полном автомате
камера скорее всего установит самую короткую (для съемки со вспышкой) выдержку 1/250, и даже довольно яркий фон окажется очень тёмным, без признаков деталей.

Если установить режим приоритета диафрагмы, то при таком слабом освещении камера сделает выдержку слишком длинную, может даже несколько секунд, и всё изображение при съемке с рук будет очень смазанным.

На самом деле это может быть фотографическим приёмом. Главный объект на переднем плане может получиться как бы резким (за счет очень короткого импульса вспышки), но с полупрозрачными размазанными обводами. Эффект заполняющей вспышки. Но такой способ требует некоторой практики, и не всегда отвечает текущей задаче любителя, когда надо, например, просто сфотографировать на память людей - “я здесь был”.

 Режим приоритета выдержки при таких условиях освещения будет фактически равносилен полностью открытой диафрагме с установленной фиксированной выдержкой, что просто не имеет смысла – уж лучше получить полный контроль над экспозицией в ручном режиме.

Баланс белого – т.к. главный объект переднего плана освещается непосредственно вспышкой, то и ББ лучше установить в режим “вспышка”. Уличное освещение имеет совершенно другой цветовой баланс, чем спектр вспышки, и “поймать золотую середину” всё равно не реально. Лучше получить передний план с правильным цветовым балансом (а фон с каким-то оттенком только придаст ночного колорита), чем получить лица неестественного цвета.

И мы плавно переходим к следующим условиям освещения.

Съёмка в закрытых помещениях при недостаточном освещении

В принципе условия казалось бы похожие, но тут нам на помощь приходят стены, потолки и другие отражающие поверхности освещения. И техника съемки немного меняется.

В помещениях более правильно использовать именно отраженный свет, а не прямой, пусть даже и через софтбокс. Освещение будет намного мягче, и приблизится к естественному. Частично я рассматривал этот вариант в прошлой статье.

Но стены могут как помогать, так и приносить массу неприятностей, если они окрашены в какой-нибудь цвет. А то и в разные цвета… И подбор правильного цветового баланса (ББ) становится порой неразрешимой задачей.

Автоматический баланс белого тут может сыграть с вами злую шутку. Камера, например, может сама попытаться сделать розовые стены белыми, и цвет лиц людей вызовет их справедливое возмущение.
Самый простой способ получить относительно правильную цветопередачу – поставить ББ в режим “вспышка”.
Второй способ – вручную настроить ББ. Это делается по “серой карте”, которую с успехом может заменить обычный лист белой бумаги. Разные камеры настраивают ручной ББ по-разному, поэтому изучите руководство к вашему фотоаппарату или фотовспышке.

Режимы экспозиции я рекомендую выставлять по тому же принципу, как и при ночной съемке (см. выше). Т.е. ручной режим с выдержкой 1/50 – 1/100, и тут скорее всего не понадобится высокие ISO – 200-400 ед. обычно вполне хватает. Диафрагму лучше сильно не закрывать, чтобы отделить людей от близко расположенного фона f3,5-5,6

Если вы снимаете встроенной вспышкой в каком-то автоматическом режиме (я имею ввиду автоматический режим именно вспышки), то применение отражателей не повлияет на правильную экспозицию (если только хватает её мощности). Но некоторые внешние вспышки (например Canon 430X) при повёрнутой головке не могут использовать режимы TTL. Для меня загадка, почему производитель решил так сделать – вероятно, чтобы фотолюбителю жизнь мёдом не казалась. Но в этом случае вам придётся устанавливать экспозицию вручную.

Варьируя параметрами /выдержки-диафрагмы-ISO-мощность вспышки/ опытным путём найдите оптимальные значения. В первую очередь лучше изменять мощность вспышки. Недостаток такого подхода – вспышка дольше заряжается и больше расходует аккумуляторов, и появляется небольшой разброс яркости на разном удалении от объекта.  Благодарите за это изготовителя (кстати китайские вспышки таким недостатком почти не страдают Улыбка ).

В помещении можно достичь ещё интересных эффектов со вспышкой, поставленной в режим “заполняющей вспышки”. Я уже упоминал об этом выше.
Если у вас на камере есть такой режим, то просто ставите его. Если нет – то можно (как вариант) просто поставить камеру в режим приоритета диафрагмы и принудительно включить вспышку.
Смысл в том, что длинная выдержка сама по себе даёт нормальную экспозицию кадра в целом, а вспышка коротким импульсом “замораживает” подвижный объект. Получается хорошо проработанный задний план, и достаточно резкий передний объект, а если он в движении, то вокруг него ещё появляются интересные полупрозрачные “тени”.

В слабоосвещенном помещении выдержка будет достаточно большая, и при съемке постарайтесь жестко держать камеру, оперев её на что-нибудь (если нет штатива).

 И ещё одно – при съёмке в помещениях обращайте внимание на такие предметы, как зеркала, оконные стёкла, полированные поверхности мебели и тд.

Во-первых вспышка, даже прикрытая софтбоксом, отразиться и даст яркий блик, причем на самом интересном месте. Не фотографируйте напротив таких поверхностей!

Во-вторых в зеркалах и стёклах может отразиться весьма нежелательное содержание… Хорошо, если отразится сам фотограф, но я видел много фотографий, где, например,  красивая девушка, снятая портретно по пояс, тут же в зеркале отражается с “обратной стороны”, ниже пояса и в… ну в нижнем белье… И замечают такие казусы, как правило, уже после публикации в интернете :)

Я продолжу тему съёмки со вспышкой в следующих публикациях.
Буду рад вашим комментариям, предложениям и собственному опыту у меня на блоге (полный вариант этой статьи):

 http://budnikov.com/2014/01/vasha-fotovspyshka-2

Спасибо!


В избранное