Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Способы замера экспозиции


Всем привет!

Сегодняшнюю тему мне подсказал один из моих подписчиков – способы замера экспозиции. И действительно, я как-то обошел стороной этот важный момент.

В полуавтоматических режимах существует несколько способов замера света, попадающего на матрицу. Это довольно просто, и сложно одновременно.

Просто – потому что принципы их легко понять, и быстро научиться пользоваться.

Сложно потому, что у всех камер разные способы установки этих режимов, разные алгоритмы вычисления, и даже разные названия того или иного режима. Но если исходить из принципа «Я не знаю, как устроено, но умею этим пользоваться», то всё не так уж страшно.

Существует несколько автоматических способов замера экспозиции. Я, как обычно для примера, рассмотрю два производителя Nikon и Canon. По существу, все эти способы замера являются попросту автоматической коррекцией выдержки в ту, или иную сторону, в зависимости от характера освещенности сцены. И в некоторых случаях (если вы привыкли снимать все время в одном режиме, а доступ к управлению этими режимами ограничен) вы можете использовать ручную коррекцию выдержки, добиваясь того же эффекта.

Но, возвращаясь к теме, довольно удобно пользоваться и этими режимами, просто поняв принцип их действия.

Так у Nikon существует три способа замера:

  1. Матричный.
  2. Центрально-взвешенный
  3. Точечный

Canon более разнообразен:

  1. Оценочный
  2. Частичный замер
  3. Точечный
  4. Центрально-взвешенный усредненный

Работа режима «Точечный» пожалуй, у всех производителей одинакова. Камера берет для замера только среднюю точку от всей площади кадра (около 2-3%), и по ней выставляет необходимую выдержку. Это очень удобно, когда существуют резкие перепады яркостей, а вам необходимо добиться правильной экспозиции только на главном объекте, наплевав на «пересвет» (или «недосвет») на фоне. Как пример – съемка против яркого света (фон будет сильно пересвечен, но объект будет с правильной выдержкой). Или наоборот.

Остальные параметры, и алгоритмы вычислений разнятся у всех производителей. Я даже не могу сказать, что «Матричный» у Nikon является аналогом «Оценочного» у Canon. Хотя они и рекомендованы, как основной вид замера у каждого. Принцип обработки данных у них немного разный.

«Матричный» и «Оценочный» замеры производят анализ освещения по всей площади кадра, и на основании этих данных (композиция, перепад яркостей, расстояние по данным параметров объектива и т.п.) устанавливается выдержка. Наверное, это действительно самые универсальные способы замера. Но они могут ошибаться при сильном перепаде яркостей.

Следующие режимы – «Центрально-взвешенный» и «Частичный» (у Canon) отдают предпочтение центральной части кадра. Причем у Canon  это выраженно более жестко. У него попросту используется для анализа около 10% центра кадра, и игнорируется периферия. А Nikon в «Центрально-взвешенном» режиме немного учитывает и освещение на краях кадра.

Ну, это теория. А как пользоваться на практике? В подавляющем большинстве обычно используется какой-то основной способ замера, который вам необходимо выбрать самостоятельно, исходя из манеры своей съемки. Я остановился на «Оценочном» замере. В разных ситуациях можно просто быстро ввести коррекцию экспозиции в ту, или другую сторону.

Но при ярко выраженных сложных условиях съемки (типа против света) лучше использовать соответствующий способ замера. Возможно, это будет «Точечный», как с наиболее резким переходом по параметрам, но не обязательно. Так «Центрально-взвешенный» является как бы промежуточным между «Точечным» и «Матричным».

Основная проблема у любительских камер – это сложность в оперативном изменении этих параметров. Обычно производитель запихивает их глубоко в меню, и чтобы сделать изменения, требуется слишком много времени. У проф.камер эти установки доступны напрямую с внешних кнопок.

В зависимости от вашей модели, вы можете либо менять способ замера, либо вносить коррекцию вручную. Но было бы неправильно игнорировать правильную настройку экспозиции по сюжету (прошу прощения за каламбур), и довольствоваться темными, или пересвеченными снимками!

Попрактикуйтесь с разными параметрами, выберете для себя наиболее быстрый и удобный способ, и «Да не будете вы снимать на автомате»! J

Прочитать всю статью с картинками вы можете как всегда у меня на блоге!

http://budnikov.com/?p=927                      

С уважением, Алексей Будников.


А ещё я выпустил бесплатную книгу по материалам своего блога «Первые шаги фотографа». Скачать её можно у меня на блоге http://budnikov.com/pervye-shagi-fotografa/

Книга в основном предназначена для начинающих фотолюбителей, и может стать хорошим подарком вашим родным, друзьям и просто знакомым, у которых есть хоть какой фотоаппарат. Забирайте!


Вы всегда можете посмотреть архив рассылки, и написать мне письмо!

E-mail:   fotokazdomu@budnikov.com

Блог:     http://budnikov.com     /подписаться на обновления блога здесь /

Skype:  aleksey-sar

 


В избранное