Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

<<Бэк-фокус>> и <<Фронт-фокус>>


Здравствуйте друзья!

Сегодняшний материал будет посвящен главным образом одной из главных проблем зеркальных камер. Это «Бек-фокус» и «Фронт-фокус». Эти понятия означают ошибки фокусировки камеры. При БФ фокусировка происходит  дальше задуманного предмета, а при ФФ наоборот – ближе.

Вообще, нерезкое изображение – самый трудноисправимый технический брак. Он имеет много разных причин. Например, «шевелёнка» и «смаз» - происходят в основном из-за длительных выдержек, при которых движущийся предмет получается смазанным, или дрожание камеры делает весь снимок нерезким. С этим можно бороться использованием штатива, повышением ISO до разумного предела, и увеличением отверстия  диафрагмы для уменьшения выдержки. Это всё понятно, и не требует более подробного рассмотрения.

Но не всегда в нерезком кадре виноват сам фотограф. Часто это техническое несовершенство самой аппаратуры. В компактных камерах, где нет сменных объективов, всё настраивается на заводе-изготовителе, и, как правило, в дополнительной регулировке уже не нуждается. А вот у зеркальных камер бек-фокус и фронт-фокус стали уже «притчей во языцех».

Даже если вы купили новую камеру вместе с объективом, то это ещё не гарантирует вас от этого недостатка. Конечно, надо проверять фотоаппарат уже в магазине, но на практике полноценную проверку осуществить достаточно проблематично, и немногие это делают. К тому же, если покупается отдельно объектив и камеру, для большинства эта проверка становится почти нереальной (нужно брать с собой в магазин для проверки ещё и свою камеру или «правильный» объектив).

И если вы вдруг обнаруживаете, что на ваших снимках всегда резкие «только уши человека», возникает острый вопрос: Что делать? В этой статье я хочу поделиться своим опытом в решении этого вопроса.

Больше всего повезло владельцам камер Canon 50D, 7D и других, где есть микрокоррекция АФ. Просто вводите поправочное значение в меню, и ехидно смеётесь над этой статьёй J .

Для остальных первый, правильный вариант действий (при наличии заводской гарантии) – это обратиться в сервисный центр. Он обязан устранить такой недостаток бесплатно. Но часто сервис отвечает отказом, уверяя, что всё «в пределах норм». И вам придется бороться за свои права.

Теоретически в сервисе и камера, и объектив настраиваются по эталону, и всё должно как бы работать с любым объективом и с любой камерой. Но так почти не бывает, и лучше нести сразу и камеру, и объектив для совместной юстировки. Тем не менее, это самый надежный способ избавиться от этого дефекта.

Если у вас уже нет гарантии, то такая услуга может вам обойтись от 2-3 тыс. руб. за одну единицу техники. Да ещё не в каждом городе есть необходимое оборудование, и эта операция может сильно растянуться по времени.

Я изучил много статей и форумов на эту тему, сам много поэкспериментировал, и могу рассказать о некоторых кустарных способах получить хоть какой-то результат, не лишенный некоторых недостатков.

Второй способ - механическая «юстировка» камеры, или «знаменитый шестигранник». В большинстве зеркальных камер под зеркалом есть один или два эксцентрика, которыми выравнивается плоскость автоматической фокусировки. Если сместить его, то зона резкости изменится.

На самом деле в этом винте совсем необязательно внутренний шестигранник. У моего Canon 20D в нем находится четырехгранник 1.2х1.2.  В других моделях шестигранник 1.2мм или 1.3мм. Достаточно важно найти хороший инструмент для поворота эксцентрика (заточенный гвоздь точно не подойдёт!), т.к. усилие на нём достаточно большое, и есть риск совсем свернуть маленькое отверстие китайским инструментом. Для своей камеры я обточил кончик маленького метчика на наждаке в квадрат 1.2х1.2, и сделал ему оправку.

Суть самой операции состоит в том, что бы аккуратно повернуть этот эксцентрик в ту или иную сторону, пока БФ или ФФ не исчезнут. Трудность заключается в том, что повернуть его можно за один раз только на небольшой угол (мешают стенки), и вам придется иметь несколько ключей согнутых под разным углом для перехвата.

Перед процедурой крайне желательно запастись маленьким зеркальцем (типа зубоврачебного), что бы увидеть положение шести, или четырехгранника, дабы без проблем в него попасть ключом. А ещё для того, чтобы запомнить (а лучше записать или сфотографировать) исходное положение. При необходимости можно вернуть всё обратно (и это получается достаточно точно).

Ещё необходимо полностью зарядить аккумулятор, и включить режим чистки матрицы. Эксцентрик может вращаться на 360 градусов, поэтому совершенно неизвестно, в какую сторону его надо крутить. Поворачиваете в любую сторону, и сделайте пробный снимок. И так далее, пока результат вас не удовлетворит.  НО!

Побочные явления! Используя этот способ, правильно отрегулировать можно только одну центральную точку фокусировки! Все остальные будут безбожно врать, и соответственно при съемке надо будет устанавливать режим АФ только по центральной точке. Правда, из этого факта тоже можно извлечь свою пользу – например приспособиться, и использовать другие точки для фокусировки других «убитых» объективов J .

Также если другие стекла, которым вы пользуетесь, вполне нормальные, они тоже начнут выдавать ошибки фокуса. Следовательно, вам сперва необходимо убедиться, что именно камера является источником проблем, а не какой-то единственный объектив. Для этого оцените все свои объективы на предмет БФ или ФФ.

Если у вас врет только один единственный объектив, то можно поработать с ним. Для правильной юстировки объективов в сервисе используется инженерная программа LensAdj, найти которую в свободном доступе практически нельзя, и настройка осуществляется программным способом. Про все объективы не скажу, но некоторым почему-то помогает небольшая механическая настройка. Я лично имею опыт подстройки Canon 17-85 IS. Так же этот способ должен подойти к серии Tamron 17-50 и аналогичных.

На этих объективах есть регулировка расстояния от передней линзы до задней. Почему это должно исправлять бэк-фокус – я не понимаю, но результат я получил положительный. Этот способ, в отличие от «шестигранника», не требует специнструмента и разборки объектива, и не грозит какой-либо неисправностью. Поэтому его легко попробовать даже начинающему. В крайнем случае, всегда можно вернуть линзу на старое место.

Передняя линза крепится тремя винтами в пазах, которые позволяют стеклу вращаться. При вращении линза немного поднимается вверх, или уходит вниз. Это и является сутью регулировки. Для доступа к винтам необходимо аккуратно отклеить декоративное кольцо, поддев его иголкой.

Провернув  линзу, снова заверните винты, не применяя особых усилий. Если будете поворачивать линзу против часовой стрелки, то винты надо открутить чуть больше, т.к. оправа будет подниматься. Я не заметил прямой зависимости БФ от положения линзы, но после нескольких проб разных положений, бэк-фокус на моём объективе практически исчез.  По этому, я буду рад вашему опыту в такой регулировке, и с другими объективами – пишите!

И, напоследок, я могу дать вам чисто технический приём съёмки с объективом, у которого есть БФ, но вы по каким-то причинам не можете его устранить. Некоторое время (пока не нашел время устранить дефект) я и сам им с успехом пользовался.

При съёмке с близкого расстояния (2-3 метра), вы переносите вес своего тела на переднюю ногу, выставленную немного вперёд, и наводите на фокус. Потом, не отпуская кнопки «спуск», вес тела восстанавливаете, и нажимаете спуск до конца. При этом камера плавно передвигается на 20-30 см назад, что вполне достаточно для компенсации средней ошибки БФ.

Если этот прием невыполним, но у вас объектив с возможностью ручной коррекции фокуса, то просто пользуйтесь этой возможностью. Поворот кольца на небольшое расстояние вправо помогут проблеме. Правда придется немного потренироваться, чтобы научиться поворачивать кольцо на нужное расстояние.

Но эти последние рекомендации конечно уже от безысходности, и лучше тем или иным способом справиться с этой проблемой бэк- и фронт-фокуса!

Внимание! Все попытки механической самостоятельной регулировки фокусировки лишат вас права гарантийного обслуживания! Все эти действия вы делаете на свой страх и риск!

И ещё немного «лирического отступления». При проведении всех изменений с камерой и объективом необходимо проверять промежуточные результаты. Обычно это делается с помощью штатива и специальной шкалы (или линейки и т.п.). Эти способы уже подробно описаны. Но хочу добавить еще один момент, который не везде упоминается.

Большинство объективов с переменным фокусным расстоянием могут иметь БФ или ФФ на одном расстоянии, и не иметь их на другом. Это, кстати, является одной из «объективных» причин отказа в гарантийной юстировке.

Поэтому я рекомендую, после теста по шкале сделать несколько снимков разных объектов с разным фокусным расстоянием, и на разном удалении «вживую». Для этого хорошо подходят кирпичные здания, ветки деревьев (только не на фоне неба) и люди крупным планом. Внимательно изучите полученные снимки на экране монитора.

Кроме того, АФ может неправильно работать и при плохом освещении, малой контрастности объекта и т.д. и т.п. (читайте инструкцию к камере). Учитывайте эти моменты, когда принимаете решение поковыряться в своей технике!

Как всегда, я полностью поместил эту статью с иллюстрациями на своём блоге.
Добро пожаловать!

http://budnikov.com/2011/04/bek-fokus-i-front-fokus/

С уважением, Алексей Будников.


Пять БЕСПЛАТНЫХ УРОКОВ для начинающих от В.Слободчука !

Снимайте лучше!    http://fotoscope.ru/om/109


Зимой большее часть суток – это ночь. Приглашаю приготовиться и к Новогодней ночи! Чтобы быть в этот праздник во всеоружии, изучите Мастер-класс Вячеслава Слободчука «НОЧНАЯ СЪЁМКА»!

Вы узнаете все секреты ночной фотосъёмки, что позволит Вам собственноручно создавать ИСТИННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА, которыми будут восхищаться все Ваши друзья и близкие…»

Узнайте сейчас об этом, и о других его курсах больше!

http://fotoscope.ru/om/105

Мастер-класс "Ночная съемка" доступен теперь для изучения
- на iPad
- на iPod
- на iPhone
в "родных" форматах!


Дружественные рассылки:
Всё о фото ... и ничего лишнего на NikonFan.ru: подробные авторские и переведённые с иностранных языков обучающие статьи по технике фотосъёмки и обработки фотографий в графических редакторах photoshop, lightroom, camera raw и других, актуальные новости фото,обзоры и тесты фототехники, фотографии профессиональных фотографов мира. Достоинства и особенности фотокамер Nikon. В каждом выпуске урок по фотографии и избранные топики с NikonFan.ru!

Подписаться письмом


Вы всегда можете посмотреть архив рассылки, и написать мне письмо!

E-mail:   fotokazdomu@budnikov.com

Блог:     http://budnikov.com     /подписаться на обновления блога здесь /

Skype:  aleksey-sar

 

 

 


В избранное